г. Воронеж |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А48-8861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Осиповой М.Б.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Товарищества на вере "Труфанов В.В. и компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.02.2018 по делу N А48-8861/2017 (судья Володин А.В.), по заявлению Департамента сельского хозяйства Орловской области (ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Орловской области (ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786) о назначении административного наказания от 07.11.2017 N22-08/80-2017 и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 07.11.2017 N 54-12-39/22-8018, третье лицо: Товарищество на вере "Труфанов В.В. и компания" (ОГРН 1025700622001, ИНН 5713005466); Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства Орловской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Орловской области заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - ответчик, УФК по Орловской области, административный орган) о назначении административного наказания от 07.11.2017 N 22-08/80-2017, а также признания незаконным представления УФК по Орловской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 07.11.2017 N 54-12-39/22-8018.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановление УФК по Орловской области от 07.11.2017 N 22-08/80-2017 о назначении административного наказания Департаменту сельского хозяйства Орловской области и представление УФК по Орловской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 07.11.2017 N 54-12-39/22-8018, признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федерального казначейства по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 24.05.2018 производство по настоящему делу приостанавливалось до принятия и вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-256583/2017.
В связи с тем, что основания для приостановления производства по делу отпали, определением от 02.07.2018 производство по делу было возобновлено.
Указывает, на наличие оснований для привлечения Департамента сельского хозяйства к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, поскольку им допущено нарушение бюджетного законодательства.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседании извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеются ходатайства, поступившие от Департамента сельского хозяйства Орловской области, Управления Федерального казначейства по Орловской области и от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области, о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717, по мероприятию "Развитие молочного скотоводства" на основании соглашения от 09.02.2015 N 29/17-с, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области, в 2015 Орловской области из федерального бюджета предоставлена субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), получаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и приравненными к ним хозяйствующими субъектами, на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Размер субсидии бюджету Орловской области составил 22 717 500 руб. 00 коп.
В период с 23.08.2017 года по 31.08.2017 года, главным контролером-ревизором Управления Федерального казначейства по Орловской области в отношении Департамента была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, выделенных в 2015 году на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
По итогам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 31.08.2017.
В ходе проверки административным органом установлено, что за счет субсидий, поступивших Департаменту из федерального бюджета по целевой статье 25Б5444 "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства" в 2015 году просубсидировано 48 кредитных договоров на приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 13 217 550,00 рублей, что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
На основании указанного акта проверки от 31.08.2017 Федеральное казначейство оформило и направило в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 13.10.2017 N 07-04-04/09-1894, на основании которого последним издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 1028 от 15.11.2017.
Приказом Минфина России от 15.11.2017 N 1028 Федеральному казначейству надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Орловской области (Департамента сельского хозяйства Орловской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Орловской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Орловской области, в размере 13 217 550 руб. 00 коп., рассчитанной по состоянию на 13.10.2017.
Не согласившись с указанным приказом, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2018 по делу А40-256583/2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2018 в удовлетворении требований департамента было отказано.
Правовая позиция судов поддержана Верховным судом Российской Федерации в Определении от 16.11.2018 N 305-КГ18-18557.
31.10.2017 административным органом в отношении Департамента сельского хозяйства по Орловской области был составлен протокол N 77 с участием законного представителя по статье 15.14 КоАП РФ.
Согласно протоколу, Департаментом были нарушены требования Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 года N 1588-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства", абзаца седьмого, двадцать первого подпункта "в", абзаца пятого подпункта 2 "г" и абзаца пятого подпункта "д(1)" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460, приказа Минсельхоза России от 11ю2ю2013 N53, пункта 4.2.2.25 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N65н в части направления средств субсидии, поступившей Департаменту из федерального бюджета, по целевой программе 25Б5444 "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства" при выплате субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитному договору на приобретение сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы строительства и реконструкции объектов для молочного скотоводства получателю субсидии Товарищество на вере "Труфанов В.В. и компания" на сумму 221 247, 00 рублей.
Копия протокола была вручена законному представителю 31.10.2017.
07.11.2017 административным органом было вынесено постановление N 22-08/80-2017, которым Департамент признан виновным в совершении правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (перечисленных платежным поручением от 14 декабря 2015 года N 776623 получателю субсидии Товарищество на вере "Труфанов В.В. и компания" на сумму 221 247,00 рублей), что составляет 11 062,35 рублей.
07.11.2017 административным органом было вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Данное представление было получено законным представителем Департамента сельского хозяйства по Орловской области 08.11.2017.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд 17.11.2017 с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективной стороной этого правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Департамент привлечен к административной ответственности за направления средств субсидии, поступившей Департаменту из федерального бюджета, по целевой программе 25Б5444 "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства" при выплате субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитному договору на приобретение сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы строительства и реконструкции объектов для молочного скотоводства получателю субсидии Товарищество на вере "Труфанов В.В. и компания".
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении Департамента к административной ответственности, указал, что Департаментом не допущено нарушений бюджетного законодательства.
Указал, что Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 и Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 04.03.2013 года N 73, предусматривают субсидирование по кредитным договорам, полученным не только на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства, но и субсидирование сельскохозяйственной техники, в соответствии с указанным перечнем Минсельхоза России.
Наименование целевой статьи расходов 25Б5444 "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации не исключает учет субсидирования по кредитным договорам, полученным для приобретения сельскохозяйственной техники в качестве одной из мер поддержки в рамках государственной программы. Целевая статья предполагает группировку расходов, в связи с чем, содержание может быть конкретизировано методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения межбюджетных трансфертов.
Однако, суд апелляционной инстанцией не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.
В рамках дела А40-256583/2017 отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого приказа, поскольку в ходе проведения проверки были выявлены бюджетные нарушения, выразившееся в нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета (субсидий), использованных на приобретение сельскохозяйственной техники.
