г. Москва |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А40-84826/2018 |
Судья С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу АО "МСМ N 4" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-84826/2018, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1001)
по заявлению: акционерного общества "Мосстроймеханизация N 4"
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства"
об оспаривании постановлений,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "МСМ N 4" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) об оспаривании постановлений от 11.04.2018 г. N 1, N 2 по делу об административном правонарушении N05-07-18-73.
Решением от Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 в удовлетворении заявленных АО "МСМ N 4" требований отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "МСМ N 4" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать постановление налогового органа недействительным.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу Москомстройинвест не согласилось с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также уточнения к апелляционной жалобе, поступившие в апелляционный суд 10.01.2019, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрена возможность представления уточнений к жалобе за пределами срока обжалования судебного акта.
Суд также учитывает, что в силу положений ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, не принимаются апелляционной инстанцией.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.04.2018 в отношении АО "МСМ N 4" МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ вынесены постановления N 1, N 2 по делу об административном правонарушении N05-07-18-73.
Не согласившись с постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ) государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с названным ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно п.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ) государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с названным ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно п.4 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства", постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 N 317-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п.7 ст.2 ст.25 Федерального закона от 13.07.2017 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ) если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости заключен до даты государственной регистрации Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства", к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства по указанным объектам недвижимости применяются положения ст.ст.1 - 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ без учета изменений, внесенных ФЗ от 29.07.2017 N 218-ФЗ, и с учетом особенностей, установленных ст.25 ФЗ от 29.07.2017 N 218-ФЗ.
Деятельность АО "МСМ N 4" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта.
В рамках реализации проекта по строительству Объекта АО "МСМ N 4": оформлены земельно-правовые отношения (заключен договор аренды земельного участка от 03.11.2011 зарег. за N 77-77-14/015/2011-854); получено разрешение на строительство Объекта N77-125000-014170-2017 от 15.03.2017 (срок действия до 15.11.2020); получено заключение о соответствии застройщика и проектной декларации положениям законодательства о долевом строительстве от 07.04.2017 N 77-13-37/7; в соответствии с информацией Управления Росреестра по Москве первый договор участия в долевом строительстве Объекта зарегистрирован 28.04.2017.
Первый договор участия в долевом строительстве Объекта заключен АО "МСМ N 4" 28.04.2017, то есть до даты регистрации ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" 20.10.2017.
28.04.2017, то есть до даты регистрации ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" 20.10.2017.
Следовательно, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства по Объекту положения ст.ст.1 - 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ применяются без учета изменений, внесенных ФЗ от 29.07.2017 N 218-ФЗ, и с учетом особенностей, установленных ст.25 ФЗ от 29.07.2017 N 218-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в подлежащей применению редакции) АО "МСМ N 4" является застройщиком многофункционального жилого комплекса (1, 2 этапы строительства) по адресу: г. Москва, ВАО, Гольяново, ул. Амурская, вл. 3 (далее - Объект).
В период с 26.01.2018 по 22.02.2018 на основании приказа от 25.01.2018 N 01-06- 14/8 Москомстройинвестом проведена внеплановая документарная проверка АО "МСМ N 4" на предмет соблюдения требований ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ и деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства Объекта.
По результатам проверки АО "МСМ N 4" (Акт проверки от 22.02.2018 N12/18) установлено следующее.
В соответствии с п.6 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ Москомстройинвест вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.6 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, п.1 постановления Правительства РФ от 27.10.2005 N645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган ежеквартально, "если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства".
Согласно п.4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В соответствии с п.6 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 АО "МСМ N 4" 30.10.2017 представило в Москомстройинвест отчетность за III квартал 2017 года (вх. N 77-24-1/7-2134 от 30.10.2017) об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства Объекта.
Москомстройинвестом проведен анализ отчетности АО "МСМ N 4" об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта, на предмет соблюдения требований законодательства о долевом строительстве за III квартал 2017 года.
По результатам анализа ежеквартальной отчетности АО "МСМ N 4" за III квартал 2017 года (заключение от 25.12.2017N 863-3/17) установлено следующее. По данным п.7 Приложения N 2 к отчетности, в отчетности застройщика указано общее количество договоров, заключенных с начала строительства Объекта - 183 договора участия в долевом строительстве (74 договора +109 договоров из Приложений N 2).
По данным Управления Росреестра по Москве (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 77/100/173/2018-1918 на 15.01.2018) количество заключенных договоров с начала строительства Объекта (до начала IV квартала 2017 года) - 182 договора.
Указанное количество договоров (182 шт.), заключенных с начала строительства Объекта по конец III квартала 2017 года, подтверждается также данными из Реестра договоров, представленного застройщиком в рамках проведенной проверки (вх. от 08.02.2018 N 77-21-182/8-1).
Отчетность АО "МСМ N 4" за III квартал 2017 года содержит недостоверные сведения в отношении количества заключенных договоров с начала строительства Объекта, что нарушает п.6 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Согласно п.7 Правил, застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Таким образом, представленная в Комитет отчетность АО "МСМ N 4" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за III квартал 2017 года в Москомстройинвест содержит недостоверные сведения, что нарушает п.8 Правил, п.6 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Следовательно, АО "МСМ N 4" совершило правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ - непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
По факту представления отчетности за III квартал 2017 года, содержащей недостоверные сведения, Москомстройинвестом в присутствии представителя АО "МСМ N 4" (Даутов А.Р., доверенность от 21.02.2018, б/н) составлен протокол от 14.03.2018 N 05-07-18-73-01 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ст.28.2 КоАП РФ представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, была представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и представления объяснений и(или) замечаний по его содержанию.
В ходе рассмотрения административного дела представитель АО "МСМ N 4" признал вину Общества в совершенном правонарушении.
В соответствии с п. 10 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ Москомстройинвест вправе принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной законодательством РФ об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 05-07-18-73 от 11.04.2018 АО "МСМ N 4" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. за представление в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (Москомстройинвест), отчетности за III квартал 2017 года, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок представлять органу, осуществляющему контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, содержащую достоверные сведения отчетность в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в представлении в Москомстройинвест отчетности за III квартал 2017 года, содержащей недостоверные сведения.
Субъективная сторона (вина). В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в рамках полномочий государственного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) заинтересованным лицом соблюден.
Уведомление общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждено материалами дела.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Событие административного правонарушения подтверждается собранными Москомстройинвест в установленном порядке доказательствами.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
В данном случае из материалов дела не усматривается, что заявителем были предприняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения требований закона.
Таким образом, вина АО "МСМ N 4" подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях АО "МСМ N 4" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Административное наказание назначено заявителю с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В отношении постановления N 2 по делу об административном правонарушении N05-07-18-73, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о прекращении производства по делу, на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Оспариваемое постановление N 2 от 11.04.2018 г. по делу об административном правонарушении N 05-07-18-73 о наложении штрафа вынесено в отношении должностного лица генерального директора, который предпринимателем без образования юридического лица не является.
Дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности физических и должностных лиц арбитражным судам не подведомственны и рассматриваются в порядке ч. 1,2 ст. 30.1 КоАП РФ.
Ссылка АО "МСМ N 4" на решение суда общей юрисдикции по делу N 12-1209/2018 правового значения в рамках данного дела не имеет, поскольку данное решение не является преюдиционным в рамках данного арбитражного дела, надлежащие доказательства взаимосвязи его с данным арбитражным делом Обществом не представлены, также отсутствуют сведения о вступлении данного судебного акта в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение. Несогласие Общества с оценкой его доводов судом первой инстанции не является основанием для отмены принятого по данному делу решения.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2018 по делу N А40-84826/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84826/2018
Истец: АО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ N4"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА