г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А56-59702/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32688/2018) АО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2018 по делу N А56-59702/2018 (судья Суворов М.Б.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Антипинский нефтеперерабатывающий завод" (далее - АО "Антипинский НПЗ") о взыскании 21 380 руб. 42 коп. задолженности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда (резолютивная часть) от 16.07.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Ответчик указывает на неправомерное применение судом пункта 3.15 договора, поскольку основанием для проведения расчетов по договору является акт общей формы, в котором фиксируется время, за которое взимается плата за нахождение вагонов на путях общего пользования и время окончания оказания услуги.
Дело рассмотрено апелляционным судом без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (клиент) был заключен договор от 03.03.2017 N 17/СТЦФТО/ВР, в соответствии с которым ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства оказать услугу по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), а клиент обязуется оплатить услугу на условиях настоящего договора.
В силу пункта 4.1 договора за оказание услуги взимается договорный сбор в размере действующих ставок таблицы N 2 Тарифного руководства (приказ ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1).
Пунктом 3.15 договора установлено, что: дата и время окончания оказания услуги определяются с учетом следующих особенностей:
- если в заявке указана предполагаемая дата окончания оказания услуги, то дата и время окончания оказания услуги фиксируются на 24 часа 00 минут даты окончания размещения, указанной в заявке.
Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что в период с 12 по 14 апреля 2017 года вагоны в количестве 58 единиц, следовавшие на станцию назначения Комсомольск-Мурманский, были задержаны перевозчиком на промежуточной станции Энгозеро, на основании заявки АО "Антипинский НПЗ" от 12.04.2017 N 3656. В заявке указана планируемая дата окончания оказания услуги - 14.04.2017.
В связи с чем оплате подлежал период простоя вагонов на путях общего пользования с 18 час. 47 мин. 12.04.2017 по 23 час. 59 мин. 14.04.2017, т.е. за 53 часа.
Вместе с тем по накопительной ведомости N 200401 на основании акта общей формы 2/106 с ответчика были взысканы денежные средства за период с 18 час. 47 мин. 12.04.2017 по 14 час. 09 мин. 14.04.2017, то есть за 44 часа простоя вагонов - 30 392 руб., сумма недобора платы составила 7 323,08 руб.
В период с 12 по 15 апреля 2017 года вагоны в количестве 57 единиц, следовавшие на станцию назначения Комсомольск-Мурманский, были задержаны перевозчиком на промежуточной станции Боярская, на основании заявок АО "Антипинский НПЗ" от 12.04.2017 N 3652, от 14.04.2017 N 3708. В заявке N 3708 указана планируемая дата окончания оказания услуги-15.04.2017.
На основании пункта 3.15 договора оплате подлежит период простоя вагонов на путях общего пользования с 18 час. 39 мин. 12.04.2017 по 23 час. 59 мин. 15.04.2017, то есть за 78 час.
Вместе с тем по накопительной ведомости N 190401 на основании акта N 10/79 с ответчика взысканы денежные средства за период с 18 час. 39 мин. 12.04.2017 по 09 час. 18 мин. 15.04.2017, то есть за 63 часа простоя вагонов - 42 750 руб., сумма недобора платы составила 14 057,34 руб.
Таким образом, с АО "Антипинский НПЗ" подлежит взысканию недобор платы в размере 21 380 руб. 42 коп.
В адрес ответчика были направлены претензии от 12.03.2018 N АФТОМ-4/8/19/08, от 23.03.2018 N АФТОМ-4/8-19/08(2), которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1).
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее- УЖТ РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
По прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан принять грузы и оплатить причитающиеся перевозчику платежи (часть 1 статьи 36 УЖТ РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии груза, порожнего грузового вагона установлен частями 2-5 статьи 36 УЖТ РФ.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт простоя вагонов подтверждается представленными в материалы дела заявками, актами общей формы N 2/106 от 14.04.2017, N 10/79 от 15.04.2017, накопительными ведомостями N 220103 к акту N 2/106 от 14.04.2017 и N 220103 к акту N 10/79 от 15.04.2017.
За время простоя на путях станции по причинам, зависящим от ответчика, ОАО "РЖД" на основании статьи 39 УЖТ РФ и пункта 4.1 договора исчислило сумму платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 21 380 руб. 42 коп. и обратилось к АО "Антипинский НПЗ" с требованием оплатить сумму задолженности.
Расчет подлежащей оплате задолженности произведен истцом по ставкам таблицы N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, ответчиком методически и арифметически не оспорен.
Как указывалось выше, порядок определения даты и времени окончания услуги указан в пункте 3.15 договора. Так, в случае если в заявке указана предполагаемая дата окончания оказания услуги, то дата и время окончания оказания услуги фиксируется на 24 часа 00 минут даты окончания размещения указанной в заявке.
Размещение вагонов было произведено на основании заявок ответчика N N 3656, 3652, 3708. В названных заявках указаны именно предполагаемые даты окончания оказания услуги, следовательно, расчет должен был быть произведен в соответствии с пунктом 3.15 договора, то есть на 24 часа 00 минут даты окончания размещения указанной в заявке.
Указанные в актах общей формы сведения о дате и времени определяют только момент фактического окончания нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и не являются основанием для освобождения сторон от применения пункта 3.15 договора.
То обстоятельство, что ОАО "РЖД" ошибочно осуществило расчет без учета пункта 3.15 договора, как следствие, не добрало плату за оказанные услуги, и оплата клиентом услуг по неверному расчету, не свидетельствует об утрате у истца права на получение платы за оказанные услуги в размере, установленном договором.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2018 по делу N А56-59702/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59702/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод"