г. Пермь |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А50-32829/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды Прикамья" (ОГРН 1055907094682, ИНН 5944202214): Пешин А.Г., директор, предъявлены выписка из ЕГРЮЛ и паспорт; Бусовиков Д.Ю., предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) в лице отделения по Пермскому краю Уральского главного управления: Липин Д.С. по доверенности от 14.09.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды Прикамья"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 декабря 2018 года по делу N А50-32829/2018,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды Прикамья"
к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбарды Прикамья" (далее - заявитель, ООО "Ломбарды Прикамья") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления (далее - заинтересованное лицо, Банк России) от 10.10.2018 N ТУ-57-ЮЛ-18-15817/3110-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2018 в удовлетворении заявленных требований оказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ломбарды Прикамья" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии вины, при этом ссылается на то, что не было реальной возможности исполнить предписание в установленный срок, поскольку личный кабинет ООО "Ломбарды Прикамья" на сайте Банка России не работал по причине отсутствия надлежащей техподержки со стороны Банка России, все необходимые меры обществом были приняты, о чем в материалы дела представлены соответствующие доказательства. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные доводы, а также просили признать правонарушение малозначительным.
Банк России с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал позицию, содержащуюся в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Банком России установлен факт непредставления ООО "Ломбарды Прикамья" отчета о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за полугодие 2018 года в установленный срок.
В связи с чем Банком России в адрес ООО "Ломбарды Прикамья" направлено предписание от 31.07.2018 N Т128-99-2/36761, в котором указано на необходимость в течение 5 рабочих дней с даты его получения представить отчет.
Согласно "Записи о размещении в ЛК электронных документов - Центр по обработке отчетности (г. Тверь)" предписание размещено в личном кабинете ООО "Ломбарды Прикамья" на сайте Банка России 03.08.2018 в 14:33:00. Данное предписание получено ООО "Ломбарды Прикамья" 07.08.2018.
Между тем в установленный срок (до 14.08.2018 включительно) предписание Банка России от 31.07.2018 N Т128-99-2/36761 ООО "Ломбарды Прикамья" не исполнено.
По данному факту должностным лицом административного органа в отношении ООО "Ломбарды Прикамья" составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2018 N ТУ-57-ЮЛ-18-15817/1020-1; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 10.10.2018 N ТУ-57ЮЛ-18-15817/3110-1 о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере в размере 250 000 рублей с учетом снижения штрафа ниже низшего предела санкции на основании ч.3.2, ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Ломбарды Прикамья" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В ст. 76.1 Федерального, закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 2.4. Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
В соответствии с п. 4 Указания Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3927-У), документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Согласно п. 1 Указания N 3927-У отчет о деятельности ломбарда составляется по форме и в порядке, которые установлены в приложении 1.
В п. 2 Указания N 3927-У предусмотрено, что отчет о деятельности ломбарда представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения. Предписания Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбард обязан выполнять предписания Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" при направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В п. 4.1 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание N 4600-У) установлено, что Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России.
Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете (п. 4.3 Указания: N 4600-У).
Из материалов дела следует, что Банком России установлен факт непредставления ООО "Ломбарды Прикамья" отчета о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за полугодие 2018 года в установленный срок.
В связи с чем Банком России в адрес ООО "Ломбарды Прикамья" направлено предписание от 31.07.2018 N Т128-99-2/36761, в котором указано на необходимость в течение 5 рабочих дней с даты его получения представить Отчет. Согласно "Записи о размещении в ЛК электронных документов - Центр по обработке отчетности (г. Тверь)" предписание размещено в личном кабинете на сайте Банка России 03.08.2018 в 14:33:00. Данное предписание получено ООО "Ломбарды Прикамья" 07.08.2018.
Между тем в установленный срок (до 14.08.2018 включительно) предписание Банка России от 31.07.2018 N Т128-99-2/36761 ООО "Ломбарды Прикамья" не исполнено; по состоянию на 20.08.2018 отчет о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за полугодие 2018 года ООО "Ломбарды Прикамья" в Банк России не представлен (отчет о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за полугодие 2018 года во исполнение предписания представлен только 19.09.2018 (регистрационный N ТР-2018-01486019), то есть с нарушением срока исполнения на 35 календарных дней.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что требования законного предписания в установленный в предписании срок не исполнены, что свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении указано, что у ООО "Ломбарды Прикамья" имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но им не были приняты все зависящие и исчерпывающие от него меры по их соблюдению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ООО "Ломбарды Прикамья" принимались необходимые меры для исполнения предписания, но не было реальной возможности исполнить предписание ввиду того, что личный кабинет не работал по причине отсутствия надлежащей техподержки, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Ломбарды Прикамья" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Кобелевой М.В. (исполнитель) заключались договоры на разовое оказание услуг с физическим лицом (от 20.02.2018, 04.04.2018, 24.04.2018, 18.09.2018), по условиям которых исполнитель обязался настроить компьютер для сдачи отчетности в ЦБ РФ, а также настроить личный кабинет для сдачи отчетности в ЦБ РФ.
Из показаний свидетеля Кобелевой М.В. судом первой инстанции установлено, что при отправке отчетности в Банк России за 1 полугодие 2018 года возникли проблемы с её отправкой. Для устранения названных обстоятельств она звонила в техподдержку Банка России 01.08.2018. Иные действия по отправке отчётности за 1 полугодие 2018 года в течение установленного пятидневного срока для исполнения предписания не производились.
Из представленной в материалы дела детализации телефонной связи следует, что 01.08.2018 осуществлялся звонок на номер 78002504072 (телефон техподдержки Банка России). Вместе с тем иных исходящих звонков на указанный номер в период с 07.08.2018 по 14.08.2018 не имеется.
Представленным заявителем скриншотам с компьютера судом первой инстанции дана надлежащая оценка, при этом суд обоснованно отметил, что часть из них относятся к иному отчётному периоду (02.04.2018, 23.04.2018 и др.), а другая часть, - к периоду после истечения срока для исполнения предписания (18.09.2018, 25.09.2018).
Материалы дела не содержат доказательств, что в период для добровольного исполнения предписания (с 07.08.2018 по 14.08.2018) имелись технические неисправности информационных ресурсов Банка России - "личного кабинета участника информационного обмена", которые препятствовали осуществить отправку отчёта.
Кроме того, ООО "Ломбарды Прикамья" не представлено доказательств обращения в Банк России с соответствующим ходатайством о продлении срока предписания.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия, на которые ссылается ООО "Ломбарды Прикамья", не свидетельствуют о своевременном принятии им всех необходимых мер по исполнению требований действующего законодательства и законного предписания.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.09.2018. а также о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 10.10.2018 ООО "Ломбарды Прикамья" извещено надлежащим образом; протокол об административном правонарушении от 20.09.2018 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 10.10.2018 вынесено в присутствии директора ООО "Ломбарды Прикамья" Пешина А.Г.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган при решении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, руководствуясь положениями ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции и назначил административное наказание в размере 250 000 рублей. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку в ч. 2 названной статьи прямо предусмотрено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о малозначительности правонарушения судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 декабря 2018 года по делу N А50-32829/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды Прикамья" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32829/2018
Истец: ООО "Ломбарды Прикамья"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации