г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А56-102667/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32133/2018) ООО "КОМПАНИЯ ТРАНС-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56-102667/2018 (судья Клиницкая О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "КОМПАНИЯ ТРАНС-СЕРВИС"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Транс-Сервис" (далее - ООО "Компания Транс-Сервис", ответчик) о взыскании 353 500 руб. штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда (резолютивная часть) от 31.10.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Компания Транс-Сервис" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Податель жалобы считает необоснованным утверждение о том, что имеет место грубое нарушение Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и сведений о грузе, поскольку, указывая в накладных "песок формовочный", ответчик руководствовался документами на груз и химическим составом последнего. Ответчик считает неправомерной ссылку на заключение эксперта N 1170100137 от 18.09.2017, поскольку до настоящего момента тарифный класс перевозки, группа и позиция грузов, которым соответствует стартовая смесь "START-RMK"-SSC, не определены. Такой вид груза, как "Стартовая смесь", не входит в алфавитный список ЕГСНГ. Ответчик считает, что истцом не подтверждено отнесение в установленном порядке груза стартовая смесь "START-RMK"-SSC к группе "составы огнеупорные всякие", код ЕТСНГ 303285, в связи с чем считает расчет штрафа необоснованным.
Дело рассмотрено апелляционным судом без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Компания Транс-Сервис" по железнодорожной накладной N Э3903106 погружен и предъявлен, а ОАО "РЖД" принят к перевозке со станции Санкт-Петербург - Финляндский Октябрьской железной дороги до станции Магнитогорский - Грузовой Южно-Уральской железной дороги груз "песок формовочный" в крытом вагоне N 52048345.
Из содержания железнодорожной накладной следует, что груз "песок формовочный" кодом ЕТСНГ241479, упакованный в пакеты, в количестве 33 мест, общим весом 67050 кг, был погружен за исправными запорно-пломбирующими устройствами "Спрут 777-м" РЖДВ4670602, РЖДВ 4670603 (далее - ЗПУ). Стоимость перевозки вышеуказанного груза составила 41 637 руб. без учета налога на добавленную стоимость (НДС) 18%.
11.08.2017 на станции Магнитогорск - Грузовой Южно-Уральской железной дороги по результатами комиссионной проверки и выдачи груза было установлено несоответствие наименования фактически погруженного груза сведениям о наименовании груза, внесенным грузоотправителем в перевозочные документы, о чем составлен коммерческий акт N ЮУР1704620/615, подписанный представителем грузополучателя без возражений.
Как следует из содержания названного коммерческого акта, а также акта общей формы N 09/7468 от 11.08.2017, в результате проверки было установлено, что в вагон 52048345 был погружен груз: "стартовая смесь "START-RMK" - SSC, в то время как в железнодорожной накладной значится груз "песок формовочный". При осмотре груза произведено выборочное вскрытие одного грузового места - 29, номер партии 36П12-231, обнаружено: в картонном коробе, весом согласно трафарета на коробке - одна тонна, погружено 40 ненарушенных, бумажных с полиэтиленом пакетов по 25 кг, в которых содержится сыпучая смесь черного цвета, на каждом пакете нанесена маркировка "ковшевая стартовая смесь "START-RMK"-SSC", производитель "РМК", поставщик "РМК".
Согласно заключению эксперта N 117 01 00137 от 18.09.2017 пески формовочные и смеси стартовые имеют отличия как по составу, так и по области применения в промышленности, груз "смесь стартовая марки "START-RMK-SSC" должен быть отнесен к тарифной группе N 300003 "огнеупоры, асбест, слюда", номер позиции груза 303001 "материалы и изделия огнеупорные и кислотоупорные, кроме кирпича огнеупорного", порядковый номер груза в тарифной позиции единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) 303285 "составы огнеупорные всякие".
Согласно расчету истца, произведенному в соответствии со статьей 98 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), и расчета провозной платы за перевозку фактически перевезенного груза, стоимость перевозки фактически погруженного и перевезенного груза - "смесь стартовая марки "START-RMK-SSC", относящегося к группе "составы огнеупорные всякие", код ЕТСНГ 303285, при прочих аналогичных условиях договора перевозки груза железнодорожным транспортом, составляет 70 700 руб. без учета НДС 18%.
Между тем при наличии искажения сведений о наименовании груза, указанных в транспортной железнодорожной накладной, повлекшего снижение размера провозной платы, размер провозной платы за фактически перевезенный груз подлежит увеличению в порядке, установленном статьей 98 УЖТ РФ, в пять раз и составляет 353 500 руб.
ОАО "РЖД" в адрес ответчика была направлена претензия с предложением оплатить штраф в размере 353 500 руб., которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную настоящим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожную транспортную накладную.
В соответствии с п. 2.17, 2.25 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 39 (далее - Правила), достоверные сведения о наименовании груза вносятся в транспортную железнодорожную накладную грузоотправителем, о чем последний расписывается в железнодорожной накладной.
В силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии со статьей 98 УЖТ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Факт искажения в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе подтверждается представленными в материалы дела коммерческим актом N ЮУР 1704620/615 от 11.08.2017, актом общей формы N 09/7468 от 11.08.2017, оформленными в соответствии с пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, составленным комиссией в присутствии представителя грузополучателя.
Коммерческим актом, актом общей формы, заключением эксперта подтверждается, что ответчиком заявлен к перевозке груз "песок формовочный", кодом ЕТСНГ 241479, плата за перевозку которого составила 41 637 руб. без учета НДС, фактически погружен груз - смесь стартовая марки "START-RMK-SSC" (код ЕТСНГ 303285 "составы огнеупорные всякие", второй тарифный класс), провозная плата за перевозку которого составляет 70 700 руб., без учета НДС.
Довод ответчика о неправомерности отнесения ОАО "РЖД" перевезенного груза к тарифной позиции "составы огнеупорные всякие", код ЕТСНГ 303285 противоречит положениям пункта 2.2.1 Прейскуранта 10-01 и имеющимся в материалах дела доказательствам, с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 2.12.1 Прейскуранта 10-01 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указываются грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ с указанием отличительных признаков груза. При перевозке грузов указанных случаях в перевозочных документах дополнительно может быть указано наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (далее - ГНГ).
Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
Из Заключения следует, что выводы эксперта об отнесении груза к категории "составы огнеупорные всякие" основаны на исследовании физико-химических свойств груза.
Согласно Техническим условиям "Стартовые смеси" (л.д.26) данные смеси представляют собой готовую огнеупорную смесь, предназначенную для заполнения сталевыпускного канала сталеразливочного ковша при подготовке ковша к плавке. В письме от 02.10.2017 (л.д.62) ответчик указал, что смесь используется для металлургического производства.
Между тем ответчиком в материалы дела не представлены разъяснения уполномоченного органа в области железнодорожного транспорта об отнесении спорного груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ, в то время как выводы эксперта об отнесении груза к категории "составы огнеупорные всякие", как указано выше, основаны на исследовании физико-химических свойствах груза, что соответствует требованиям пункта 2.2.1 Прейскуранта 10-01.
Ответчиком применено примечание к пункту 2.2.1 Прейскуранта 10-01 при оформлении груза к перевозке, а именно, в графе транспортной накладной "сведения о грузе", груз - "стартовая смесь" отнесен к позиции ЕТСНГ "песок формовочный", первого тарифного класса, против чего ООО "Компания Транс-Сервис" не возражает. Перевозчиком же, по результатам проведенного экспертного исследования, на основании соответствующего заключения, груз отнесен к позиции ЕТСНГ "составы огнеупорные всякие", второго тарифного класса.
Апелляционный суд также отмечает, что решением суда от 22.08.2018 по делу N А56-88708/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2018, исковые требования ОАО "РЖД" к ООО "Компания Транс-Сервис" о взыскании добора провозной платы по спорной перевозке удовлетворены. Судами установлены обстоятельства, связанные с искажением грузоотправителем сведений, внесенных в железнодорожную накладную Э3903106, оформленного коммерческим актом N ЮУР1704620/615 от 11.08.2017, а также правомерность отнесения перевозчиком спорного груза к позиции ЕТСНГ 303285 "составы огнеупорные всякие".
Следовательно, установлена действительность отнесения спорного груза с наименованием "смесь стартовая марки "START-RMK-SSC"" к коду ЕТСНГ N 303285 "составы огнеупорные всякие", проверен и признан обоснованным размер подлежавшего уплате при отправлении груза провозного тарифа, а также обоснованность применения к спорным правоотношениям положений пункта 2.2.1 Прейскуранта 10-01 в части определения позиции ЕТСНГ с учетом свойств груза.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А56-88708/2018, являются преюдициальными для настоящего спора и не подлежат доказыванию вновь.
С арифметической правильностью расчета штрафа ответчик не спорит.
Таким образом, решение суда является правильным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2018 по делу N А56-102667/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102667/2018
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО " КОМПАНИЯ ТРАНС-СЕРВИС "
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32133/18