г. Москва |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А40-195401/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 26 по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2018,
принятое судьей О.Ю. Немовой,
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-195401/18
по заявлению ООО "Арабика" (ОГРН: 1117746456574, ИНН: 7726677892)
к Инспекции ФНС России N 26 по Москве
о признании незаконным и отмене постановления N 22-06/834 от 01.08.2018 о назначении административного наказания, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРАБИКА" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Инспекция ФНС N 26 по г.Москве (далее - заинтересованное лицо, административный орган, инспекция) N 22-06/834 от 01.08.2018 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2018 указанное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Инспекции ФНС России N 26 по Москве обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, между ООО "АРАБИКА" и Московским Филиалом Корпорации "Алаин Технолоджи Ресерч энд Девелопмент, Инк." (США) был заключен договор аренды оборудования N 47-08/14 АО от 13.08.2014, который был принят на обслуживание ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Таким образом, ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК является агентом валютного контроля.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно Уведомлению N 2 о поступлении валюты Российской Федерации от нерезидента от 14.11.2016, направленного ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК ООО "АРАБИКА", ООО "АРАБИКА" в соответствии со статьей 23 Закона N 173-ФЗ должно было предоставить в срок до 15.12.2016 документы и информацию, подтверждающие обоснованность осуществления валютной операции от 11.11.2016 на сумму 9 000,00 рублей.
В соответствии со штампом ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК запрашиваемый документ: счет N 4671 от 31.10.2016 поступил в банк 15.02.2017, то есть на 39 дней позже установленного срока.
Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что ООО "АРАБИКА" не соблюдены требования пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП.
18.06.2018 по данному факту специалистом 1 разряда Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве Жуковым А.А. N 772620180428021901 составлен Протокол о нарушении ООО "АРАБИКА" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП, на основании которого Инспекцией было вынесено Постановление N 22- 06/834 от 01.08.2018 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением ООО "АРАБИКА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд г.Москвы исходил из отсутствия у Общества обязанности по представлению подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотренных Инструкцией Банка России N 138-И. Кроме того, суд указал, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований валютного законодательства.
Апелляционный суд, повторно оценив обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, считает возможным не согласиться с выводами суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) Закон N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части статьи Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция) установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В соответствий с пунктом 1.6 Инструкции, Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - резиденты).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из обстоятельств дела следует, что Общество не исполнило обязанность по представлению в установленный срок ответа на запрос агента валютного контроля, содержащего документы и информацию, подтверждающие обоснованность осуществления валютной операции. В соответствии со штампом ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК запрашиваемый документ: счет N 4671 от 31.10.2016 поступил в банк 15.02.2017, то есть более чем на 30 дней позже установленного срока, что образует событие и объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП России. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП России формы вины (статья 2.2 КоАП России) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП России, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами валютного регулирования, а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено.
Вопреки ошибочным выводам суда, достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, отсутствуют, оснований для признания незаконным постановления ИФНС N26 по г.Москве у суда не имелось.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2018 по делу N А40-195401/18 отменить.
В удовлетворении заявленного ООО "Арабика" требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195401/2018
Истец: ООО "АРАБИКА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве