г. Москва |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А41-59166/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Общества с ограниченной ответственностью "Комитет" ( ОГРН 1155030001390, ИНН 5030085667) - Азенов С.В. представитель по доверенности от 01.12.17 г.;;
от ответчика Администрации Наро-Фоминского городского округа (ОГРН 1035005901820, ИНН 5030010950)- представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области, (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) - представитель не явился, извещен.
рассмотрев апелляционные жалобы Администрации Наро-Фоминского городского округа (ОГРН 1035005901820, ИНН 5030010950,) на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 года по делу N А41-59166/18, принятое судьей А.В. Гриневой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комитет"
к Администрации Наро-Фоминского городского округа
о признании незаконным решения,
третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комитет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - Администрация) с требованиями: о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160316:566 в собственность, а также обязании принять решение и направить договоры купли-продажи. (л.д. 2-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 года по делу N А41-59166/18 признано незаконным решение об отказе Администрацией Наро-Фоминского городского округа в издании правового акта (постановления) в принятии решения о предоставлении земельного участка с К/Н 50:26:0160316:566 в собственность, исполненное "11" июля 2018 г. (на вх. NР001 -3082646670-12710398). Суд обязал Администрацию Наро-Фоминского городского округа издать правовой акт (постановление) о принятии решения о предоставлении заявителю земельного участка с К/Н 50:26:0160316:566 в собственность. 3. Суд обязал Администрацию Наро-Фоминского городского округа обеспечить направлении проекта договора купли-продажи земельного участка с К/Н 50:26:0160316:566 в адрес заявителя. В остальной части отказал (л.д. 85-86).
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 5432 от 25 августа 2015 года, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, ООО "Комитет" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160316:566, общей площадью 3547 кв.м, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной парковки.
Заявитель указал, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на арендуемом земельном участке: - с кадастровым номером 50:26:0130316:856 площадью 3541 кв.м (т. 1, л.д. 19) - с кадастровым номером 50:26:0130316:856 площадью 5,7 кв.м (т. 1, л.д. 22)..
Общество обратилось в Администрацию с заявлением об оказании государственной услуги "предоставление земельных участков, находящихся в 4 А41-59169/18 муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160316:566.
Администрация письмом от 11 июля 2018 года отказала обществу в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Считая отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа: земельных расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов. К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса). Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказывая заявителю, Администрация указала, что по результатам рассмотрения заявления Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области принято решение отказать в удовлетворении заявления, поскольку земельный участок испрашивается в собственность под объектом недвижимого имущества, являющегося объектом вспомогательного назначения (плоскостное сооружение), цель предоставления земельного участка не достигнута.
Кроме того, площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади объекта капитального строительства расположенного на нем.
По смыслу земельного законодательства, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов по п. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Согласно подпунктам 10, 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08 разъяснено, что объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.
Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе.
На арендуемом заявителем земельном участке с кадастровым номером 50:26:0160316:566 площадью 3547 кв.м., расположены следующие объекты недвижимости: - сооружение - автомобильная парковка 50:26:0130316:856 площадью 3541 кв.м; (асфальтобетонное покрытие); - нежилое здание - 50:26:0130316:856 площадью 5,7 кв.м. принадлежащие заявителю на праве собственности. (Копии выписок из ЕГРН на объекты недвижимости и земельный участок прилагаются).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08 разъяснено, что объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе.
Также аналогичный вывод сделан Верховным Судом Российской Федерации в определением от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520 по делу N А51-12453/14, где суд произвел оценку конструктивных элементов площадки (щебень, асфальтовое покрытие) и сделал вывод, что спорный объект ввиду отсутствия неразрывной связи с землей следует признать замощением земельного участка, которое является его частью и согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359 (в данный момент "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст)), площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги).
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Следовательно, площадки, асфальтобетонные покрытия и обустроенные для организации автостоянки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка.
Сама по себе укладка на части земельного участка определенного покрытия (из асфальта или иного строительного материала) для целей складирования, удобства разгрузки, стоянки транспортных средств, его благоустройства или иных подобных целей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором выполнено такое замощением.
Указанные выводы следуют из сложившейся судебной практики и подпункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Следовательно, сооружение - автомобильная парковка 50:26:0130316:856 площадью 3541 кв.м; (асфальтобетонное покрытие), не имеет самостоятельного функционального назначения, создан исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 ГК РФ относиться к недвижимому имуществу, в силу чего не может являться самостоятельным объектом гражданского оборота, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный объект является обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью данного земельного участка.
Кроме того, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества, в отрыве от его физических характеристик, в едином государственном реестре прав не означает, что объект является недвижимой вещью.
Площадь расположенного на испрашиваемом земельном участке нежилого здания с кадастровым номером 50:26:0130316:856 равна 5,7 кв.м.
Заявителем не обоснована соразмерность площади здания (5,7 кв.м) и площади этого земельного участка (3547 кв.м.), что является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов отказывается, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п. 1).
Поскольку материалами дела подтверждается, что принадлежащая ООО "Комитет" автомобильная парковка не является самостоятельным (обособленным) объектом недвижимости, а площадь испрашиваемого земельного участка в 600 раз превышает площадь расположенного на нем строения, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160316:833 не подлежит предоставлению в собственность за плату без проведения торгов в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, судом данные обстоятельства также не установлены
. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования ООО "Комитет" являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, реализуя право на судебную защиту и предъявляя требования к Администрации Наро-Фоминского городского округа, заявитель выбрал ненадлежащее заинтересованное лицо, поскольку в настоящем споре оспаривается отказ, данный Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа от 11.07.2018 (на вх. N Р001 -3082646670-12710398), который является отдельным юридическим лицом, имеющим собственные права и обязанности и являющимся самостоятельным субъектом права.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что принимая решение в удовлетворении требований в полном объеме, суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела в связи с чем, решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 года по делу N А41-59166/18 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 года по делу N А41-59166/18 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59166/2018
Истец: ООО "КОМИТЕТ"
Ответчик: Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области