Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2019 г. N Ф09-2935/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А76-15943/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2019 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2018 по делу N А76-15943/2018 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮЖУРАЛЖКХ" - Лысенко Е.А. (доверенность от 01.06.2018), Апполонова А.Д. (доверенность от 27.07.2017);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Хальфин Д.А. (доверенность N 1 от 26.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮжУралЖКХ" (далее - заявитель, ООО УК "ЮжУралЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконными решений от 15.05.2018 N 10686 и N 10687 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области об исключении из реестра лицензий Челябинской области многоквартирного дома, включенного за ООО УК "ЮжУралЖКХ", лицензия N 0527, по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, д.161, и о включении в реестр лицензий Челябинской области указанного многоквартирного дома за обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (впоследствии переименовано на общество с ограниченной ответственностью "Крепость") (далее - ООО "ГУК"), лицензия N 0465 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ГУК".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 05.10.2018) требования заявителя удовлетворены, решения инспекции от 15.05.2018 N 10686 и N 10687 признаны незаконными. Также судом взыскано с инспекции в пользу заявителя 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция обращает внимание на законность и обоснованность оспоренных решений инспекции. Указывает на то, что эти решения приняты 15.05.2018 по результатам рассмотрения заявления ООО "ГУК" о внесении изменений в реестр лицензий, к которому были приложены необходимые документы, включая протокол собрания собственников помещений многоквартирного дома от 29.01.2018. Наличие протокола о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "ЮжУралЖКХ" от более поздней даты, по мнению инспекции, не влияет на результат рассмотрения заявления ООО "ГУК", поскольку на этот момент от ООО УК "ЮжУралЖКХ" заявление о внесении изменений в реестр лицензий в установленном порядке не направлялось. При этом податель апелляционной жалобы полагает, что законом момент передачи дома в управление связан с датой внесения изменений в реестр лицензий.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ООО УК "ЮжУралЖКХ" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО УК "ЮжУралЖКХ" (ранее - ООО УК "Юбилейный") зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1167456069110 и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (лицензия от 05.08.2016 N 0527 - т.1 л.д.54).
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 161, от 30.05.2016 N 1 (т.1 л.д.43-45) и договора управления многоквартирным домом от 17.06.2016 N 7 (т.1 л.д.35-42), в реестр лицензий Челябинской области была внесена запись об управлении заявителем указанным многоквартирным домом.
29.01.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 161 принято решение о расторжении с 01.02.2018 договора управления многоквартирным домом от 17.06.2016 N 7 и об избрании в качестве управляющей организации ООО "ГУК". Решение отражено в протоколе от 29.01.2018 N 1 (т.2 л.д.65-69).
05.03.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 161 принято решение об отмене протокола от 29.01.2018 N 1 и избрании в качестве управляющей организации ООО УК "ЮжУралЖКХ". Решение отражено в протоколе от 05.03.2018 N 3 (т.1 л.д.46-51). Как указывает заявитель, на основании этого протокола собственниками помещений указанного многоквартирного дома с ООО УК "ЮжУралЖКХ" заключен договор управления от 05.03.2018 N 27.
Сопроводительным письмом от 07.03.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" направило в адрес инспекции протокол общего собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3 (т.1 л.д.52). Корреспонденция получена адресатом 07.03.2018, о чем свидетельствует соответствующая входящая отметка на письме.
17.04.2018 ООО "ГУК" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанного многоквартирного дома, указав в качестве оснований внесения изменений протокол общего собрания собственников помещений от 29.01.2018 и договор управления (т.1 л.д.151-153). В соответствии с описью прилагаемых к заявлению документов, к заявлению приложены копии протокола от 29.01.2018, договора управления, заключенного с собственниками, реестр собственников, заключивших договор управления, скриншот страницы сети Интернет о размещении договора управления на сайте.
По итогам рассмотрения этого заявления инспекцией составлено заключение от 28.04.2018 о наличии противоречий в сведениях, представленных лицензиатом, с уже содержащимися на момент рассмотрения заявления в реестре сведениями, а именно: многоквартирный дом закреплен в реестре лицензий за ООО УК "ЮжУралЖКХ" (т.1 л.д.149-150).
28.04.2018 инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО "ГУК" до 11.05.2018 (т.1 л.д.147). Это решение направлено в адрес ООО "ГУК" письмом от 07.05.2018 (т.1 л.д.145).
Также письмом от 07.05.2018 инспекция истребовала у ООО УК "ЮжУралЖКХ" документы, подтверждающие факт управления многоквартирным домом, либо заявление об исключении из реестра лицензий (т.1 л.д.146).
Письмом от 10.05.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" направило в адрес инспекции копии протокола общего собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3, договора управления от 05.03.2018 N 27 и реестр собственников помещений, подписавших этот договор управления (т.1 л.д.53). Письмо получено инспекцией 11.05.2018, о чем свидетельствует входящая отметка на письме.
Тем не менее, 15.05.2018 ГУ "ГЖИ Челябинской области" приняты решения N 10686 и N 10687 об исключении из реестра лицензий Челябинской области многоквартирного дома, включенного за ООО УК "ЮжУралЖКХ" и о включении в реестр лицензий Челябинской области этого многоквартирного дома за ООО "ГУК", дата внесения изменений в реестр лицензий - 01.06.2018 (т.1 л.д.33-34).
16.05.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области на основании протокола собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3 (т.2 л.д.25).
Решением инспекции от 31.05.2015 в удовлетворении этого заявления отказано по причине непредставления с заявлением доверенности на лицо, подписавшее договор управления от имени собственников (т.2 л.д.26).
07.06.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" вновь обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области на основании протокола собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3 (т.2 л.д.27).
По результатам рассмотрения этого заявления инспекцией принято решение от 05.07.2018 о включении многоквартирного дома в реестр лицензий Челябинской области за ООО УК "ЮжУралЖКХ" (т.2 л.д.13).
31.05.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании незаконными решений инспекции от 15.05.2018 N 10686 и N 10687.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренных решений закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности применительно к существу рассматриваемых требований, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4). Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 этого Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 Кодекса (часть 6).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного (далее - Порядок N 938/пр).
Порядком N 938/пр (в редакции, действовавшей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; - копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (пункт 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9). Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (пункт 10). При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка (пункт 15). По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 Порядка (пункт 17).
Исследованием материалов дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 161 находился в управлении ООО УК "ЮжУралЖКХ" на основании протокола общего собрания собственников помещений от 30.05.2016 N 1 и договора управления многоквартирным домом от 17.06.2016 N 7, о чем в реестр лицензий Челябинской области была внесена соответствующая запись.
29.01.2018 общим собранием собственников помещений этого многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 161 принято решение о расторжении с 01.02.2018 договора управления многоквартирным домом от 17.06.2016 N 7 и об избрании в качестве управляющей организации ООО "ГУК". Решение отражено в протоколе от 29.01.2018 N 1.
05.03.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение об отмене протокола от 29.01.2018 N 1 и избрании в качестве управляющей организации ООО УК "ЮжУралЖКХ". Решение отражено в протоколе от 05.03.2018 N 3. На основании этого решения собственниками помещений многоквартирного дома с ООО УК "ЮжУралЖКХ" заключен новый договор управления от 05.03.2018 N 27.
Сопроводительным письмом от 07.03.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" направило в адрес инспекции протокол общего собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3. Письмо получено инспекцией 07.03.2018.
17.04.2018 ООО "ГУК" на основании протокола от 29.01.2018 N 1 и заключенного в соответствии с этим протоколом договора управления обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанного многоквартирного дома. В соответствии с описью прилагаемых к заявлению документов, к заявлению приложены копии протокола от 29.01.2018, договора управления, заключенного с собственниками, реестр собственников, заключивших договор управления, скриншот страницы сети Интернет о размещении договора управления на сайте.
Рассмотрев это заявление, инспекция составила заключение от 28.04.2018 о наличии противоречий в сведениях, представленных лицензиатом, с уже содержащимися на момент рассмотрения заявления в реестре сведениями, поскольку многоквартирный дом закреплен в реестре лицензий за ООО УК "ЮжУралЖКХ". В этой связи на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр 28.04.2018 инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО "ГУК" до 11.05.2018, и на основании подпункта "в" пункта 15 Порядка N 938/пр письмом от 07.05.2018 инспекция истребовала у ООО УК "ЮжУралЖКХ" документы, подтверждающие факт управления многоквартирным домом, либо заявление об исключении из реестра лицензий.
Письмом от 10.05.2018 ООО УК "ЮжУралЖКХ" направило в адрес инспекции копии протокола общего собрания собственников помещений от 05.03.2018 N 3, договора управления от 05.03.2018 N 27 и реестр собственников помещений, подписавших этот договор управления.
Однако, поскольку представленные документы не подтверждали факт продолжения управления ООО УК "ЮжУралЖКХ" многоквартирным домом на основании протокола от 30.05.2016 N 1, сведения о котором включены в реестр лицензий, а также со стороны ООО УК "ЮжУралЖКХ" в установленном порядке не представлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола от 05.03.2018 N 3, 15.05.2018 ГУ "ГЖИ Челябинской области" приняты оспоренные решения N 10686 и N 10687 об исключении из реестра лицензий Челябинской области многоквартирного дома, включенного за ООО УК "ЮжУралЖКХ" и о включении в реестр лицензий Челябинской области этого многоквартирного дома за ООО "ГУК" на основании протокола от 29.01.2018 N 1.
Впоследствии в связи с представлением заявителем 07.06.2018 надлежащего заявления о внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола от 05.03.2018 N 3 инспекцией 05.07.2018 принято решение о включении многоквартирного дома в реестр лицензий Челябинской области за ООО УК "ЮжУралЖКХ"
Оспаривая решения инспекции от 15.05.2018 N 10686 и N 10687, ООО УК "ЮжУралЖКХ" ссылается на представление им в адрес инспекции 07.03.2018 и 10.05.2018 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.03.2018 N 3, в соответствии с которым собственниками вновь выбрана управляющая организация - ООО УК "ЮжУралЖКХ". В этой связи заявитель полагает, что у инспекции отсутствовали основания для внесения в реестр лицензий изменений в части управления многоквартирным домом ООО "ГУК" на основании протокола от 29.01.2018 N 1. Позиция заявителя поддержана судом первой инстанции.
Между тем, представляя указанные сведения о наличии новых оснований для управления многоквартирным домом ООО УК "ЮжУралЖКХ", заявитель должен был представить в установленном порядке заявление о внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола от 05.03.2018 N 3 и заключенного с собственниками помещений нового договора управления, приложив к нему соответствующие документы. Такое заявление фактически представлено заявителем с соблюдением требований Порядка N 938/пр лишь 07.06.2018 и по итогам его рассмотрения инспекцией внесены соответствующие изменения реестр лицензий.
На момент принятия оспоренных решений поданное в установленном порядке заявление о внесении в реестр лицензий изменений на основании протокола от 05.03.2018 N 3 в инспекции отсутствовало. Сам по себе представленный в инспекцию протокол от 05.03.2018 N 3 в отсутствие заявления о внесении в реестр лицензий соответствующих изменений не мог быть принят инспекцией во внимание при рассмотрении заявления ООО "ГУК" о внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола от 29.01.2018 N 1. Целью направления в инспекцию протокола от 05.03.2018 N 3 фактически являлось предоставление доказательств наличия новых оснований для включения ООО УК "ЮжУралЖКХ" в реестр лицензий (что подтверждается также фактом последующего направления этим лицом в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий), в связи с чем соблюдение требований Порядка N 983/пр в части представления надлежащего заявления с приложением предусмотренных Порядком документов являлось для заявителя обязательным.
Поскольку заявление ООО "ГУК" о внесении изменений в реестр лицензий соответствовало требованиям, предъявляемым пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр, к заявлению были приложены все необходимые документы, а проведенной инспекцией проверкой устранены отраженные в заключении от 28.04.2018 противоречия (установлен факт утраты включенного ранее в реестр лицензий ООО УК "ЮжУралЖКХ" права управления многоквартирным домом на основании протокола от 30.05.2016 N 1 в связи с принятием собранием собственников помещений нового решения от 29.01.2018 о выборе в качестве управляющей организации - ООО "ГУК"), оспоренные решения инспекции от 15.05.2018 N 10686 и N 10687 следует признать принятыми в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 7, пункта 8 и пункта 17 Порядка N 938/пр. Законных оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "ГУК" и его возврата (пункт 9 Порядка N 938/пр) у инспекции не имелось.
Таким образом, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности оспоренных решений инспекции. Этот вывод суда первой инстанции следует признать основанным на неверном применении норм материального права.
Соответствие оспоренных решений закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований. Необоснованность требований заявителя свидетельствует также об отсутствии оснований для возмещения ему за счет инспекции понесенных при обращении в суд с заявлением расходов по уплате госпошлины.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ГУ "ГЖИ Челябинской области" подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2018 по делу N А76-15943/2018 отменить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15943/2018
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЮЖУРАЛЖКХ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"