Признавая приказ Министерства финансов Российской Федерации соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 38, 132, 166, 306.1-306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете на 2015 г.), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила от 28.12.2012 N 1460), Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2013 N 65н, и исходили из наличия в действиях департамента вмененного ему бюджетного правонарушения, соблюдения министерством оснований и порядка применения мер бюджетной ответственности.
При этом судами установлено, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и находящаяся в ее составе среди прочих подпрограмм подпрограмма 8 "Развитие молочного скотоводства", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2014 N 1421).
Паспортом подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства" предусмотрены целевые индикаторы и показатели подпрограммы, в частности, производство молока в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн); товарность молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (процентов); удельный вес идентифицированного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления в общем маточном поголовье крупного рогатого скота молочного направления (процентов); количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах) (тыс. скотомест).
Также паспортом подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства" предусмотрены ожидаемые результаты реализации подпрограммы, к которым отнесены рост производства молока до 38,2 млн. тонн к 2020 году; рост товарности молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, с 90 до 92,5 процента; строительство, модернизация и ввод животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) за 2015-2020 годы на 560 тыс. скотомест.
При этом ни среди целевых индикаторов и показателей, ни среди ожидаемых результатов ее реализации, не указывается на количество единиц и видов сельскохозяйственной техники, которая подлежала бы приобретению и являлась бы целью реализации мероприятий данной подпрограммы, а также целью предоставления субсидии на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Указанные направления связаны с молочным скотоводством и не предусматривают приобретение сельскохозяйственной техники, не связанной с молочным скотоводством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе самостоятельно изменить целевое назначение статей расходов федерального бюджета, средства по которым доводятся им, как получателям средств федерального бюджета, в виде субсидий либо субвенций из федерального бюджета.
Установив указанные обстоятельства, суды согласились с выводом Федерального казначейства о совершении бюджетного нарушения в виде нецелевого использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на выплату части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вступившие в законную силу судебные акты по делу N А40-256583/2017 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего требования.
Учитывая правовую позицию, отраженную в судебных актах по делу N А40-256583/2017, апелляционный суд приходит к выводу, что направление средств субсидии, поступивших Департаменту из федерального бюджета по целевой программе получателю субсидии Товарищество на вере "Труфанов В.В. и компания" в сумме 221 247, 00 руб. на приобретение сельскохозяйственной техники, является бюджетным нарушением в виде нецелевого использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на выплату части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии факта бюджетного нарушения, следовательно, и события административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ является ошибочным.
Однако, апелляционная суд считает необходимым учесть следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 (ред. от 28 января 2015 года) "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Указанные Правила устанавливают порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Целевое назначение субсидий определяется правилами предоставления субсидий и соглашениями исходя из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрены субсидии (пункт 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" от 28 декабря 2012 (ред. 28.07.2015).
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением N 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам.
В указанном пункте Правил, утвержденных Постановлением N 1460, содержатся категории получателей субсидии, сформированные в зависимости от вида кредита (краткосрочный или инвестиционный), периода получения кредитных ресурсов и приоритетного направления (растениеводство, молочное скотоводство и т.д.).
В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением N 1460, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам предоставляются только при условии прохождения процедуры их отбора Минсельхозом России.
Порядок отбора инвестиционных проектов устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области от 04.02.2015 года N 29/17-с (далее - Соглашение N 29/17-с) и Дополнительным соглашением от 25 сентября 2015 года N 7, предусмотрено предоставление бюджету Орловской области субсидии из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" по кодам бюджетной классификации Российской Федерации по Главе 082, РзПр 04 05, ЦСР 25Б5444, BP 521, КОСГУ 251 (код цели 856) в сумме 22 717 500,00 рублей.
Товарищество на вере "Труфанов В. В. и компания", реализуя право на получение субсидий согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1460 и Постановлению Правительства Орловской области от 04 марта 2013 года N 73 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на плату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" 05 декабря 2015 года обратилось в Департамент сельского хозяйства Орловской области с заявлением о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, по кредитному договору N 111003/0029 от 28 июля 2011 года, полученному в ООО "Россельхозбанк", в размере 13 146 128 рублей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства.
Кредитный договор, заключенный товариществом в соответствии с решением Комиссии Минсельхоза России по кредитованию был отобран для субсидирования с учетом цели использования кредитных ресурсов.
Департаментом сельского хозяйства Орловской области платежным поручением от 14 декабря 2015 года N 776623 выплачена субсидия на возмещение части процентной ставки по кредитному договору на приобретение сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" получателю субсидии Товарищество на вере "Труфанов В. В. и компания" в размере 221 247,00 рублей.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что техника приобреталась с целью увеличения производства молока, посредством повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства. Товарищество на вере "Труфанов В. В. и компания" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, удовлетворяющим требованиям Закона N 264-ФЗ и Правил, утвержденных постановлением N 1460.
Приведенные обстоятельства свидетельствует об отсутствии вины Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку вина в действиях Департамента сельского хозяйства Орловской области не доказана, правовых оснований для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 КоАП РФ, у суда не имеется.
Привлечение Департамента сельского хозяйства Орловской области к административной ответственности является незаконным.
В силу того, что согласно п. 20.1 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 ("О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в порядке и в случаях, определенных главой 24 АПК РФ.
В данном случае оспариваемое представление вынесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Ввиду того, что заявленные требования Департамента сельского хозяйства по Орловской области подлежат удовлетворению, то имеются основания для признания незаконным оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В связи с чем, заявленные требования подлежали удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.02.2018 по делу N А48-8861/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8861/2017
Истец: Департамент сельского хозяйства Орловской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Орловской области
Третье лицо: "Труфанов В.В. и компания" ТнВ "Малиновское, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Орловской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области