г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А56-16302/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Борисов В.А. - доверенность от 21.12.2017
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31613/2018) АО "Курортэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2018 по делу N А56-16302/2018(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению АО "Курортэнерго"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:
Акционерное общество "Курортэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 10.11.2017 N 13-2/17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Определением от 16.04.2018 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А56-6745/2018.
Решением суда первой инстанции от 1510.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в связи с ненадлежащей оценкой представленный в материалы дела доказательств. По мнению подателя жалобы, суд некорректно истолковал положения учетной политики Общества, а также необоснованно отказал в проведении экспертизы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Комитет извещен надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил. От Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу (вх. от 18.01.2019), содержащий мотивированное несогласие с доводами жалобы АО "Курортэнерго".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитетом на основании приказа от 05.10.2017 N 177 проведена плановая выездная проверка АО "Курортэнерго" на предмет соблюдения Обществом в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике"), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере деятельности, в том числе в части предоставления в Комитет достоверной информации за 2016 год и за 9 месяцев 2017 года.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 10.11.2017 N 13/17, на основании которого Обществу выдано оспариваемое предписание об устранении нарушений путем осуществления с 01.01.2018 распределения косвенных (накладных) расходов (счетов 25,26) в бухгалтерской учете АО "Курортэнерго" в соответствии с положениями учетной политики Общества, а прочих расходов в бухгалтерском или управленческом учете в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Общество также привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ на основании постановления от 27.12.2017 N 84/1-17.
Полагая вынесенное предписание незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции правильными и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства:
Общество в проверяемом периоде осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики (по районам Санкт-Петербурга): передачу электрической энергии; технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с учетной политикой на 2016 год, утвержденной приказом генерального директора Общества от 30.12.2014 N 352 и действующей в 2016 году (далее - учетная политика на 2016 год), и с учетной политикой на 2017 год, утвержденной приказом генерального директора Общества от 30.12.2016 N 401 (далее - учетная политика на 2017 год), учет затрат и доходов должен вестись АО "Курортэнерго" по видам деятельности:
- услуги по передаче электроэнергии;
- услуги по технологическому присоединению;
- прочие услуги;
- услуги по ТС УО (по районам: Курортный, Выборгский, Приморский).
Косвенные (накладные) расходы, не являющиеся прямыми или прямыми распределяемыми затратами и включаемые в себестоимость отдельных видов услуг расчетным путем, должны учитываться на счете 25 Общепроизводственные расходы" (далее - счет 25) и счете 26 "Общехозяйственные расходы" (далее - счет 26).
В соответствии с учетной политикой на 2016 год косвенные (накладные) расходы счета 25 и счета 26 должны в конце каждого месяца поэлементно включаться в себестоимость работ и услуг в результате их распределения пропорционально выручке от реализации продукции на счет 20 по видам деятельности.
В соответствии с учетной политикой на 2017 год косвенные (накладные) расходы должны распределяться пропорционально заработной плате основного производственного персонала на счете 20 по видам деятельности.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере электроэнергетики регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере электроэнергетики субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по виду деятельности в сфере электроэнергетики реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей.
В ходе проведения выездной проверки АО "Курортэнерго" на основании представленных документов и материалов, проведен анализ данных раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств, представленных в регистрах бухгалтерского учета и таблицах управленческого учета за 2016 год и 9 месяцев 2017 года, а также информации, представленной в Комитет посредством системы ЕИАС в отчетах в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178 по итогам 2016 года и за 1 полугодие 2017 года на предмет ее достоверности.
По результатам проверки установлено, что в 2016 году косвенные (накладные) расходы, учитываемые на счете 25 и счете 26, распределены АО "Курортэнерго" методом, отличным от разработанного и отраженного в учетной политике на 2016 год и Методике распределения доходов и расходов, что привело к завышению Обществом косвенных (накладных) расходов, относящихся на регулируемый вид деятельности "передача электрической энергии" за 2016 год и предоставлению в Комитет недостоверной информации в отчетах EE.NET.CALC.QV.4.178 по итогам 2016 года (N В_2017_6053 от 10.04.2017).
В ходе проверки произведен расчет коэффициента распределения накладных расходов и перерасчет косвенных (накладных) расходов по нескольким статьям затрат. В связи с большой трудоемкостью и ограниченным сроком проверки проанализированы расходы по оплате труда за отработанное время, амортизационным отчислениям и налогу на имущество.
В результате проведенного анализа Комитет выявил, что по итогам 2016 года Обществом завышены расходы на амортизационные отчисления, отнесенные на передачу электрической энергии, по счету 25 в сумме 14 055,80 руб., по счету 26 в сумме 199 238,25 руб., в том числе в отчете EE.NET.CALC.QV (завышены расходы на амортизационные отчисления поквартально), завышен налог на имущество, отнесенный Обществом на передачу электрической энергии, по итогам 2016 года на 997 370,20 руб., завышены расходы по налогу на имущество поквартально.
Также завышены расходы на оплату труда за отработанное время, отнесенные Обществом на передачу электрической энергии по итогам 2016 года и отраженные в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178, на 6 001 279,97 руб., в том числе по счету 25 на 3 294 917,05 руб., по счету 26 на 2 706 362,92 руб., завышены расходы на оплату труда за отработанное время поквартально.
Также Комитетом по результатам выборочного анализа накладных расходов, отраженных на счете 25, отнесенных на передачу электрической энергии за 1 полугодие 2017 года, в части ведения раздельного учета по видам деятельности выявлено завышение общепроизводственных расходов, отнесенных на передачу электрической энергии в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178, на сумму 1 710 762,73 руб.
Комитетом выявлено, что данные регистров бухгалтерского учета не соответствуют данным, представленным в Комитет в отчетах EE.NET.CALC.QV.4.178 за 1 полугодие 2017 года (N В_2017_15469 от 09.08.2017), что свидетельствует о предоставлении в Комитет недостоверной информации.
Таким образом, по итогам 2016 года завышены косвенные расходы, отнесенные Обществом на передачу электрической энергии со счета 26 и отраженные в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178, на сумму 622 965,01 руб., из них: расходы на амортизацию ОС, оплату труда за отработанное время и оплату труда за неотработанное время, страховые взносы (в том числе на резерв отпусков), ДМС, информационные услуги на сумму 459 105,89 руб.
Данные регистров бухгалтерского учета не соответствуют данным, представленным в Комитет в отчетах EE.NET.CALC.QV.4.178 за 2016 год и 1 полугодие 2017 года, что свидетельствует о предоставлении в Комитет недостоверной информации.
В соответствии с пунктом 2 утвержденной Обществом Методики распределения доходов и расходов, формирование доходов и расходов из прибыли в 2016 году должно осуществляться по видам деятельности и распределяться пропорционально выручке от тех видов деятельности, на которые они относятся: услуги по передаче электрической энергии, услуги по технологическому присоединению, услуги по ТС УО, прочие услуги. Перечень статей доходов (счет 91.01) и расходов (счет 91.02) и видов деятельности для распределения поименованы в пунктах 2.1 и 2.2 Методики распределения доходов и расходов.
Распределению прочих расходов на все виды деятельности подлежат следующие статьи затрат: расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли; прочие расходы социального характера (оплата ритуальных услуг, протезирование и пр.); страховые взносы; ФСС от несчастного случая; возмещение оплаты проезда; единовременные премии к юбилейным датам; расходы на услуги банков, кроме процентных расходов.
Учетной политикой на 2016 год предусмотрен единый способ распределения накладных расходов (счет 25) и прочих расходов (счет 91.02) по видам деятельности - пропорционально выручке от тех видов деятельности, на которые они относятся. По правилам бухгалтерского учета распределение накладных расходов осуществляется ежемесячно, а распределение прочих расходов производится Обществом ежеквартально в управленческом учете для отражения полученных данных в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178.
В ходе проведения проверки Комитетом были выведены коэффициенты распределения накладных расходов и прочих расходов по правилам бухгалтерского учета (таблица 1 оспариваемого предписания), на основании которых перераспределены прочие расходы по статье "расходы на социальное развитие и отчисление на социальное развитие" по виду деятельности "передача электрической энергии" (таблица 8 оспариваемого постановления о наложении штрафа).
В состав расходов на социальное развитие входят следующие статьи затрат: расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли; подарки сотрудникам из прибыли; прочие расходы социального характера (оплата ритуальных услуг, протезирование и прочие); возмещение оплаты проезда; единовременные премии к юбилейным датам.
В состав расходов на социальные нужды входят следующие статьи затрат: страховые взносы; ФСС от несчастного случая.
В результате ежеквартального распределения прочих расходов (не по правилам бухгалтерского учета) АО "Курортэнерго" по итогам 2016 года завышены прочие расходы на регулируемый вид деятельности "передача электрической энергии" по статьям затрат: "расходы на социальное развитие" в сумме 2 689 035,29 руб., "отчисления на социальные нужды" в сумме 542 552,31 руб.
Установленное в ходе проведения плановой выездной проверки завышение (занижение) прочих расходов свидетельствует о предоставлении в Комитет недостоверной информации в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178 за 2016 год (от 10.04.2017 N В_2017_6053,18:38).
В соответствии с учетной политикой на 2017 год прочие расходы, как и накладные расходы, должны распределяться прямым отнесением в соответствии с источниками возникновения расходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения - пропорционально заработной плате персонала, занимающегося конкретным видом деятельности.
Комитетом установлено, что ежеквартальное распределение Обществом прочих расходов привело к завышению прочих расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности "передача электрической энергии" за 9 месяцев 2017 года.
В ходе проведения плановой выездной проверки Комитетом произведено перераспределение прочих расходов по статьям "расходы на социальное развитие и поощрение (из прибыли)" и "отчисления на социальные нужды" по виду деятельности "передача электрической энергии".
Комитетом выявлено по итогам 9 месяцев 2017 года завышение прочих расходов на передачу электрической энергии на примере двух статей затрат: "расходы на социальное развитие и поощрение (из прибыли)" и "отчисления на социальные нужды" на 37 598 руб. и 9 366,99 руб. соответственно, несоответствие данных, представленных в таблицах управленческого учета и данных, представленных в отчетах EE.NET.CALC.QV.4.178 за 1 квартал 2017 года (N В_2017_11648 от 10.05.2017), 1 полугодие 2017 года (N В_2017_15469 от 09.08.2017) и 9 месяцев 2017 года (N В_2017_18049 от 09.11.2017 в 17:03:41), что свидетельствует о предоставлении в Комитет недостоверной информации.
Доводы АО "Курортэнерго" о некорректном толковании Комитетом положений учетной политики на 2016 и 2017 годы, Методики распределения доходов и расходов на 2016 год и Принципов ведения раздельного учета доходов и расходов на 2017 год, которое привело к некорректному расчету коэффициента распределения расходов, выводу о неверном ежеквартальном распределении прочих расходов (счет 91.02) по видам деятельности, в том числе регулируемым, правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на положения статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете"), согласно которым промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления, и отчетный период для составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности менее отчетного года.
Как правомерно указал суд, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (подпункт 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
В связи с тем, что в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" отсутствует указание на то, какой отчетный период действует для целей бухучета - год, квартал, месяц, организации сами решают вопрос о необходимости, составе, сроках и отчетном периоде составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отражают это в своей учетной политике.
Приложением 3 к учетной политике на 2016 год и учетной политике на 2017 год определен список форм внутрифирменной периодической отчетности, которые используются в АО "Курортэнерго" с учетом потребностей в группировке, систематизации и обобщения информации, в соответствии с которым Общество составляет бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения к годовой бухгалтерской отчетности.
Уставом АО "Курортэнерго", утвержденным внеочередным Общим собранием акционеров Общества 21.12.2016 (протокол от 22.12.2016 N 02/16), закреплена обязанность по составлению годовых (ежеквартальных) отчетов генеральным директором и представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Совету директоров для реализации внутренних целей организации.
Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ни Уставом, ни учетной политикой на 2016 год, ни учетной политикой на 2017 год не предусмотрено составление АО "Курортэнерго" промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, записи по субсчетам 91.01 "Прочие доходы" и 91.02 "Прочие расходы" производятся накопительно в течение отчетного года. При этом ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91.02 "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету 91.01 "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки", а счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.
Однако, правила отражения на указанных выше счетах бухгалтерского учета не регулируют порядок распределения прочих расходов: ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Такой порядок устанавливается лишь учетной политикой Общества, которая, как уже было установлено выше, не позволяет распределять такие расходы ежеквартально, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Судом также был принят во внимание результат рассмотрения дела N А56-6745/2018, которым отказано в признании незаконным Постановления Комитета о назначении административного наказания, вынесенное по результатам этой же проверки. При этом судом было установлено наличие в действиях объективной стороны правонарушения, выразившееся в представлении в Комитет недостоверных и противоречивых сведений о распределении расходов по видам деятельности.
При наличии вступившего в законную силу решения, обязательность которого следует из положений статьи 69 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Аналогичное ходатайство в суде апелляционной инстанции не заявлялось. При этом, апелляционная коллегия полагает, что Общество не было лишено возможности в рамках рассматриваемых споров самостоятельно представить аудиторское заключение в подтверждение правильности своей позиции, однако своим правом не воспользовалось, судебные акты по делу N А56-6745/2018 в кассационном порядке не обжаловало.
По мнению апелляционной коллегии, дело рассмотрено судом полно и всесторонне, правильно применены нормы материального права в отношении фактически установленных обстоятельств дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворении апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2018 года по делу N А56-16302/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Курортэнерго"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16302/2018
Истец: АО "КУРОРТЭНЕРГО"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА