город Омск |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А81-5121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дерхо Д.С.,
судей Рожкова Д.Г., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16208/2018) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.11.2018 по делу N А81-5121/2018 (судья Воробьева В.С.), по иску акционерного общества "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" (ИНН 8901002054, ОГРН 1028900507657) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297) при участии в деле в качестве третьих лиц, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ямало-ненецкого автономного округа "Муравленковская городская больница" (ИНН 8906005041, ОГРН 1028900766850), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ИНН 7727032382, ОГРН 1027739712857), о взыскании 2 222 620 руб. 63 коп.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" - Медведевой Е.Н. (доверенность N 18 от 10.01.2019 сроком действия по 31.12.2019).
установил:
акционерное общество "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" (далее - АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 2 222 620 руб. 63 коп.
Определением от 24.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.11.2018 по делу N А81-5121/2018 исковые требования АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" удовлетворены. С Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" взысканы денежные средства в размере 2 222 620 руб. 63 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 34 113 руб. Всего взыскано 2 256 733 руб. 63 коп.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 02.11.2018, Фонд в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что объем средств, необходимый для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, с учетом средств, направленных в страховую медицинскую организацию в отчетном месяце в порядке авансирования, был перечислен страховой медицинской организации в полном объеме в соответствии с заявками страховой медицинской организации; расходование субвенций Фонда на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета, утвержденных бюджетом Фонда на 2018 год, для завершения расчетов предыдущего финансового года Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено; Фонд не является стороной договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией, в связи с чем у Фонда не возникает обязанностей по оплате медицинской помощи; доказательств отсутствия вины истца ненадлежащего исполнения договорных обязательств истцом в материалы дела не представлено; страховая медицинская организация, ненадлежащим образом исполняя свои обязательства, должна была оценивать свои риски, связанные с предпринимательской деятельностью и наступлением в связи с этим неблагоприятных последствий в виде привлечения к гражданско-правовой ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" в своем отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов н нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.02.2016 между АО "ГМСК "Заполярье" и Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа заключен договор N 13 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (далее - договор N 13 о финансовом обеспечении).
В соответствии с пунктом 1 договора N 13 о финансовом обеспечении Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой компании в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая компания обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
02.02.2016 между истцом и ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" заключен договор N 29 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор N 29 на ОМС).
В соответствии с пунктом 1 договора N 29 на ОМС ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а истец обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 4.1. договора N 29 на ОМС истец обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС с учетом результатов контроля, объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, определенных Тарифным соглашением ЯНАО в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ТФОМС ЯНАО) путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов до 15 числа каждого месяца включительно.
В период ноябрь-декабрь 2016 года ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования оказало застрахованным лицам медицинскую помощь в общем объеме 80 455 384 руб. 21 коп. При этом оплата медицинской помощи произведена не в полном объеме, а именно на сумму 78 232 763 руб. 58 коп. Таким образом, остаток задолженности составил 2 222 620 руб. 63 коп.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, оказанная ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" в рамках территориальной программы медицинская помощь в ноябре-декабре 2016 года осталась частично неоплаченной, поскольку при расчете реестра счетов медицинских организаций, предоставленных в АО ГМСК "Заполярье", страховой медицинской организацией была неверно учтена задолженность перед медицинскими организациями по состоянию на 01.12.2016, в результате чего, заявка истца от 03.02.2017 на получение целевых денежных средств направлена в адрес ответчика с указанием средств в размере, недостаточном для оплаты всей медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
27.03.2017 истец обратился к ответчику с требованием о выделении дополнительных денежных средств для оплаты оказанной медицинской помощи.
Письмом от 31.03.2017 ответчик отказал в предоставлении денежных средств в связи с отсутствием источника финансирования.
Повторное обращение истца от 05.04.2017 а также досудебная претензия от 13.04.2018 также оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма оказанной, но неоплаченной медицинской помощи составляет 2 222 620 руб. 63 коп., при этом в соответствии с требованиями действующего законодательства медицинская помощь по системе обязательного медицинского страхования должна быть оплачена за счет средств Фонда; правовые и фактические основания для отказа в перечислении соответствующих средств страховой медицинской организации для последующих расчетов с ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" отсутствуют.
Такие выводы суда основаны на полной, объективной оценке всей совокупности представленных сторонами доказательств, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, содержанию подлежащих применению норм материального права и доводами апелляционной жалобы ответчика не опровергаются.
В соответствии с положениями статьей 9 Федерального закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд; участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Исходя из пункта 7 статей 14, 37 Федерального закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, при осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования у страховых медицинских организаций возникают договорные отношения, во-первых, с соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования, во-вторых, с медицинскими организациями в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и оплаты медицинской помощи.
Статей 38 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрена возможность предоставления территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации денежных средств, недостающих для оплаты оказанной застрахованным лицам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, за счет нормированного страхового запаса территориального фонда, в случаях превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 09.09.2011) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
Исходя из пункта 9 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ, к основаниям отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации относятся: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом доказательства наличия одного или нескольких перечисленных обстоятельств в деле отсутствуют, ответчиком не представлены.
Ссылка ответчика на то, что расходование субвенций Фонда на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета, утвержденных бюджетом Фонда на 2018 год, для завершения расчетов предыдущего финансового года Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, верно отклонена судом первой инстанции.
Фонд обязательного медицинского страхования в данном случае реализует публичную функцию государства по обеспечению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь, оказанную в рамках программы ОМС, поэтому отсутствие в бюджете ТФОМС ЯНАО целевой статьи расходов "завершение расчетов предыдущего финансового года" не может являться правовым основанием для отказа в оплате фактически оказанной медицинской помощи.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 33 от 18.07.2018 установлено, что завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур.
Закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение от 3 марта 2015 года N 421-0)".
Исходя из изложенного, довод ответчика о том, что бюджет Территориального фонда на 2018 год не предусматривает завершение расчетов предыдущего финансового года, а также вывод о том, что у Фонда для предоставления дополнительных денежных средств для погашения задолженности за оказанную медицинскую помощь в декабре 2016 года отсутствуют правовые основания, а именно окончание 2016 года и истечение сроков принятия главным администратором бюджетных средств решения о наличии потребности в возврате финансовых средств в бюджет территориального фонда, не соответствует конституционно-правовому смыслу статьи 242 БК РФ и не может служить основанием для отказа в заявленных требованиях.
Медицинская помощь, оказанная ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи признана надлежащей, что не оспаривается сторонами, поэтому подлежит оплате в рамках договора N 13 о финансовом обеспечении за счет средств Территориального Фонда обязательного медицинского страхования вне зависимости от наличия либо отсутствия источников финансирования у Фонда.
Ссылка ответчика на ошибочное предоставлении информации в заявке о потребности в финансовых средствах на завершение расчетов за 2016 год и невозможность завершения расчетов предыдущего финансового года за счет бюджета, утвержденного на текущие года, верно отклонена судом первой инстанции.
Во-первых, несвоевременное предоставление заявки на получение целевых денежных средств в соответствии с условиями договора о финансовом обеспечении и требованиями Закона N 326-ФЗ не является основанием для отказа в оплате услуг надлежащего качества, оказанных медицинской организацией в рамках территориальной программы ОМС, в пределах установленных объемом.
Во-вторых, первоначально заявка истца от 03.02.2017 на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь, была действительно направлена ответчику в меньшем размере, чем было необходимо для оплаты оказанной медицинской помощи в декабре 2016 года.
Однако, уже 27.03.2017 заявка на получение целевых денежных средств была направлена с указанием необходимого объема финансирования, но ответчик в нарушение пунктом 4.5. договора N 13 о финансовом обеспечении не направил средства на финансирование обязательного медицинского страхования за отчетный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о возникновении у ответчика обязанности по финансовому обеспечению деятельности истца в части осуществления последним расчетов за оказанные третьими лицами услугами по территориальной программе обязательного медицинского страхования в соответствующей сумме.
Отказ Территориального фонда предоставить соответствующие средства во внесудебном порядке, применительно к требованиям статьи 12 ГК РФ явился надлежащим основанием для реализации судом такого способа защиты нарушенного права страховой медицинской организации, как понуждение фонда к исполнению соответствующей обязанности в натуре (путем взыскания денежных средств в счет восполнения дефицита, возникшего вследствие исполнения решения суда о расчетах с медицинской организацией в рамках отношений обязательного медицинского страхования).
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Территориальным фондом суду не представлено в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Оснований для изменения или отмены принятого по делу решения суда не имеется, апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно абзацу 2 пункта 2 информационного письма от 18.06.2013 N 159 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О порядке выдачи исполнительных листов по вступившим в законную силу судебным актам в случае нахождения материалов в судах вышестоящей инстанции" и пункту 17.2 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100, в случаях обращения взыскателя в суд первой инстанции с заявлением о выдаче исполнительного листа до возвращения дела в суд первой инстанции судья рассматривает такое заявление при условии, что взыскатель представил копии всех вынесенных по данному делу постановлений судов вышестоящих инстанций, заверенных ими в установленном порядке. Судья проверяет в системе "Картотека арбитражных дел" наличие постановлений, свидетельствующих о вступлении судебного акта в законную силу, и их тождественность представленным взыскателем копиям. В случае их соответствия исполнительный лист выдается взыскателю. При наличии каких-либо расхождений в копиях судебных актов, представленных взыскателем, и электронных копиях судебных актов, размещенных в системе "Картотека арбитражных дел", в выдаче исполнительного листа должно быть отказано до поступления в арбитражный суд первой инстанции судебного дела с оригиналами судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.11.2018 по делу N А81-5121/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
Д.С. Дерхо |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5121/2018
Истец: АО "Государственная медицинская страховая компания "Заполярье"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ЯНАО
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения " Муравленковская городская больница", Федеральный фонд обязательного медицинского страхования