Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2019 г. N Ф06-45914/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А72-15078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным Р.У.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу муниципального образования "город "Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (прежнее наименование Управление муниципальной собственность администрации города Ульяновска) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2018 года по делу N А72-15078/2018 (судья Страдымова М.В.) по общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН 1027301581603, ИНН 7328036191), г.Ульяновск к муниципальному образованию "город "Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственность администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) третье лицо: муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133 ) о взыскании 44 899 руб. 15 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее по тексту - ООО "СМУ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город "Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственность администрации города Ульяновска о взыскании 44 899 руб. 15 коп., из которых 35 116 руб. 89 коп. - сумма основного долга по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, по адресу: г. Ульяновск, ул. Заречная, д.27, кв. 240, пени, госпошлины.
Определением от 18.09.2018 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.09.2018 суд в порядке п.4 ч.5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, а так же привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о смене наименования ответчика - муниципальное образование "город "Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственность администрации города Ульяновска на муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН и ИНН ответчика те же).
Судом заявленное ходатайство удовлетворено в порядке ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований - взыскать с ответчика неосновательное обогащение - основной долг по оплате за жилое помещение (содержание и текущий ремонт общего имущества МКД), и коммунальные услуги по адресу: г. Ульяновск, ул. Заречная, д.27, кв. 240 за период с 27.08.2015 по 30.06.2018 в размере 35 116 руб. 89 коп., неустойку в размере 11 849 руб. 48 коп., госпошлины. Представлены доказательства вручения уточненных исковых требований Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.
Судом первой инстанции ходатайство удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2018 года ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. Исковые требования удовлетворены. Взыскано с Муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" 35 116 руб. 89 коп. - основной долг, 11 849 руб. 48 коп. - пени, 2 000 руб. 00 коп. - расходы на госпошлину.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования ООО "Строительно-монтажное управление" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе указывает, жилое помещение, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Заречная, д.27, кв.240 включено в реестр муниципального имущества постановлением администрации г.Ульяновска от 23.07.2018. Исходя из положений ст. 153 Жилищного кодекса РФ, ст.8.1 Гражданского кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника с даты государственной регистрации права собственности. Поскольку право собственности до настоящего времени не зарегистрировано, обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеется.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку представительным органом местного самоуправления полномочия собственника в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, делегированы Управлению ЖКХ Администрации города Ульяновска.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "СМУ", являясь управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. Заречная, дом 27, с 01.07.2007 по настоящее время.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "РИЦ -Ульяновск" (Агент (Оператор)) и ООО "СМУ" (Принципал (Поставщик)) заключен агентский договор N 438 от 08.02.2016 на осуществление деятельности по начислению и приему платежей, согласно которого Агент (Оператор) обязуется по поручению Принципала (Поставщика) от его имени и за его счет совершать следующие действия:
- осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Принципала (Поставщика) (Приложение N 1) за содержание и ремонт жилого помещения, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и по иным услугам по размерам платы, установленным в соответствии с законодательством или представленным Принципалом (Поставщиком);
- осуществлять прием денежных средств от плательщиков (физических лиц) в целях исполнения денежных обязательств физических лиц перед Принципалом (поставщиком), а также осуществлять последующие расчеты с Принципалом (Поставщиком) в установленном настоящим договором порядке и в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с приложение N 1 к данному договору Общество с ограниченной ответственностью "РИЦ-Ульяновск" оказывает указанные услуги и в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Заречная, 27.
Согласно данных Общества с ограниченной ответственностью "РИЦ-Ульяновск" по лицевому счету N 129244337 по адресу: г. Ульяновск, ул. Заречная, д.27, кв. 240 (жилое помещение, комната в трехкомнатной квартире), образовалась задолженность в размере 35 116 руб. 89 коп. за период с 27.08.2015 по 30.06.2018.
В соответствии с представленными в материалы дела документами, указанное жилое помещение передано во владение Администрацией города Ульяновска 07.04.1999 по обменному ордеру Руфееву А.В. (л.д. 83), который проживал в двух (площадью 23 кв.м.) из трех комнат в трехкомнатной квартире N 240 (л.д.83).
Третья комната в указанной квартире была представлена Власову В.В. с 29.12.1992 во временное владение и пользование по ордеру (площадь 17 кв.м.) (л.д.84).
26.08.2015 Руфеев А.В. был снят с регистрационного учета в связи со смертью.
После смерти нанимателя Руфеева А.В. с 27.08.2015 начисление платы производилось по счету N 129244337N Управление муниципальной собственностью Администрации МО "Город Ульяновск" исходя из действующих тарифов и площади 23 кв.м. до даты заключения договора социального найма между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска и Власовым В.В., согласно которого, одна из комнат, в которых проживал Руфеев А.В., была передана в дополнение к имеющейся комнате Власову В.В., 30.11.2015.
Оставшаяся после смерти Руфеева А.В. комната (общей площадью 17,9 кв.м.) не заселена до настоящего времени, плата за жилое помещение и коммунальные услуги 27.08.2015 по 30.06.2018 не вносилась.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" обращалось с претензией к ответчику с требованием оплатить имеющуюся задолженность. Поскольку истец не получил ответа на претензию, задолженность ответчиком не погашена, истец обратился с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Определением от 15.11.2015 суд обязал истца подробный расчет исковых требований направить в адрес ответчика, а ответчику проверить расчет, в т.ч. арифметически, и представить в суд возражения при наличии. Истцом в судебном заседании представлены доказательства исполнения определения суда, от ответчика возражений не поступило.
Каждый участник долевой собственности, согласно положениям статьи 249 ГК РФ, обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу требований приведенных норм права издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
На основании вышеизложенного, обязанность по оплате за жилое помещение (содержание и ремонт, услуги управления МКД) и коммунальных услуг по адресу: город Ульяновск, ул. Заречная, д. 27, кв. 240 (комнаты), за период с 27.08.2015 по 30.06.2018, лежит на муниципальном образовании "город Ульяновск" как собственнике жилого помещения, а невключение жилого помещения до 23.07.2018 в реестр муниципальной собственности не может являться основанием к освобождению собственника от исполнения возложенной на него законом обязанности по оплате заявленной ко взысканию задолженности.
В указанный период жилое помещение не использовалось по договору социального найма жилого помещения.
Доводы Управления о том, что Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является неуполномоченным органом и ненадлежащим ответчиком, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно п. 4.1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, Управление муниципальной собственностью осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, за исключением полномочий, отнесенных в порядке, установленном Ульяновской Городской Думой, к компетенции Главы администрации города Ульяновска, акций (долей акций), долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности.
Согласно п.п. 3.1, 3.2, 4.2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, основными задачами Управления ЖКХ являются: разработка и обеспечение реализации основных направлений политики в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "город Ульяновск"; обеспечение организации в границах муниципального образования "город Ульяновск" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение условий для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, создание условий инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "город Ульяновск".
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции полномочия собственника в отношении муниципального имущества возложены на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Ульяновской Городской Думой принято Решение N 106 от 18.07.2018 "О внесении изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016 N 2 "Об утверждении структуры Администрации города Ульяновска" согласно которого: реорганизовать Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в форме присоединения к нему Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска. После завершения процедуры реорганизации наименованием реорганизованного юридического лица считать Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (абзацы 1 и 2 пункта 2), ОГРН и ИНН те же.
Доказательства исключения полномочий ответчика, как собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", в связи с присоединением к нему Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка Администрации города Ульяновска, суду не представлено.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Поволжского суда от 25.07.2018 по делу N А72-13184/2017.
Ответчик расчет истца не оспорил, контррасчет не представил.
На основании вышеизложенного, требование истца о взыскании задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 35 116 руб. 89 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Истец также просит взыскать с ответчика пени в размере 11 849 руб. 48 коп. за период с 25.09.2015 по 29.11.2018.
В соответствии со ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции с 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Судом расчет проверен, признан не нарушающим права и законных интересов ответчика.
Поскольку ответчик нарушил сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, требования истца о взыскании пеней за период с 25.09.2015 по 29.11.2018 в размере 11 849 руб. 48 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Частью 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, вышеуказанные суммы долга и пени подлежат взысканию с ответчика в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно статье 38.1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
В структуру администрации города Ульяновска входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления, подразделения, в том числе Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
В соответствии с Положением об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (с последующими изменениями), Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск" (пункт 1.1. Положения).
Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.9. Положения).
Из приведенных норм следует, что именно Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, как представитель собственника вышеуказанных нежилых помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязано внести истцу плату за жилое помещение, в том числе плату за коммунальные услуги, за спорный период.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что денежные средства подлежат взысканию за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск".
Доводы апелляционной жалобы, что отсутствуют между истцом и ответчиком какие-либо договорные отношения по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, отклоняются судебной коллегией.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 ГК РФ указано, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ (согласно которому собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения), а также в пунктах 28-29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 12, 16, 17 вышеуказанных Правил, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пунктам 31 и 33 указанных Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. При этом содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Учитывая, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Данные выводы соответствуют многочисленной судебно-арбитражной практике (в частности - Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10).
В соответствии с п. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Следовательно, отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений не освобождает последнего от несения бремени расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и уплаты соответствующих платежей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право муниципальной собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, и обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника с даты государственной регистрации права собственности, отклоняется судебной коллегией, поскольку право собственности муниципального образования на данные квартиры возникло в силу закона (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"). Тот факт, что администрацией не предприняты меры по государственной регистрации права на объекты муниципальной собственности, не может служить основанием освобождения лица, определенного законом в качестве собственника соответствующего имущества, от бремени его содержания.
Как видно из копий ордеров на предоставление жилой площади, спорная комната находилась в муниципальной собственности до внесения изменений в законодательство о государственной регистрации. После смерти нанимателя Руфеева А.В., одна из комнат, предоставленных ему по договору социального найма была предоставлена Власову В.В., что подтверждается договором социального найма от 30.11.2015 г., спорное жилое помещение общей площадью 17,9 кв.м. не заселено, указанное помещение после смерти нанимателя так же является муниципальной собственностью.
Каких-либо других доводов о наличии оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не приведено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Ульяновской области от 10 декабря 2018 года по делу N А72-15078/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Бросова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15078/2018
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, город Ульяновск в лице УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска