Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2019 г. N Ф07-5312/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А21-3526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойко К.Б.
при участии:
от истца: Садкевич Е.С. по доверенности от 20.04.2018
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27975/2018) на ООО УК "Перспектива"
Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2018 по делу N А21-3526/2018 (судья Иванов С.А.), принятое
по иску МУП "Водоканал" ГО "Город Калининград"
к ООО УК "Перспектива"
о взыскании
установил:
Муниципальное предприятие коммунального хозяйства города Калининграда "Водоканал" (далее - истец, МП КХ "Водоканал", предприятие) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстрой+" (далее - ответчик, ООО "УК "Перспектива", общество) о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 23239 от 15.10.2013 в размере 1 262 333,32 руб., пени в размере 108 037,43 руб.
Ответчик в порядке ст. 124 АПК РФ заявил суду о смене своего наименования на ООО "УК "Перспектива".
Решением от 05.09.2018 требования удовлетворены в полном объеме: с ООО "Управляющая компания "Перспектива" в пользу МП КХ "Водоканал" взыскано 1 262 333 руб. 32 коп. задолженности, 108 037 руб. 43 коп. пени, а также расходы по оплате госпошлины в размере 26 704 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Перспектива" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы указывает, что истец необоснованно требует взыскать долг за водоотведение на общедомовые нужды за период с марта по май 2017 года.
Кроме того, по мнению ответчика, средства продажи коммунального ресурса с учетом применения повышающего коэффициента должны формировать доход Управляющей компании.
В судебном заседании присутствовал представитель истца. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутсвие.
От МП КХ "Водоканал" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.10.2013 МП КХ "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания "Жилстрой+" (исполнитель) заключили договор N 23239 холодного водоснабжения и водоотведелния.
Задолженность исполнителя за период с марта по декабрь 2017 послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Из материалов дела следует, что договор заключен ответчиком для оказания коммунальных услуг потребителям в многоквартирном жилом доме.
Как установлено частью 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ, к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, с оплатой таких услуг, положения названного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила N 124, устанавливающие обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров, в том числе водоотведения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 к коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 Правил N 124.
Постановлением N 1498 пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в" (4), согласно которому с 01.06.2017 объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
VСТ = VХВС + VГВС,
где:
VСТ - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
VХВС - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 установлено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров, в том числе водоотведения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Довод истца о том, что дополнения в п. 21 Правил N 124 вступают в силу с 01.01.2017 является необоснованным.
С 01.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498) в пункт 29 Правил N 306 внесены изменения, касающиеся порядка определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем этим же постановлением N 1498 внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 (пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод). Указанные изменения согласно пункту 4 постановления N 1498 вступают в силу только с 01.06.2017.
Ответчик в ходатайстве от 28.01.2019 произвел расчет стоимости водоотведения на общедомовые нужды за период с марта по июнь 2017 года, который подлежит исключению из суммы долга, рассчитанной истцом. Стоимость услуг за водоотведение на общедомовые нужды с марта по май 2017 года составила 37 423 руб. 81 коп., неустойка от указанной суммы составляет 5 490 руб. 63 коп.
Истец не возражал по принципу расчета, однако считает, что вправе взыскать стоимость водоотведения на общедомовые нужды за период с марта 2017 года поскольку закон вступил в силу 01.01.2017.
С доводами истца нельзя согласиться. Изменения в порядок определения объема сточных вод вступили в силу 01.06.2017. Период с марта по май 2017 года следует исключить из расчета.
Согласно пункту 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле Vд = Vодпу - Vпотр,
где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 01.07.2016 N 106 (в редакции изменений, внесенных приказом от 08.08.2016 N 127) установлены нормативы потребления услуг без учета повышающих коэффициентов. В пункте 2 примечания к приказу Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 08.08.2016 N 127 указано, что при отсутствии индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и при наличии технической возможности его установки применяется норматив, определенный с учетом повышающего коэффициента.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 1 января 2017 года величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.
Как разъяснено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 02.06.2017 N 19506-00/04, применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Ответчик требуя провести зачет денежной суммы 1 341 451 руб. 86 коп., полученной истцом за спорный период от потребителей коммунального ресурса в виде разницы при расчете размера платы за коммунальные ресурсы с применением повышающего коэффициента, не учел следующего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса встречный иск принимается арбитражным судом, в частности, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования.
Как указано в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований", после предъявления иска к лицу, имеющему право заявить о зачете, зачет может быть произведен только при рассмотрении встречного иска.
Из приведенных положений Арбитражного процессуального кодекса и разъяснений Президиума следует, что после передачи спора в арбитражный суд, рассматривающий дело по правилам процессуального законодательства, защита ответчиком, имеющим встречные однородные требования к истцу, от первоначального иска должна осуществляться также в процессуальной форме, то есть посредством подачи встречного иска.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
Ответчик встречный иск не предъявил.
У суда первой инстанции не имелось оснований уменьшать сумму долга на 1 341 451 руб. 86 коп.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2018 по делу N А21-3526/2018 подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат взысканию со сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2018 по делу N А21-3526/2018 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" в пользу муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" 1 224 909 руб. 51 коп. долга, 102 546 руб. 80 коп. неустойки, 25 868 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" 93 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3526/2018
Истец: МУП "Водоканал" ГО "Город Калининград", МУП коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
Ответчик: ООО "Жилстрой", ООО УК "Жилстрой+", ООО УК "Перспектива"
Третье лицо: ООО "УК "Перспектива"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5312/19
06.06.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5314/19
04.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27975/18
05.09.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3526/18