Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2019 г. N Ф09-2209/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А07-22555/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2018 по делу N А07-22555/2018 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" - Гадельшин А.А. (доверенность N 27 от 11.12.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" (далее - заявитель, общество, ООО Агрофирма "Николаевская") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:74:041001:314, площадью 109827 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Дмитриевский; об обязании министерства направить проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - третье лицо, Управление)
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2018 (резолютивная часть объявлена 07.11.2018) исковые требования удовлетворены. Признан незаконным и отменен отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении ООО Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:314 площадью 109827 кв.м. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, направить ООО Агрофирма "Николаевская" проект договора купли-продажи земельного участка.
Министерство не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В частности апеллянт полагает, что Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости в границах площади, необходимой для эксплуатации объекта, а не всего земельного участка, на котором объекты расположены. Полагает, что площадь испрашиваемого земельного участка равная 109 827 кв.м. явно несоразмерна площади размещенных на нем объектов недвижимости. Доказательств необходимости земельного участка данной площади для использования объектов недвижимости заявителем не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.
Министерство явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" на основании договора аренды N 394-ДМ от 19.01.2017 и договора от 06.06.2011 N 87 уступки прав и обязанностей по договору аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0265, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, сельский совет Дмитриевский, который на момент заключения вышеуказанных договоров имел площадь 11 756 Га (т.1 л.д. 14-15, 16, 12).
04.05.2017 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:74:041001:314, площадью 109829 кв.м. (10, 9829 га), категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий разрешенное использование - животноводство (т. 1 л.д. 21-27).
Земельный участок 02:74:041001:314 образован из учетной части с кадастровым номером 02:47:041001:35, входящей в состав многоконтурного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 02:47:000000:265, предоставленного в аренду заявителю.
На земельном участке с кадастровым номером 02:74:041001:314 расположены принадлежащие обществу Агрофирма "Николаевская" на праве собственности здания и сооружения:
- свиноферма с кормоцехом, кадастровый номер: 02:47:00000:8345, площадью 2033, 8 кв. м.;
- будка керамзитоблочная, кадастровый номер: 02:47:00000:8337, площадью 24, 4 кв. м.,
- телятник кирпичный с пристроем, кадастровый номер: 02:47:00000:9906, площадью 675,2 кв. м.;
- замощение, кадастровый номер: 02:47:041001:236, площадью 1288,7. м.;
- загоны для скота, кадастровый номер: 02:47:041001:237, площадью 1149 м.;
- ворота, кадастровый номер: 02:47:041001:238, площадью 7,9 м.;
Письмом N 213 от 23.05.2018 заявитель обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:314 в собственность за плату в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 85).
Письмом N ИА-21/919 от 19.07.2018 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Полагая отказ заинтересованного лица незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя как собственника расположенных на земельном участке объектов недвижимости исключительного права на получение указанного земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Согласно статьям 197-200 АПК РФ, пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что требования заявителя основаны на доводах о наличии у него исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в силу размещения на данном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 6 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов, орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Таким образом, право на выкуп земельного участка на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации возникает при наличии совокупности условий к которым, в том числе, относится обстоятельство размещения на участке принадлежащих заявителю объектов недвижимости, доказанность потребности в предоставлении участка именно такой площади исходя из градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости и соответствие вида разрешенного использования участка целям, для которых земельный участок испрашивается к выкупу.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 названной нормы в заявлении о предоставлении земельного участка указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
Таким образом, при разрешении вопроса о наличии оснований для передачи земельного участка в собственность без проведения торгов, уполномоченный орган вправе оценивать лишь те основания, которые указаны заявителем в заявлении о выкупе.
Материалами дела подтверждено, что заявителем в качестве основания выкупа в письме N 213 от 23.05.2018 указано положение подпункта 6 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем испрашиваемый к выкупу земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Заинтересованным лицом не оспаривается обстоятельство того, что спорный земельный участок в силу действия нормы п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ принадлежит заявителю на праве аренды на основании договора N 394-ДМ от 19.01.2007, договора уступки прав N 87 от 06.06.2011. и используется обществом Агрофирма "Николаевская" в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Указанный договор аренды не расторгнут, не прекращен, т.е. на момент обращения истца с заявлением о выкупе (т.1 л.д.85) являлся действующим.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:314 согласно выписке из ЕГРН указан как "животноводство".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540), данный вид разрешенного использования включает в себя осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, размещение зданий и сооружений на спорном земельном участке, действительно является необходимой составляющей при использовании земельного участка в целях осуществления животноводства.
Согласно норме подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Поскольку ООО Агрофирма "Николаевская" более трех лет является арендатором земельного участка земель сельскохозяйственного назначения заявитель вправе претендовать на получение указанного участка в собственность без проведения торгов на основании вышеуказанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации при условии использования данного участка в соответствии с его разрешенным использованием, т.е. в целях животноводства.
При этом судебная коллегия отмечает, что само по себе наличие на землях, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, объектов недвижимости, не используемых либо используемых для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством (животноводством), не может являться основанием для выкупа сельскохозяйственных земель.
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, как указано выше, допускается лишь при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Вместе с тем судебная коллегия усматривает, что с заявлением о выкупе земельного участка на основании нормы подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель в уполномоченный орган не обращался, в силу чего обязанность по проведению проверки на предмет наличия вышеназванного обстоятельства у уполномоченного органа не возникла.
Наличие либо отсутствие данных обстоятельств так же не являлось предметом исследования суда первой инстанции и не может быть проверено судом апелляционной инстанции в силу отсутствия оснований для истребования и принятия дополнительных доказательств.
По существу обращение заявителя с заявлением о выкупе участка на основании подпункта 6 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в порядке ст.39.20 ЗК РФ) преследует цель избежать проверки уполномоченного органа на предмет выявления нарушений законодательства при использовании земельного участка, отсутствие которых является необходимым условием предоставления в собственность без проведения торгов земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно названной норме уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если:
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации);
Из представленного в материалы дела письма N ИА-21/919 от 19.07.2018 усматривается, что отказ Министерства основан на доводах о наличии значительной разницы по цене земельного участка, с указанием на то, что кадастровая стоимость участка определена с применением удельного показателя земель сельскохозяйственного назначения, тогда как на земельном участке расположены объекты недвижимости.
Из указанного письма так же следует, что Министерством принимаются меры по изменению вида разрешенного использования земельного участка на 3 группу - земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д.82).
По существу данный отказ заинтересованного лица свидетельствует о наличии возражений уполномоченного органа, касающихся различий между разрешенным использованием земельного участка (животноводство как вид сельскохозяйственного производства) и целями, для которых он испрашивается к выкупу (эксплуатация объектов недвижимости в порядке ст. 39.20 ЗК РФ).
Поскольку для эксплуатации объектов недвижимости в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, земельный участок заявителю не предоставлялся, обязанность по предоставлению земельного участка земель сельскохозяйственного назначения на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации у Министерства не возникла, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в силу несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а так же с учетом того, что размещение зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции не входит в состав разрешенного использования спорного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2018 по делу N А07-22555/2018 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22555/2018
Истец: ООО АГРОФИРМА "НИКОЛАЕВСКАЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Управление Росреестр по РБ