Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф05-5024/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А41-54607/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
в судебном заседании участвуют:
от ООО "Управляющая компания "Товарищество Доверительного управления" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Своя земля - рентный": Залесский Е.Я., по доверенности от 10.01.2018;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: Суренская М.Ю., по доверенности от 29.12.2018;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2018 года по делу N А41-54607/18, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Товарищество Доверительного управления" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Своя земля - рентный" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Товарищество Доверительного управления" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Своя земля - рентный" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным бездействие органов кадастрового учета (Управления
Росреестра по Московской области в лице ФГБУ "ФКП Росреестра") выразившееся в невнесении на 01.01.2014 г. в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в отношении 205-ти земельных участков с кадастровыми номерами:
- с 50:29:000000:47701 по 50:29:000000:47712 включительно;
- 50:29:0050402:2183, 50:29:0050402:2184, 50:29:0050402:2187;
- с 50:29:0050402:2190 по 50:29:0050402:2196 включительно;
- с 50:29:0050402:2199 по 50:29:0050402:2201 включительно;
- 50:29:0050402:2204, 50:29:0050402:2205, 50:29:0050402:2207;
- с 50:29:0050402:2209 по 50:29:0050402:2211 включительно;
- 50:29:0050402:2213, 50:29:0050402:2214, 50:29:0050402:2216, 50:29:0050402:2217;
- с 50:29:0050402:2227 по 50:29:0050402:2234 включительно;
- с 50:29:0050402:2237 по 50:29:0050402:2239 включительно;
- с 50:29:0050402:2242 по 50:29:0050402:2254 включительно;
50:29:0050402:2258, 50:29:0050402:2260;
- с 50:29:0050402:2263 по 50:29:0050402:2287 включительно;
- 50:29:0050402:2291, 50:29:0050402:2294, 50:29:0050402:2295, 50:29:0050402:2296;
- с 50:29:0050402:2299 по 50:29:0050402:2323 включительно;
- 50:29:0050402:2331, 50:29:0050402:2332;
- с 50:29:0050402:2334 по 50:29:0050402:2346 включительно;
- с 50:29:0050402:2348 по 50:29:0050402:2358 включительно;
- с 50:29:0050402:2360 по 50:29:0050402:2363 включительно;
- 50:29:0050402:2367, 50:29:0050402:2368, 50:29:0050402:2370, 50:29:0050402:2371;
- с 50:29:0050402:2375 по 50:29:0050402:2398 включительно;
- с 50:29:0050402:2400 по 50:29:0050402:2404 включительно;
- с 50:29:0050402:2409 по 50:29:0050402:2416 включительно;
- с 50:29:0050402:2418 по 50:29:0050402:2421 включительно;
- с 50:29:0050402:2423 по 50:29:0050402:2433 включительно;
- 50:29:0050402:2436, 50:29:0050402:2438, 50:29:0050402:2441, 50:29:0060221:1933.
Возложить обязанность на Управление Росреестра по Московской области в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о применении кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" с 01.01.2014 для целей, предусмотренных законодательством.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2018 года по делу N А41-54607/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в состав имущества фонда входят земельные участки, расположенные в Воскресенском районе с кадастровыми номерами:
- с 50:29:000000:47701 по 50:29:000000:47712 включительно;
- 50:29:0050402:2183, 50:29:0050402:2184, 50:29:0050402:2187;
- с 50:29:0050402:2190 по 50:29:0050402:2196 включительно;
- с 50:29:0050402:2199 по 50:29:0050402:2201 включительно;
- 50:29:0050402:2204, 50:29:0050402:2205, 50:29:0050402:2207;
- с 50:29:0050402:2209 по 50:29:0050402:2211 включительно;
- 50:29:0050402:2213, 50:29:0050402:2214, 50:29:0050402:2216, 50:29:0050402:2217;
- с 50:29:0050402:2227 по 50:29:0050402:2234 включительно;
- с 50:29:0050402:2237 по 50:29:0050402:2239 включительно;
- с 50:29:0050402:2242 по 50:29:0050402:2254 включительно;
50:29:0050402:2258, 50:29:0050402:2260;
- с 50:29:0050402:2263 по 50:29:0050402:2287 включительно;
- 50:29:0050402:2291, 50:29:0050402:2294, 50:29:0050402:2295, 50:29:0050402:2296;
- с 50:29:0050402:2299 по 50:29:0050402:2323 включительно;
- 50:29:0050402:2331, 50:29:0050402:2332;
- с 50:29:0050402:2334 по 50:29:0050402:2346 включительно;
- с 50:29:0050402:2348 по 50:29:0050402:2358 включительно;
- с 50:29:0050402:2360 по 50:29:0050402:2363 включительно;
- 50:29:0050402:2367, 50:29:0050402:2368, 50:29:0050402:2370, 50:29:0050402:2371;
- с 50:29:0050402:2375 по 50:29:0050402:2398 включительно;
- с 50:29:0050402:2400 по 50:29:0050402:2404 включительно;
- с 50:29:0050402:2409 по 50:29:0050402:2416 включительно;
- с 50:29:0050402:2418 по 50:29:0050402:2421 включительно;
- с 50:29:0050402:2423 по 50:29:0050402:2433 включительно;
- 50:29:0050402:2436, 50:29:0050402:2438, 50:29:0050402:2441, 50:29:0060221:1933.
Указанные земельные участки (с номера 1 по 204) были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0050402:87 и поставлены на государственный кадастровый учет 11.01.2013 г. а земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060221:1933 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:35 и поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2013.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, общество указывает, что заинтересованное лицо несвоевременно внесло сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков. Также общество указывает, что заинтересованным лицом не указана дата, на которую такая кадастровая стоимость была определена.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности допущенного заинтересованным лицом бездействия.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, ввиду следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством данными полномочиями наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с пунктом 2.1.1. Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно пункту 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.02.2013 г. N 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году" на территории Московской области проведена государственная кадастровая оценка земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2014 год.
При этом в распоряжении были установлены удельные показатели для всех объектов, расположенных в границах неустановленных дачных объединений Воскресенского муниципального района для соответствующих кадастровых кварталов.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения настоящее распоряжение в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 -ФЗ было установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017 года, также предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42, действовавшего до 01.01.2017 года, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости, в том числе о дате ее утверждения.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений.
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден новый порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которым в обязательном порядке в реестре указывается информация о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с подп. 6 пункта 25 Порядка, в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка указывается дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
На основании данных положений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внесло в ГКН сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенную, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по Воскресенскому муниципальному району на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. N 564-РМ.
Однако, указанные сведения, не смотря на то, что земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет до принятия распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. N 564-РМ (11 января и 31 октября 2013 года соответственно), были внесены кадастровым органом в период 2015 года.
При этом в ЕГРН не были внесены сведения о дате начала применения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В тоже время отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о дате применения кадастровой стоимости спорных земельных участков нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе связанные с уплатой земельного налога за предыдущие периоды.
Соответственно, заинтересованное лицо, не совершив действия, направленные на внесение в ГКН (ЕГРН) сведений о дате применения кадастровой стоимости спорных земельных участков допустило незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о дате начала применения установленной в настоящий момент кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2018 года по делу N А41-54607/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54607/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТОВАРИЩЕСТВО ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "