Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф04-1155/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
09 января 2019 г. |
Дело N А03-4368/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2019 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Белозёровой А.А., после перерыва помощником судьи Карташовой Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (N 07АП-10205/2018) на решение от 26.09.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4368/2018 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840, 656002, г. Барнаул, ул. Воровского, 163)
к Государственной инспекции Алтайского края (Государственный жилищный надзор) (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, 7)
о признании недействительными акта проверки от 06.03.2018 N 14-04/417 и предписания от 06.03.2018 N 14-04/417 об устранении нарушения действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг.
До перерыва в судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Алтайкрайэнерго": Кузнецова М.В. по доверенности от 06.07.2016 (до 31.12.2018), Сиротина О.В. по доверенности от 07.05.2018 (по 31.12.2018).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - АО "Алтайкрайэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (Государственный жилищный надзор) (далее - Государственная инспекция) о признании недействительными акта проверки от 06.03.2018 N 14-04/417 и предписания от 06.03.2018 N 14-04/417 об устранении нарушения действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг.
Решением от 26.09.2018 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе АО "Алтайкрайэнерго", ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести по делу новое решение, удовлетворив требования о признании незаконным и отмене предписания от 06.03.2018 N 14-04/417.
Указывает, что 19.10.2017 в 17:03:09 предупреждение было направлено посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя на телефонный номер: 8-962-815-86-96, зарегистрированный на Анисимову Е.А. (приложение N 2). Указанный номер телефона был предоставлен потребителем гарантирующему поставщику - АО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение, внесен в программный комплекс как контактный номер телефона. Кроме того, согласно полученным судом данным от оператора сотовой связи указанный номер принадлежит Анисимовой Е.А., факт его принадлежности Анисимовой Е.А. установлен в рамках дела N 2-788/2018.
В подтверждение обстоятельств направления извещения представлен скриншот из личного кабинета услуги "МТС Коммуникатора", в котором статус сообщения указан как "доставлено", факт отправки текстового сообщения подтверждается информацией ПАО МТС Алтайском крае от 25.06.2018.
В связи с тем, что задолженность не была оплачена в указанный срок, 09.11.2017 АО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение обратилось в филиал "Бийские МЭС" АО "СК Алтайкрайэнерго" с заявкой на осуществление приостановления (прекращения) подачи электроэнергии по вышеуказанному адресу. 09.11.2017 после введения приостановления подачи электроснабжения по вышеуказанному адресу сотрудниками АО "СК Алтайкрайэнерго" филиала "Бийские МЭС" составлен акт об отключении электроэнергии от 09.11.2017, в котором зафиксирован факт приостановления электроснабжения по указанному адресу. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Порядок введения приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг, регламентирован пунктами 114-122. В указанных пунктах Правил отсутствует указание на то, что в случае, если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом, уведомленным в день направления повторного смс - сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс - сообщение в течение двух дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс-сообщения.
Таким образом, АО "Алтайкрайэнерго" требования по надлежащему уведомлению об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги - электроснабжение потребителя, по адресу: г. Бийск, ул. Тихий, 26, выполнены в полном объеме. Сама процедура по введению приостановления (ограничения) режима предоставления электроснабжения также проведена с соблюдением норм действующего законодательства.
Оплата на лицевой счет произведена потребителем не в полном объеме, соглашение о порядке погашения задолженности и оплате указанных расходов не заключалось, исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента, таким образом, у АО "Алтайкрайэнерго" отсутствуют основания для возобновления подачи электроэнергии в установленном в законе порядке.
В Правилах N 354 отсутствует норма права (пункт, статья), обязывающая ресурсоснабжающую организацию при введении ограничении (приостановлении) режима потребления коммунальной услуг составлять об этом акт и направлять его в адрес потребителя. Таким образом, пункт 2 предписания на АО "Алтайкрайэнерго" незаконно возложена обязанность по направлению потребителю акта о приостановления коммунальной услуги электроснабжения, составленного 09.11.2017. Возложение Государственной инспекцией на АО "Алтайкрайэнерго" обязанностей, не предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг, свидетельствует о неправильном применении и нарушении ею норм материального и процессуального права.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), на нарушение которых указывает Государственная инспекция в оспариваемом предписании, в настоящем споре не применимы, так как в соответствии с пунктом 17 указанных Правил введение ограничения режима потребления осуществляется в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Представители Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Судебное заседание, назначенное на 21.11.2018, слушанием откладывалось до 19.12.2018 на 11.50 часов, в том числе для уточнения обществом просительной части апелляционной жалобы, представления доказательств наличия задолженности у потребителя на дату приостановления подачи электрической энергии, направления указанных уточнений и документов в адрес Государственной инспекции; Государственной инспекции для отражения своего отношения по заявленному ходатайству, а также представления в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативного обоснования вынесения акта проверки и порядка вынесения по ее результатам предписания (обязанность или право), каким документов регламентируется такой порядок со ссылкой на документ, его пункты.
После отложения в порядке части 10 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство возобновлено.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 07.12.2018 произведена замена судьи Скачковой О.А. на судью Павлюк Т.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Государственная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своего представителя не обеспечила, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя. Во исполнение определения суда от 21.11.2018 представила дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Представители общества при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе с учетом ее просительной части, во исполнение определения суда от 21.11.2018 представили лицевую карту потребителя Анисимовой Екатерины Алексеевны, подтверждающую наличие задолженности по потребленной электроэнергии на 09.11.2017, просили приобщить ее в материалы дела.
Судебной коллегией вынесено протокольные определения о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, признав причины их представления уважительными, во исполнение определения суда для установления всех обстоятельств дела. В пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 24.12.2018.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 07.12.2017 в адрес Государственной инспекции из прокуратуры г. Бийска поступило обращение Анисимовой И.А., проживающей по адресу: г. Бийск, пер. Тихий, 26 по факту незаконного приостановления подачи электроэнергии по указанному адресу, в связи с чем специалистом инспекции с 02.03.2018 по 06.03.2018 на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции от 05.02.2018 N 12-04/417 в рамках Федерального закона от 26.12. 2008 N294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведена внеплановая документарная проверка АО "Алтайкрайэнерго" по фактам, изложенным в обращении.
По результатам проверки установлено, что электроснабжение жилого дома N 26 по пер. Тихий в г. Бийске осуществляет АО "Алтайкрайэнерго", по информации которого с целью уведомления потребителей 19.10.2017 в 17 час. 03 мин. посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя на телефонный помер 8-962-815-86-96, зарегистрированный на Анисимову Е.А., отправлено уведомление (предупреждение) о задолженности в размере 102112,46 руб. и необходимости ее погашения в двадцатидневной срок. Уведомление доставлено 19.10.2017 в 17 час. 03 мин. В тексте сообщения укачано: "Алтайкрайэнерго сообщает, что по л/с 318020519 имеется долг 102...".
В связи с тем, что задолженность не была оплачена в указанный срок, 09.11.2017 АО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение обратилось в филиал "Бийское МЭС" АК "СК Алтайкрайэнерго" в заявкой на осуществление приостановления (прекращения) подачи электроэнергии по вышеуказанному адресу.
В тот же день после введения приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжение по указанному адресу приостановлено в 10 часов 00 минут, о чем составлен акт с указанием на то, что на момент приостановления коммунальной услуги абонент отсутствовал. Акт подписан только представителем АО "Алтайкрайэнерго".
Установив, что каких-либо подтверждающих документов, кроме никем не заверенной выписки, о содержании сообщения, номере телефона (информации от оператора связи), на который доставлено сообщение, факт и дату его получения потребителем в Государственную инспекцию не представлено, обществу 06.03.2018 выдано предписание об устранении указанных нарушений в срок до 15.03.2018 путем подключения жилого дома к коммунальной услуге по электроснабжению, направления потребителю акта от 09.11.2017 о приостановлении коммунальной услуги - электроснабжения.
Заявитель, не согласившись с вынесенными предписанием и актом проверки от 06.03.2018, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности ненормативных документов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Как установлено судом и следует из пояснений сторон, обществом не оспаривается тот факт, что предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, представленных законодательством.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга по электроснабжению, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами N 354, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4 Правил N 354).
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 117 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
В пункте 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Следовательно, факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Указанное означает, что, несмотря на расширение способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО "СК Алтайкрайэнерго" и ПАО "Мобильные ТелеСистемы" для передачи потребителям, имеющим задолженность, за потребленную электроэнергию, предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи заключен договор об оказании услуг связи от 19.04.2017 N 122394749489 (241/17).
Анисимова Е.А. является потребителем услуг и абонентом Бийского отделения ОАО "Алтайкрайэнерго", на ее имя открыт лицевой счет N 318020519 для начислений и оплат за потребленную электроэнергию в отношении жилого помещения по адресу: г. Бийск, пер. Тихий, 26, где установлен один прибор учета.
Потребителю Анисимовой Е.А., пользующейся на законном основании жилым домом и на которую открыт лицевой счет N 318020519, зарегистрированную по указанному адресу 09.11.2017 приостановлена коммунальная услуга по электроснабжению (акт от 09.11.2017).
Уведомление о наличии задолженности по состоянию на 09.11.2017 за потребленную электроэнергию в сумме 102 112, 46 руб. и предупреждение о последствиях непогашения задолженности в течение 20 дней в виде ограничения, а затем приостановления либо при отсутствии технической возможности введения ограничения, приостановления без предварительного введения ограничения подачи электроэнергии с момента получения настоящего уведомления общество направило потребителю - должнику посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя на телефонный номер:8-962-815-86-96, зарегистрированный на Анисимову Е.А. Указанный номер предоставлен потребителем гарантирующему поставщику - АО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение, внесен в программный комплекс как контактный номер телефона.
Принадлежность данного номера телефона потребителю Анисимовой Е.А. установлена также в рамках дела N 2-788/2018.
В подтверждение обстоятельств направления извещения представлен скриншот из личного кабинета услуги "МТС Коммуникатора", в котором статус сообщения указан как "доставлено", факт отправки текстового сообщения подтверждается информацией ПАО МТС в Алтайском крае от 25.06.2018.
В связи с тем, что задолженность не была оплачена в указанный срок, 09.11.2017 по заявке АО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение после введения приостановления подачи электроснабжения по адресу: г. Бийск, пер. Тихий, 26 сотрудниками АО "СК Алтайкрайэнерго" составлен акт об отключении электроэнергии от 09.11.2017, в котором зафиксировано, что электроснабжение по вышеуказанному адресу приостановлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом в нарушение пункта 119 Правил N 354, пункта 8 Правил N 442 произведено отключение коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома N 26 по пер. Тихий в г. Бийске 09.11.2017 без надлежащего уведомления потребителя, чем нарушена процедура уведомления потребителя о приостановлении подачи коммунального ресурса; обществом не представлен в материалы дела договор с потребителем, в котором были бы прописаны условия уведомления о порядке введения ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона.
Вместе с тем судом не учтено, что порядок введения приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг регламентирован пунктами 114-122 Правил N 354.
В указанных пунктах Правил отсутствует указание на то, что в случае, если иное не предусмотрено договором электроснабжения, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного смс-сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс- сообщение в течение двух дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс- сообщения.
Установив наличие по спорному адресу одного прибора учета Нева 103 1S0, заводской номер 082261, который не оборудован встроенным устройством для обеспечения удаленного доступа, в связи с чем отсутствовала техническая возможность введения частичного ограничения поставки электроэнергии, при наличии числящейся за Анисимовой Е.А. (лицевой счет N 318020519) задолженности по оплате коммунальной услуги - электроснабжения в размере 102 112, 46 руб. в связи с невнесением платы в полном объеме за потребленную электроэнергию, суд обоснованно счел, что у АО "Алтайкрайэнерго" имелись основания для выставления задолженности по оплате потребленной электроэнергии и приостановления предоставления коммунальной услуги - электропотребления. Задолженность за потребленную электроэнергию в настоящее время в полном объеме не погашена, что следует из имеющихся в деле доказательств (лицевой карты потребителя) и пояснений представителей общества.
Предупреждение о приостановлении подачи электроэнергии потребителю направлено 19.10.2017 на номер телефона Анисимовой Е.А. как лицу, на имя которой открыт лицевой счет. В данном сообщении указано на необходимость погашения задолженности в течение 20 дней, после чего будут приняты меры по ограничению (приостановлению) услуги электроснабжения.
Таким образом, обществом выполнены в полном объеме требования по надлежащему уведомлению об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги -электроснабжение потребителя по адресу: г. Бийск, пер. Тихий, 26.
Процедура по введению приостановления (ограничения) режима предоставления коммунальной услуги - электроснабжения также проведена с соблюдением норм действующего законодательства.
В пункте 120 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 данных Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Как следует из лицевой карты потребителя по состоянию на 14.12.2018 оплата на лицевой счет произведена потребителем не в полном объеме, соглашения о порядке погашения задолженности и оплате указанных расходов не заключалось, исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента, таким образом у АО "Алтайкрайэнерго" отсутствуют основания для возобновления подачи электроэнергии в установленном в законе порядке.
В Правилах N 354 отсутствует норма права (пункт, статья), обязывающая ресурсоснабжающую организацию при введении ограничения (приостановлении) режима потребления коммунальной услуги составлять об этом акт и направлять его в адрес потребителя. Указанное свидетельствует, в том числе, о том, что Государственной инспекцией пунктом 2 оспариваемого предписания от 06.03.2018 незаконно возложена обязанность на общество по направлению в адрес потребителя такого акта.
Указание в предписании на нарушение обществом пунктов 8, 11,13 Правил N 442 не нашел подтверждения материалами дела.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация.
Из материалов дела видно, что в данном случае общество являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
В пункте 67 Правил N 354 определено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Основания и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг установлены разделом XI Правил N 354.
Поскольку по своему содержанию спорные отношения по поставке электрической энергии подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), то в силу прямого указания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения N 442 (в редакции, действовавшей в спорный период) и Правила N 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем согласно подпункту "а" пункта 10, подпункту "в" пункта 17 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственника (пользователя) жилого дома (домовладения) выступает ресурсоснабжающая организация.
Противоречия нормативного регулирования в такой ситуации не имеется, поскольку нормы Основных положений N 442, Правил N 442 и Правил N 354 применяются как общие и специальные нормы права по принципу вытеснения специальными нормами общих.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан- потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами (пункт 17 в редакции Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624).
Из пункта 48 Основных положений N 442 следует, что гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Соответствующие основания предусмотрены пунктом 2 Правил N 442.
Положения пункта 12 Правил N 442 устанавливают обязанность сетевой организации по осуществлению контроля за соблюдением потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, применительно к ситуации, когда данное ограничение режима потребления осуществлено потребителем самостоятельно и не вводилось с объектов электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя). В иных случаях осуществление указанного контроля является правом соответствующего лица, то есть предполагает наличие должного усмотрения.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, филиал "Бийское МЭС" АО "СК Алтайкрайэнерго" надлежащим образом исполнила заявку общества, приостановив подачу электрической энергии бытовому потребителю, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. В действиях АО "Алтайкрайэнерго" не усматривается нарушение процедуры частичного ограничения (приостановления) режима потребления электрической энергии, предусмотренной пунктом 48 Основных положений N 442 и Правил N442.
При таких обстоятельствах у Государственной инспекции не имелось правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку его неисполнение влечет для общества административную ответственность, в связи с чем удовлетворяет заявленные требования, признает недействительными предписание Государственной инспекции от 06.03.2018 N 14-04/417.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации- несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Исходя из того, что общество первоначально обратилось с требованием о признании незаконными акта проверки от 06.03.2018 и оспариваемого предписания, затем уточнило в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования, просило признать недействительным предписание от 06.03.2018 N 14-04/417, отказалось от требования о признании незаконным акта проверки от 06.03.2018, в указанной части заявление подлежит прекращению по основанию пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции при вынесении решения не учел положения названной нормы и не прекратил производство по делу, что в силу положений пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и прекращения производства по делу в указанной части.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей, понесённые обществом, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы подлежат взысканию с Государственной инспекции Алтайского края (Государственный жилищный надзор) в пользу акционерного общества "Алтайкрайэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2018 года по делу N А03-4368/2018 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным акта проверки от 06.03.2018 N 14-04/417 отменить. Принять в указанной части новый судебный акт.
Производство по делу N А03-4368/2018 в части признания недействительным акта проверки от 06.03.2018 N 14-04/417 прекратить.
В остальной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной инспекции Алтайского края (Государственный жилищный надзор) от 06.03.2018 N 14-04/417.
Взыскать с Государственной инспекции Алтайского края (Государственный жилищный надзор) (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, 7) в пользу акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840, 656002, г. Барнаул, ул. Воровского, 163) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4368/2018
Истец: ОАО "Алтайкрайэнерго" Бийское отделение
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края Отдел жилищного надзора по г.Бийску