г. Вологда |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А05-10833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кутузовой И.В.., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года года по делу N А05-10833/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Устьянская лесоперерабатывающая компания" (ОГРН 1102907000350, ИНН 2922008296; адрес: 165234, Архангельская область, Устьянский район, село Березник улица Молодежная, дом 20, офис 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании недействительным договора аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 01.08.2016 N 1982, заключенного между Министерством и Обществом в части применения при расчете и определении размера арендной платы за предоставленные обществу лесные участки коэффициента превышения в размере 1,35.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Министерства в пользу Общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, по соглашению сторон размер арендной платы в договоре аренды лесного участка может быть установлен и выше минимальных ставок за участки лесного фонда, в том числе и по инвестиционным проектам, поскольку никаких ограничений, кроме льготы 0,5, законодатель постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) не предусмотрел.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, распоряжением Министерства от 17.10.2011 N 291р утверждена заявка истца на реализацию инвестиционного проекта "Организация производство по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления".
Приказом Минпромторга России от 20.12.2011 N 1779 инвестиционный проект истца включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением от 20.08.2015 N 910р утверждена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект, заявка согласована с Рослехсозом России письмом от 13.08.2015 NВШ-05-27/9652.
В Приложении к распоряжению от 20.08.2015 N 910р (в редакции распоряжения от 19.07.2016 N 1085р) утвержден Перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта и график заключения договора аренды лесных участков.
Истцом (по договору арендатор) и ответчиком (по договору арендодатель) 01.08.2016 подписан договор аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов N 1982 (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящий в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.
Срок действия данного договора установлен с даты его государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет.
Сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка от 01.08.2016.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В пункте 6 договора указано, что арендная плата по договору составляет 152 785 руб. 58 коп. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет -113 174 руб. 50 коп. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приведен в Приложении 4 к договору, согласно которому годовой размер арендной платы определяется путем умножения минимального размера арендной платы на коэффициент превышения, который в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1,35.
На период, равный расчетному сроку окупаемости приоритетного инвестиционного проекта 8 лет 5 месяцев по 31.12.2024 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5. Понижающий коэффициент 0,5 применяется в соответствии с пунктом 1.1. Постановления N 310.
Истец полагая, что правовых оснований для применения в расчете арендной платы любых повышающих коэффициентов и получения от арендодателя повышенного размера арендной платы у Министерства не имелось, обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 168, 180, 422, 447, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), нормами Постановления N 310, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", правомерно удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (статья 166 ГК РФ).
Исходя из части 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Так, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При этом, согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
Статьей 422 указанного Кодекса предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 указанной статьи при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, ставки платы за аренду рассматриваемого лесного участка должны соответствовать Постановлению N 310.
В рассматриваемом случае Министерством лесные участки Обществу предоставлены по договору аренды без проведения торгов, что соответствует положениям части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Поскольку лесные участки Министерством предоставлены Обществу без проведения торгов, арендная плата в данном случае является регулируемой (пункт 4 статьи 447 ГК РФ) и в силу пункта 1(1) Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применяется понижающий коэффициент 0,5.
Применение иных коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указание в договоре на применение коэффициента превышения 1,35 при расчете и определении размера арендной платы за предоставленные Обществу лесные участки не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с этим не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку Министерство в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение его апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года по делу N А05-10833/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Кутузова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10833/2018
Истец: ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области