г. Москва |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А40-130262/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства Обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2018, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-130262/18, принятое судьей Кукиной С.М. (шифр судьи: 130-1638)
по иску: Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" (ИНН 5032292612, ОГРН 1175024034734)
к ответчикам: 1) Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (ИНН 7841443420, 1117847144876)
2) Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Краснощекая З.Б. по доверенности от 29.12.2018
от ответчика 1: Акишин В.В. по доверенности от 25.08.2017
от ответчика 2: Громова А.Е. по доверенности от 11.12.2018
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" ( далее по тексту-ФКУ "ОСК ЗВО"), а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Мособлгаз" (далее по тексту- АО "Мособлгаз") задолженности в размере 76271 рубль 25 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2018 г. взыскано с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (ФКУ "ОСК ЗВО"), а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО "Мособлгаз" задолженность в размере 76271 рубль 25 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3051 рубль.
Ответчики, не согласившись с данным решением, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенным в апелляционных жалобах.
Апелляционным судом приобщен к материалам дела отзыв истца на апелляционные жалобы, поступивший в установленный в определении срок.
Апелляционная жалоба назначена к слушанию в судебном заседании с вызовом сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Судом первой инстанции определено, что 16.02.2016 г. между ООО "Газпром межрегионгаз Москва" и Федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (ФКУ "ОСК ЗВО") заключен государственный контракт поставки газа N 61-4-0911/16, в соответствии с которым, ООО "Газпром межрегионгаз Москва" с 01.01.2016 по 31.12.2016 обязуется поставлять газ ФКУ "ОСК ЗВО".
В силу п. 20 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. N 162 (далее по тексту - Правила поставки газа), при отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю, договором поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными) и (или) газораспределительной организациями.
Согласно п.2.5. государственного контракта, поставки газа ФКУ "ОСК ЗВО" обязано заключить с газораспределительной организацией (далее по тексту- ГРО) договор транспортировки газа от места его приема-передачи, указанного в п.2.3 государственный контракта поставки газа, до границы раздела сетей ГРО и ФКУ "ОСК ЗВО".
Судом установлено, что АО "Мособлгаз", правопреемник ГУП МО "Мособлгаз", получена заявка ФКУ "ОСК ЗВО" на оказание услуг по транспортировке газа с 01.01.2016 г. на объекты Минобороны; АО "Мособлгаз" направило в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" государственный контракт от 26.01.2016. N 1602-МК на оказание услуг по транспортировке газа; срок действия контракта с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г., который в подписанном виде не возвращен ФКУ "ОСК ЗВО" в адрес АО "Мособлгаз"; при этом, ФКУ "ОСК ЗВО" с 01.01.2016 г. по 31.03.2016 г. отбирало транспортируемый АО "Мособлгаз" природный газ для своих объектов, расположенных по адресам:
Московская область. Одинцовский район, г. Краснознаменск. в/ч 59947:
Московская область, Одинцовский район, п. Раздоры;
Московская область, г. Можайск, в/ч 63661.
В силу п. 11 Правил поставки газа, согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте; при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период прекратить отбор газа.
Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).
Учитывая нормы п.11 Правил поставки газа, п.2 Информационного письма 05.05.1997 г. N 14 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", из которого следует, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.н.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы); поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные, в связи с чем, правомерен вывод суда о заключенности договора, при этом, на условиях газораспределительной организации (истца), то есть, в период с января 201 года по декабрь 2016года существовали договорные отношения по транспортировке газа, направленный ответчику проект государственного контракта на оказание услуг по транспортировке газа содержит все существенные для данного вида договора условия.
Правомерно определено судом первой инстанции, что факт оказания истцом ответчику услуг по транспортировке газа и объемы транспортированного газа подтверждаются актами об объемах транспортировки газа по государственному контракту N 1602-МК на оказание услуг по транспортировке газа за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г., которые направлялись ответчику-1 истцом, что подтверждено материалами дела; факт оказания истцом ответчику услуг по транспортировке газа и объемы транспортированного газа подтверждается сводными актами поданного - принятого газа по контракту поставки газа от 16.02.2016 г N 61-4-0911/16, заключенному ответчиком с поставщиком газа -ООО "Газпром межрегионгаз Москва" за период с января 2016 г. по декабрь 2016, подписанными ответчиком.
Судом установлено, что объекты ответчика находятся на территории Московской области (Московская область, Одинцовский район, г. Краснознаменск. в/ч 59947; Московская область, Одинцовский район, п. Раздоры; Московская область, г. Можайск, в/ч 63661); транспортировка газа на вышеуказанные объекты осуществляется посредством газораспределительной сети Московской области, принадлежащей на праве хозяйственного ведения АО "Мособлгаз"; при этом, суд правомерно определил, что транспортируется потребителю именно то количество газа, которое ему передано поставщиком.
Таким образом, подписав сводные акты поданного- принятого газа по государственному контракту поставки газа от 16.02.2016г.N 61-4-0911/16, ответчик подтвердил, что на соответствующие его объекты, указанные в данных сводных актах, в том числе, и объекты, указанные в государственном контракте на оказание услуг по транспортировке газа N 1602-МК, поставлялся и транспортировался газ в объемах, указанных в сводных актах, при этом, суд, учитывает, что объемы газа, указанные в актах об объемах транспортировки газа за период с января по декабрь 2016года, полностью совпадают с объемами поданного- принятого газа по государственному контракту поставки газа N 61-4-0911/16.
Правомерно определено судом, что стоимость услуг по транспортировке газа складывается из объема транспортированного газа, умноженного на сумму тарифа на услуги по транспортировке газа, установленного Приказом ФСТ от 19.02.2014 г. N ЗО-Э/7 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГУП МО "Мособлгаз", Приказом ФСТ от 31.03.2015 г. N 58-э/З "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГУП МО "Мособлгаз" и спецнадбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа, установленной Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области: от 10.06.2013 г. N 64-Р, от 29.06.2015 г N 74-Р.
В силу п. 5.2 контракта, расчет за оказанные услуги по транспортировке природного газа должен производиться ответчиком ежемесячно до 10 (десятого) числа расчетного месяца, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца.
ФКУ "ОСК ЗВО" не оплатило АО "Мособлгаз" оказанные в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. услуги по транспортировке газа.
Направленная истцом 23.11.2017 г. в адрес ответчика-1 претензия от 27.11.2017 г. N б/н, с требованием погасить образовавшеюся задолженность, которая получена ответчиком-1 05.12.2017 г., оставлена без удовлетворения; повторно претензия направлена истцом 24.04.2018 в адрес ответчика-1, ответчика-2, которая оставлена без удовлетворения.
Задолженность ответчиков перед истцом составляет 76271 рубль 25 копеек.
Учитывая нормы п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне пп.12.1 ч.1 ст. 158 БК РФ, ч.1, пп.31 п. 10 ч.3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г.N1082, правомерен вывод суда, что Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, в чьем ведении находится ФКУ "ОСК ЗВО", и как собственник имущества Вооруженных Сил Российской Федерации обязано нести субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ "ОСК ЗВО" перед АО "Мособлгаз".
Учитывая вышеизложенное, правомерно удовлетворены требования по иску, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителей апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Москва" и ФКУ "ОСК ЗВО" заключен государственный контракт на поставку газа N 61-4-0911/16, согласно которому, ООО "Газпром межрегионгаз Москва" с 01.01.2016 по 31.12.2016 обязуется поставлять газ ФКУ "ОСК ЗВО".
В силу 20 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. N 162 (далее по тексту - Правила поставки газа), при отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю, договором поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными) и (или) газораспределительной организациями.
В силу п. 2.5 государственного контракта, ФКУ "ОСК ЗВО" обязано заключить с газораспределительной организацией (ГРО) договор транспортировки газа от места его приема-передачи, указанного в пункте 2.3 государственного контракта поставки газа, до границы раздела сетей ГРО и ФКУ "ОСК ЗВО".
В АО "Мособлгаз" поступило обращение с просьбой заключить с ФКУ "ОСК ЗВО" договор на оказание услуг по транспортировке газа с 01.01.2016 г. на объекты Минобороны России.
Кроме того, факт оказания истцом ответчику услуг по транспортировке газа и объемы транспортированного газа, подтверждается сводными актами поданного - принятого газа по государственному контракту поставки газа от 06.07.2015 N 61-4-0911/15, заключенному ответчиком с поставщиком газа ООО "Газпром межрегионгаз Москва" за период с января по декабрь 2016 года, подписанными ответчиком без разногласий.
Кроме того, факт поставки газа по договору N 61-4-0911/16 заключенному с ООО "Газпром межрегионгаз Москва" подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2018 по делу NА56-90754/2017.
Доводы заявителей апелляционных жалоб, что оказанные услуги по транспортировки газа оплачены ответчиком в полном объёме, апелляционный суд отклоняет, исходя из следующего:
Ответчиками в материалы дела представлены копии платежных поручению об оплате услуг за поставку газа за период с 01.01.2016 г. по 30.11.2016 г., из которых следует, что получателем платежа значиться: ООО "Газпром межрегионгаз Москва", а назначение платежа: Оплата кредиторской задолженности Государственный контракт 61-4-0911/16 от 16.02.2016.
Указанный в назначении платежа государственный контракт заключен между ООО "Газпром межрегионгаз Москва" и ФКУ "ОСК ЗВО", а АО "Мособлгаз" является самостоятельным юридическим лицом, доказательства оплаты которому не представлены ответчиком.
Согласно части 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Правомерно определено судом, что обязательства по оплате оказанных услуг должно нести ФКУ "ОСК ЗВО", а субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Часть доводов заявителей апелляционных жалоб были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
Остальные доводы, приведенные в апелляционных жалобах, исследованы апелляционным судом, оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Заявители апелляционных жалоб не доказали наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2018 г. по делу N А40-130262/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства Обороны Российской Федерации и Федерального Казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130262/2018
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое коммандование Западного военного округа"