г. Самара |
|
01 февраля 2019 г. |
дело N А55-18232/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" - Ситникова А.А., доверенность от 26.12.2018,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2018 года по делу N А55-18232/2018 (судья Шехмаметьева Е.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (ОГРН 1126316007641, ИНН 6316178168) к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) о взыскании
третье лицо Государственная жилищная инспекция Самарской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (далее - истец, ООО "Волгатеплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 923 054,46 руб., в том числе 777 120,24 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с июля 2017 по декабрь 2017 года в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Гаражная, д. 45, стр. 1 и стр. 2, а также 145 934,22 руб. пени за просроченную оплату.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области.
Решением от 28.11.2018 исковые требования удовлетворены в заявленном размере, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал что суд не дал оценки доводам ответчика о том, что Департамент, заключив с ООО "СУТЭК" договор управления многоквартирными домами по адресам: Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Гаражная, 45, строение 1 и ул. Гаражная, 45, строение 2, фактически возложил на него обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ООО "СУТЭК" является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по оказанию коммунальных услуг гражданам (жильцам), проживающим в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО "СУТЭК", в том числе по теплоснабжению.
Жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Взыскиваемая задолженность по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги образовалась из-за невыполнения нанимателями по договорам социального найма и собственниками жилых помещений обязанностей, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
Принимая во внимание изложенное, обязанность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги по рассматриваемым адресам у Департамента отсутствует. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является теплоснабжающей организацией, в обязанности которой входит обеспечение потребителей городского округа Самара коммунальными услугами в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В число объектов, в отношении которых истцом осуществляется поставка тепловой энергии на отопление, входят многоквартирные дома, расположенные по адресам: г.Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул.Гаражная, 45, строение 1 и ул.Гаражная, 45, строение 2.
В отношении указанных многоквартирных домов ООО "Волгатеплоснаб" является единственным поставщиком тепловой энергии на отопление.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома до 10.11.2011 находились на балансе ФГУ "Самарская КЭЧ района".
На основании Приказа Министра обороны РФ от 31.05.2011 N 816 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округа Самара Самарской области", акта приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность, в поселке Винтай Красноглинского района г. Самара, утвержденного в Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ 10.11.2011 ФГУ "Самарская КЭЧ района" передало два вышеуказанных многоквартирных жилых дома в муниципальную собственность городского округа Самара.
Таким образом, с момента подписания вышеуказанного акта, жилой фонд в пос. Винтай Красноглинского района находится в муниципальной собственности городского округа Самара.
Ранее указанные многоквартирные дома находились в управлении АО "Славянка", однако с 01.11.2015 обслуживание домов указанной управляющей организацией прекращено. До настоящего времени управляющая организация, которая будет является исполнителем коммунальных услуг для данных домов, не определена, в связи с чем в соответствии с пунктом 17 постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ООО "Волгатеплоснаб" является в отношении данных многоквартирных домов исполнителем коммунальных услуг в части поставки тепловой энергии на отопление.
На основании статьи 45 Устава городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара. От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Самара регулируются Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154.
Согласно пункту 1.2 Положения Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются, в том числе, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 215 ГК РФ, 30, 153, 154, 155, 157, 158 ЖК РФ в силу которых собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Также собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а также обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
На основании изложенного Департамент управления имуществом городского округа Самара как представитель собственника жилых помещений (муниципального образования городской округ Самара), расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах, обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг этих домов в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности и пустующих помещений.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона РФ N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Тариф на тепловую энергию для ООО "Волгатеплоснаб" установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 638 от 17.12.2015 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО "Волгатеплоснаб" и с 01.07.2017 составляет 1668 руб. (без учета НДС-18%) за 1 Гкал, с учетом НДС 18% - 1968,24 руб.
Тариф на горячую воду установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2015 N 704.
За период с июля по декабрь 2017 истец поставил ответчику тепловую энергию в количестве 394, 83 Гкал, стоимостью 777 120,24 руб.
Истец произвел расчет потребленной тепловой энергии от котельной, расположенной в п. Винтай, для многоквартирных домов Красноглинского района г.о. Самара по адресам: ул. Гаражная, д.45, строение N N 1,2, согласно которому ООО "Волгатеплоснаб" выставило акты на поставку тепловой энергии и счета - фактуры. Ответчик указанные акты не подписал и не возвратил истцу.
Довод ответчика о том, что расчет размера задолженности произведен без учета сведений о наличии нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах. судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку в материалы дела представлены договоры на теплоснабжение, заключенные с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах по адресам: п.Винтай, ул.Гаражная, д.45, строение 1 и 2.
Расчет размера исковых требований произведен истцом только за пустующие помещения, в отношении которых ответчик несет бремя содержания и оплаты коммунальных услуг. Доказательств обратного ответчик в материалы дела не представил.
Документы, свидетельствующие об исполнении в установленный срок денежного обязательства в полном объеме по оплате услуг теплоснабжения в период с июля по декабрь 2017 года, ответчик также не представил.
Поскольку заявленные требования подтверждены истцом надлежащими письменными доказательствами, суд первой инстанции правомерно признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства должна быть возложена на управляющую компанию ООО "СУТЭК" отклоняется как необоснованный, согласно ответу Государственной жилищной инспекции Самарской области (т.2, л.174) сведения об управлении многоквартирными домами, расположенными по адресам г.Самара, п.Винтай, ул. Гаражная, д.45, строение 1 и 2. отсутствуют, лицензия на управление указанными многоквартирными домами не выдавалась ни одной управляющей организации.
Довод ответчика о том, что взыскиваемая задолженность по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги образовалась из-за невыполнения нанимателями по договорам социального найма и собственниками жилых помещений обязанностей, предусмотренных действующим жилищным законодательством, также отклоняется как необоснованный, поскольку указанный довод опровергается представленными в материалы дела заключенными договорами на теплоснабжение с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах по адресам: п.Винтай, ул.Гаражная, д.45, строение 1 и 2. Расчет размера исковых требований произведен истцом за пустующие помещения, в отношении которых Департамент несет бремя содержания и оплаты коммунальных услуг как собственник.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2018 года по делу N А55-18232/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18232/2018
Истец: ООО "Волгатеплоснаб"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Самарской области