г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А21-8065/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойко К.Б.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35717/2018) (заявление) ООО "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2018 по делу N А21-8065/2018 (судья Надежкина М.Н.), принятое
по иску Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области "Центр социальной помощи семье и детям"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" об урегулировании преддоговорных разногласий
установил:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ответчик, ООО "Жилкомсервис") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора управления многоквартирным домом.
Решением от 14.11.2018 требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Жилкомсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение изменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что собственниками помещений спорного многоквартирного дома не было проведено общего собрания, на котором принималось бы решение о выборе в качестве управляющей организации ответчика.
Кроме того, как указывает ответчик, по итогам проведенного Администрацией Неманского городского конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами право управления получило ООО "Жилкомсервис". Собственники помещений спорного многоквартирного дома обязаны были заключить договор управления домом с ООО "ЖилКомСервис", согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В судебном заседании присутствовали представители сторон.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истцу на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение площадью 62,2 кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Советская, д. 27.
Администрацией Неманского городского округа на основании ч. 4 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том числе и домом N 27 по ул. Советской в г. Немане
Единственным участником и соответственно победителем конкурса стало ООО "ЖилКомСервис", что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 17.01.2018.
Согласно пункту 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, в случае если только один претендент признан: участником: конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.
В связи с чем ООО "ЖилКомСервис" заключило сроком на 3 года Договор управления многоквартирным домом от 05.02.2018, действующий с 01.03.2018.
Управляющая организация направила истцу проект договора управления. Истец возвратил проект с протоколом разногласий. Спор по условиям договора управления послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 91 Правил победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.
В соответствии с положениями статей 210, 249 ГК РФ, пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом, статьями 296 и 298 названного Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
На основании части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Истцом и ответчиком в материалы дела представлен договор управления спорными многоквартирными домами с 12-тью приложениями к нему, содержащий необходимые условия, предусмотренные частью 3 статьи 162 ЖК РФ, что свидетельствует о соответствии проекта договора требованиям действующего законодательства.
В соответствии с 40. Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Доводы истца о том, что представленные ему проект договора управления предусматривает заключение такого договора с физическими лицами опровергается содержанием представленного в материалы дела проекта договора.
Ссылка истца на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является необоснованной, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суду первой инстанции следовало обязать сторон заключить договор управления в редакции, предложенной ответчиком.
В связи с чем решение от 14.11.2018 подлежит отмене.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы подлежит взысканию с истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2018 по делу N А21-8065/2018 отменить.
Обязать государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Центр социальной помощи семье и детям" заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" договор управления многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Советская д. 17, на условиях, предложенных обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис".
Взыскать с государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области "Центр социальной помощи семье и детям" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8065/2018
Истец: ГБУ СО КО "Центр социальной помощи семье и детям", ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис"
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис"