г. Чита |
|
1 февраля 2019 г. |
Дело N А58-5793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республика Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года по делу N А58- 5793/2018 по заявлению Акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ОГРН 1021400967092, ИНН 1433000147; место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1051401520500, ИНН 1433016549; место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Солдатова, д. 19) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 144920180823000101 от 29 июня 2018 года
(суд первой инстанции: Кайдаш Н. И.)
в отсутствие в судебном заседании (до и после перерыва) представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (далее - ПАО АК "АЛРОСА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (далее - инспекция, налоговый орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 144920180823000101 от 29 июня 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года заявленное Обществом требование удовлетворено: постановление инспекции по делу об административном правонарушении N 144920180823000101 от 29 июня 2018 года, которым ПАО АК "АЛРОСА" привлечено к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, признано незаконным и отменено полностью в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В частности, инспекция полагает, что событие вменяемого Обществу административного правонарушения было доказано материалами административного дела, в котором, среди прочего, содержится письмо самого Общества с указанием на получение перевода Арбитражного решения Лондонского международного третейского суда в сентябре 2017 года, поэтому срок предоставления справки о подтверждающих документах был не позднее 20 октября 2017 года.
В отзыве от 24 декабря 2018 года на апелляционную жалобу ПАО АК "АЛРОСА" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 24 января 2019 года объявлялся перерыв до 09 часов 10 минут 25 января 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается в том числе, телефонограммами от 18 декабря 2018 года, а также отчетом о публикации 19 декабря 2018 года и 24 января 2019 года на официальном сайте (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о перерыве, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ПАО АК "АЛРОСА" и компанией Эском Майнинг Инк было заключено соглашение о создании совместного предприятия с целью разработки рудников в Анголе при помощи компании специального назначения Эском-Алроса Лимитед, которая находилась в их совместной собственности.
14 октября 2005 года между ПАО АК "АЛРОСА", компанией Эском Майнинг Инк и компанией Эском-Алроса Лимитед (далее - компания ЭАЛ) было заключено соглашение о финансировании, по условиям которого ПАО АК "АЛРОСА" предоставило компании ЭАЛ займы на общую сумму 126 788 759,24 долларов США.
В рамках названного соглашения в ПАО "Банк ВТБ" оформлен паспорт сделки N 05100601/1000/0000/5/0 (т. 1, л.д. 54-60).
В апреле 2009 года ПАО АК "АЛРОСА" уведомило компанию Эском Майнинг Инк о своем намерении выйти из проекта, после чего ПАО АК "АЛРОСА" и компания Эском Майнинг Инк заключили договор купли-продажи акций, на основании которого ПАО АК "АЛРОСА" продало компании Эском Майнинг Инк свою долю в компании ЭАЛ.
30 декабря 2009 года между ПАО АК "АЛРОСА" и компанией Эском Майнинг Инк заключен договор N 455 переуступки займов, касающийся переуступки акционерных займов в отношении компании ЭАЛ (т. 1, л.д. 84-90), в соответствии с которым компания Эском Майнинг Инк должна уплатить ПАО АК "АЛРОСА" сумму в размере 126 788 759,24 долларов США при соблюдении определенных договором условий.
В связи с несоблюдением указанных в договоре условий компания Эском Майнинг Инк уведомила ПАО АК "АЛРОСА" о том, что ее долговое обязательство считается прекращенным по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Не согласившись с указанным обстоятельством, ПАО АК "АЛРОСА" возбудило арбитражное разбирательство в Лондонском международном третейском суде, по результатам рассмотрения которого 24 августа 2017 года в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В качестве документа, подтверждающего исполнение обязательства по соглашению от 14 октября 2005 года, ПАО АК "АЛРОСА" представило в уполномоченный банк Арбитражное решение Лондонского международного третейского суда N 153227 от 24 августа 2017 года (т. 1, л.д. 98-111) и справку о подтверждающих документах от 2 ноября 2017 года (т. 1, л.д. 94).
