г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А21-7426/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от истца: Шунин А.В., доверенность от 15.01.2019;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31280/2018) общества с ограниченной ответственностью "АТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2018 по делу N А21-7426/2018 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "АТО"
о взыскании утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявление к ООО "АТО" о взыскании 1 770 000 руб. утилизационного сбора (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.09.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "АТО" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны обстоятельства, которые суд счел установленными, неправильно применены нормы материального права; подателем жалобы ввезено не транспортное средство, а запчасти.
Согласно отзыву Таможня против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, ответчиком по декларации на товары N 10012210/021117/0005885 задекларирован товар: автомобиль грузовой тягач седельный, б/у, дизельный, марки "DAF" 09.12.2010 г.в., модель XF105/460, VIN: XLRTE47MS0E893963, объем двигателя 12902 куб.см., 340 кВт, 462 л/с, полная масса: 20500 кг.; код товара - 8701209014 ТН ВЭД ЕАЭС., с указание в графе 31 декларации - не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования, предназначен для разборки на запчасти, узлы и агрегаты.
Товар 02.11.2017 выпущен в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
Таможней 05.02.2018 выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора - 1 770 000 руб.
В связи с этим в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 13.02.2018, возвращенное органом почтовой связи с пометкой "истек срок хранения".
В связи с тем, что утилизационный сбор в добровольном порядке ООО "АТО" не уплачен, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителя заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1). Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора - это лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших данный сбор в нарушение установленного порядка его уплаты.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81; далее - Правила N 81)
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правил N 81)
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Судом первой инстанции установлено, что заинтересованным лицом ввезено транспортное средство, которое не подпадает под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Как правильно указано в обжалуемом решении, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению, учитывая, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе, и расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (пункт 11 Правил N 81).
Размер утилизационного сбора определен Таможней, исходя из действовавших на момент выпуска транспортного средства базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 N 1291.
Возражений по размеру утилизационного сбора ответчик не приводит. Доказательств уплаты утилизационного сбора не представлено, следовательно, требование Таможни о взыскании с ответчика 1 770 000 руб. утилизационного сбора правомерно удовлетворено судом.
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска товара Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2018 по делу N А21-7426/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "АТО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7426/2018
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "АТО"