город Воронеж |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А48-8094/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2018 по делу N А48-8094/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Полинога Ю.В.), по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (ИНН 5752031036, ОГРН 1035752001680) к обществу с ограниченной ответственностью "Пенобетон-Орел" (ИНН 5751200436, ОГРН 1135749002245) о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда, государственное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пенобетон-Орел" (далее - ООО "Пенобетон-Орел", Общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 13.09.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2018 отказано в удовлетворении заявленного Управлением Пенсионного фонда требования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда Управление Пенсионного фонда ссылается на правомерность привлечения ООО "Пенобетон-Орел" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Управление Пенсионного фонда полагает, что исходя из буквального толкования положений Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) неприменение финансовых санкций к плательщику страховых взносов возможно лишь в случае уточнения (исправления) ранее представленных сведений, а не их дополнения.
От ООО "Пенобетон-Орел" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Пенобетон-Орел" зарегистрировано в качестве юридического лица и в качества страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное).
В рамках исполнения обязанностей страхователя, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), Обществом за август 2017 были представлены сведения о 6 застрахованных лицах по форме СЗВ-М в установленный законом срок (до 15.09.2017).
Позднее ООО "Пенобетон-Орел" было установлено, что на одного из работников сведения в представленной форме отражены не были, вследствие этого 21.02.2018 Общество представило в Управление Пенсионного фонда дополнительные сведения за август 2017 по дополняющей форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо.
Управлением Пенсионного фонда в отношении ООО "Пенобетон-Орел" на основании СЗВ-М (дополняющая форма) от 21.02.2018, протокола проверки данных от 22.02.2018, извещения о доставке от 21.02.2018 была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за август 2017 года, по результатам которой было установлено, что ООО "Пенобетон-Орел" дополнительные сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении одного застрахованного лица, были представлены с нарушением установленного срока, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.03.2018 N 067S18180000805.
Решением от 13.04.2018 N 067S1918000035 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений за август 2017 года на 1 работающее застрахованное лицо.
На основании данного решения Управлением Пенсионного фонда в адрес ООО "Пенобетон-Орел" заказным письмом 15.05.2018 было направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.05.2018 N 067S01180005739 со сроком уплаты до 04.06.2018.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что представление дополняющих сведений не является основанием для привлечения страхователя к ответственности, поскольку фактически он самостоятельно обнаружил ошибку в ранее представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки органом Пенсионного фонда.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 213, частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае к спорным правоотношениям применяется законодательство, действовавшее в период предоставления отчетности по форме СЗВ-М за август 2017 года и проведения проверки.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как следует из материалов дела, страхователем 07.09.2017 была представлена исходная форма СЗВ-М за период август 2017 года в отношении 6 застрахованных лиц, а 21.02.2018 (то есть до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) - дополняющая за август 2017 в отношении одного застрахованного лица.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом Законом не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, и постановлениях от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, определении от 09.04.2003 N 172-О, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ. Указанный вывод согласуется с правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М за август 2017 года 21.02.2018 не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения представлены своевременно и содержали достоверные сведения о работающих лицах. Соблюдение Обществом норм Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ по своевременному предоставлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, правовыми позициями, сформированными вышестоящими судебными инстанциями, установив, что исходная форма СЗВ-М за август 2017 года направлена страхователем с соблюдением установленного законом срока, а дополняющая форма СЗВ-М отправлена в Управление Пенсионного фонда по инициативе страхователя в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ООО "Пенобетон-Орел" финансовой санкции в размере 500 руб., предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, учитывая установленные законом сроки представления сведений о застрахованных лицах, Управление Пенсионного фонда, имея возможность выявить неполноту в представленных ООО "Пенобетон-Орел" сведениях в исходной форме СЗВ-М за август 2017 года до представления Обществом дополняющей формы, нарушений не зафиксировало.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен только 16.03.2018, после представления страхователем дополняющей формы СЗВ-М.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для
привлечения ООО "Пенобетон-Орел" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2018 по настоящему делу не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 06.11.2018 по делу N А48-8094/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции лишь по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8094/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ОРЛЕ И ОРЛОВСКОМ РАЙОНЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ПЕНОБЕТОН-ОРЕЛ"