В ходе проведения проверки инспекцией выявлено нарушение Обществом срока представления отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов при осуществлении валютных операций, а именно: справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в банк не позднее 20 октября 2017 года, однако Обществом она была фактически представлена только 2 ноября 2017 года (на справке имеется печать Банка с отметкой о представлении 2 ноября 2017 года), тем самым, по мнению налогового органа, совершив нарушение требований валютного законодательства..
Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ПАО АК "АЛРОСА" дела об административном правонарушении, о чем уполномоченным должностным лицом налогового органа 31 мая 2018 года составлен соответствующий протокол (т. 1, л.д. 37-38).
Постановлением инспекции от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении N 144920180823000101 Общество привлечено к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (т. 1, л.д. 6-10 и 20-22).
Не согласившись с названным постановлением административного органа, ПАО АК "АЛРОСА" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней.
Обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
В частности, они обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (пункты 1 и 2 части 2 статьи 24).
Кроме того, пунктом 1 части 1.1 статьи 19 Закона о валютном регулировании (в редакции, действовавшей до 14 мая 2018 года) предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
На основании части 4 статьи 5 и части 1.2 статьи 19 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, порядок представления резидентами уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений (до 1 марта 2018 года) порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением были определены Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 1.5 Инструкции N 138 справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, до 1 марта 2018 года был регламентирован положениями главы 9 Инструкции N 138-И.
В частности, согласно пункту 9.1 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору).
На основании пункта 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
В рассматриваемом случае административный орган посчитал, что поскольку услуги по переводу с английского языка на русский язык Арбитражного решения Лондонского Международного Третейского суда от 25 августа 2017 года N 153227 были оказаны Обществу в сентябре (в этом же месяце был получен перевод указанного решения), то последним днем представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах является 20 октября 2017 года.
Однако суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе договор оказания юридических услуг от 24 мая 2012 года N 212, акт приема-передачи услуг от 16 октября 2017 года и ответ на судебный запрос КГСГ Лимитед Лайэбилити Компани, суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах необходимо исчислять с 16 октября 2017 года, когда был подписан акт приемки-передачи услуг; соответственно, указанный срок истекал 22 ноября 2017 года, тогда как справка о подтверждающих документах была представлена в банк ПС 2 ноября 2017 года, то есть в пределах установленного пунктом 9.2.2 Инструкции N 138-И срока..
Делая такой вывод, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 9.3 Инструкции N 138-И, в соответствии с которым срок представления справки о подтверждающих документах необходимо исчислять именно с момента подписания сторонами актов приемки-передачи услуг, а также условия пункта 5.5.3 договора оказания юридических услуг от 24 мая 2012 года N 212, согласно которому услуги по каждому заданию считаются оказанными и принятыми заказчиком, а задание выполнено исполнителем, с момента подписания сторонами соответствующих актов приемки-передачи услуг.
Сколько-нибудь убедительных доводов, опровергающих выводы и суждения суда первой инстанции в этой части, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
В частности, необоснованной признается ссылка налогового органа на письмо ПАО АК "АЛРОСА" от 18 мая 2018 года N А01-930-930/603, поскольку из данного письма вовсе не следует, что нотариально заверенный перевод текста Арбитражного решения был получен Обществом в сентябре 2017 года. В письме (при буквальном его прочтении) говорится о "получении" не в смысле вручения текста документа Обществу, а в смысле осуществления (производства) перевода текста с английского языка на русский, который действительно имел место в сентябре 2017 года, но сам документ, содержащий перевод, был передан Обществу только 16 октября 2017 года.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании судом первой инстанции постановлен правильный вывод об отсутствии в действиях ПАО АК "АЛРОСА" состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку справка о подтверждающих документах была представлена им в уполномоченный банк своевременно (2 ноября 2017 года).
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Учитывая, что санкция части 6.3 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание только в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 рублей (оспариваемым постановлением наложен штраф в размере 5 000 рублей), применяется указанный специальный порядок обжалования.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу на решение Арбитражного суда Республика Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года по делу N А58-5793/2018, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республика Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года по делу N А58-5793/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республика Саха (Якутия).
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5793/2018
Истец: ПАО Акционерная компания "АЛРОСА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Республике Саха (Якутия)