г. Владимир |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А43-31626/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 31.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2018 по делу N А43-31626/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению администрации г. Нижнего Новгорода о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, изложенных в уведомлениях от 03.07.2018.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Нижнего Новгорода в поступившем в отзыве ходатайстве просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заявитель) 22.03.2018 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода обратилась администрация г. Нижнего Новгорода (далее - Администрация) с заявлениями о государственной регистрации права собственности на нежилые здания с кадастровыми номерами 52:18:0070058:68, 52:18:0070058:131, 52:18:0070058:73, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Салганская, д. 5, с приложением, в том числе, копий договора купли-продажи N 05-227 от 05.12.1997, свидетельств о государственной регистрации от 19.01.2018, письма ГП НО "НижТехИнвентаризация" от 07.03.2018.
Решением Управления от 03.04.2018 государственная регистрация права собственности приостановлена в связи с непредставлением подлинника договора купли- продажи.
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, 03.07.2018 Управлением приняты решения об отказе в государственной регистрации прав, изложенные в уведомлениях N 52/269/301/2018-1780, 52/269/750/2018-601, 52/269/301/2018-1784.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Управления 03.07.2018 и обязании осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2018 заявление удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), суд посчитал, что непредставление на государственную регистрацию подлинника договора купли-продажи от 05.12.1997 не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, поскольку указанный документ в рассматриваемом случае не является единственным документом, подтверждающим возникновение права собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Управление настаивает на том, что Администрацией не были представлены все необходимые документы для государственной регистрации. Отмечает, что записи в поземельной книге на объекты недвижимости и выданные свидетельства о государственной регистрации права основанием для осуществления государственной регистрации прав не являются.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве указала на законность и обоснованность решения суда, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав помимо договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2), являются также акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6) и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Исключение из данного правила содержится, в том числе, в части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 5 части 4 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 05.12.1997 между ЗАО "Нижегородский дом" (продавец) и МУП "Водоканал" (покупатель) заключен договор N 05-227 купли-продажи зданий, расположенных на земельном участке площадью 1,487 га по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Салганская, д.5:
* здание литер Г - нежилое отдельно-стоящее строение - здание главного механика, общей площадью 105,8 кв.м;
* здание литер Б - нежилое отдельно стоящее строение - слесарная мастерская, общей площадью 579,4 кв. м;
* здание литер Ж - нежилое отдельно стоящее строение - деревообрабатывающий цех, общей площадью 512,7 кв.м.
Указанные объекты недвижимости переданы покупателю по акту приема-передачи от 24.12.1997, который является неотъемлемой частью договора.
В силу части 2 статьи 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (действовавшим до издания Указа Президента РФ от 25.01.1999 N 112) установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
В соответствии со статьей 2 Методических указаний о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, утвержденных письмом Роскомзема от 31.08.1994 N 2-14/1316, государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость является актом, на основании и с момента совершения которого за гражданами и юридическими лицами признаются и закрепляются государством права на недвижимость.
Государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости осуществляется посредством внесения подтвержденной документами информации о правах на недвижимость в Поземельную книгу, являющуюся, как следует из статьи 1 Методических указаний, главным (основным) районным (городским) документом системы регистрации прав на недвижимое имущество, в котором содержатся сведения юридического характера, касающиеся прав на недвижимое имущество.
Порядок, утвержденный постановлением Губернатора Нижегородской области от 16.10.1996 N 274, в части, не противоречащей Федеральному закону N 122-ФЗ, предусматривал, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в государственном реестре прав на недвижимое имущество Нижегородской области (поземельной книге).
Таким образом, до введения в действие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРН поземельная книга являлась единственным источником юридически значимой информации для определения существующих прав на недвижимое имущество.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается, что 19.01.1998 (то есть до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ) Управлением регистрации и технической инвентаризации Комитета по управлению городским имуществом администрации г. Нижнего Новгорода произведена государственная регистрации права муниципальной собственности (правообладатель - МУП "Водоканал") в поземельной книге на объекты недвижимости, приобретенные по договору купли-продажи N 05-227 от 05.12.1997, что подтверждается соответствующими записями в ней и выданными свидетельствами о государственной регистрации серии УР N 030272, N 030273, N 030274.
Суд первой инстанции правильно указал, что данные свидетельства о государственной регистрации подтверждают ранее возникшее право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости.
В настоящее время спорные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет, в ЕГРН сведения об объектах недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Управлением не оспаривается, что при обращении с заявлениями о государственной регистрации прав на спорные объекты Администрацией представлялись в том числе заверенные надлежащим образом копии вышеназванных свидетельств, договор купли-продажи от 05.12.1997, а также ответ ГП НО "НижТехИнвентаризация" от 07.03.2018.
Указанные документы в совокупности подтверждают наличие регистрации права собственности органа местного самоуправления на спорные объекты недвижимости, осуществленной до дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что непредставление Администрацией на государственную регистрацию подлинника договора купли-продажи от 05.12.1997, в связи с его отсутствием, не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, поскольку указанный документ в рассматриваемом случае не является единственным документом, подтверждающим возникновение права собственности.
Документы, которые были представлены Администрацией на государственную регистрацию прав, позволяли регистрирующему органу при проведении правовой экспертизы идентифицировать объекты, зарегистрированные в Поземельной книге, и содержали все необходимые сведения, подлежащие внесению в ЕГРН.
В этой связи у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимого имущества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Управления от 03.07.2018 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2018 по делу N А43-31626/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31626/2018
Истец: "город Нижний Новгород" в лице Администрации города Нижнего Новгорода
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Третье лицо: КП НО "Нижтехинвентаризация", ОАО "Нижегородский водоканал"