Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2019 г. N Ф09-3077/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А71-15978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис" (ИНН 1841032355, ОГРН 1131841001995) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации МО "Завьяловский район" (ИНН 1808701351, ОГРН 1041800000483) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2018 года
по делу N А71-15978/2018,
принятое судьей Зориной Н.Г.
по заявлению ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис"
к Управлению строительства и муниципального хозяйства Администрации МО "Завьяловский район"
о признании незаконным предписания,
установил:
ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис" (далее - заявитель, ООО "УК ЖК-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания от 25.07.2018 N 22, вынесенного Управлением строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" ((далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление СМХ Завьяловского района).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель настаивает на том. что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, в решении суд указал, что представленные в дело доказательства свидетельствуют о нарушении обществом пункта 8.14 СП 4.13130.2013. Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что после демонтажа дверного проема расстояние между сквозными проходами через лестничные клетки стало составлять более 100 метров один от другого. При этом заинтересованным лицом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказаны обстоятельства. послужившие основанием для принятия оспариваемого предписания.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.07.2018 в Управление поступило обращение жителя дома N 62 по ул. Садовая с. Завьялово, согласно которому двери в пожарном проходе (выходе) 5 секции МКД были демонтированы силами управляющей компании ООО "УК ЖК-Сервис", а сам проход заделан наглухо кирпичной кладкой, работы по демонтажу дверей 2 и 5 секций МКД и заделке кирпичом с собственниками не согласовывались, работы проведены без их согласия и основания по оплате этих работ отсутствуют.
На основании приказа от 13.07.2018 N 87 в отношении ООО "УК ЖК-Сервис" в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая выездная проверка доводов, изложенных в обращении. Задачей проверки являлось проверка требований законодательства по исполнению договора управления и соблюдения обязательных требований в части содержания общего имущества по адресу: д. 62, ул. Садовая, с. Завьялово.
Обществом представлены протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: УР, с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62, от 08.05.2018 N 62/02; план работ на 2017 год; калькуляция на проведение работ по закладке дверного проема; пояснительное письмо по вопросу работоспособности заземляющего контура по адресу: УР, с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62, от 08.05.2017 N 62/02, было принято решение об утверждении плана работ на 2017 год.
В плане работ на 2017 год работа по закладке дверного проема отсутствует, указан ремонт входной двери со стороны ул. Садовая 5 подъезда. Однако к плану работ прилагается калькуляция на кладку, штукатурку, покраску стены дверного проем в 5 подъезде со стороны ул. Садовой, от 27.02.2017.
При осмотре фасада многоквартирного дома N 62 было зафиксировано наличие заложенных дверных проемов (сквозных, т.е. проходящих через 2 и 5 подъезды МКД), что является нарушением пункта 8.14 свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2018 N 62, в адрес ООО "УК ЖК-Сервис" вынесено предписание от 25.07.2018 N 2202 согласно которому необходимо произвести демонтаж заложенных дверных проемов многоквартирного дома N 62, ул. Садовая, с. Завьялово (в подъезде N 2 и N 5).
Считая предписание незаконным, ООО "УК ЖК-Сервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил совокупность условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса РФ).
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе по проведению проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно пункту 3.2.10 Положения "Об Управлении архитектуры, строительства и муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Завьяловский район", утвержденного решением Завьяловского районного Совета депутатов от 26.08.2009 N 383 "Об учреждении Управления архитектуры, строительства и муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Завьяловский район" Управление осуществляет исполнение отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору в случае наделения органов местного самоуправления муниципального образования "Завьяловский район" отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Управление СМХ Завьяловского района наделено полномочиями по лицензионному контролю, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Аналогичная позиция содержится в пунктах 16 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым управляющая организация обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно подпункту "е" пункта 10 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Таким образом, управляющая организация, принимая на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения.
Статьей 1 Федерального закона от 18.11.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Поскольку заявитель осуществляет функции по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, то он относится к субъектам, обязанным обеспечить своевременное выполнение требований требования пожарной безопасности. Данная позиция нашла отражение в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N 309-КГ16-16524, Постановлении Верховного Суда РФ от 16.02.2015 по делу N 309-АД14-3378.
На основании статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 утвержден Свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013).
Согласно пункту 1.1 СП 4.13130.2013 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Пунктом 8.14 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
Как установлено судами, запасные выходы подъезда N 2 и N 5 МКД были предусмотрены проектной документацией на дом, введенный в эксплуатацию в 2013 году. Данный факт заявителем не оспаривается. Имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки от 25.07.2018 N 22 с фототаблицами, обращение жителя кв. 26 д. 62 по ул. Садовая, с. Завьялово) свидетельствуют о нарушении обществом пункта 8.14 свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" при управлении многоквартирным домом.
Заявитель, демонтируя дверной проем путем закладки проема кирпичом, ликвидировал запасной (эвакуационный) выход, что является нарушением СП 4.13130.2013. Доказательств соблюдения требований пожарной безопасности и принятии заявителем соответствующих мер для их соблюдения, в материалы дела заявителем не представлено.
Доводы заявителя отклоняются как основанные на неверном толковании норма права. Демонтаж дверей был проведен в 2017 г. На момент проведения спорных работ (закладки запасных выходов), СП 4.13130.2013 действовал, свод правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 29.07.2013 приказом МЧС РФ от 24.04.2013 N 288, в связи с чем при выполнении работ управляющая компания должна была руководствоваться данными правилами пожарной безопасности.
Аналогичные нормы о наличии сквозных проходов через лестничные клетки зданий содержались в СНИП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109, согласно пункту 7.4.1 которых сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.
При этом данный документ подлежит обязательному исполнению в порядке, определенном статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (Письмо Минрегиона РФ от 25.09.2009 N 31531-ИП/08).
Таким образом, положения СП 4.13130.2013 в данной части не ввели принципиально новые требования пожарной безопасности. Следовательно, требования Управления об устранении изложенных в оспариваемом предписании нарушений являются законными.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено управлением законно и обоснованно, доказательства нарушения прав и законных интересов оспариваемым предписанием обществом не представлены, правовые основания для признания незаконным предписания отсутствуют, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для иной оценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2018 года по делу N А71-15978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис" (ИНН 1841032355, ОГРН 1131841001995) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.12.2018 N 1441.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15978/2018
Истец: ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис"
Ответчик: Управление строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3077/19
05.02.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-45/19
30.11.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-15978/18
12.10.2018 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-15978/18