г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А56-25655/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: Хуснутдинова А.И. (доверенность от 10.10.2018)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Гумилина К.А. (доверенность от 06.12.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33807/2018) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2018 по делу N А56-25655/2017 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании ничтожным,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее -истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ответчик, Управление) о признании ничтожными части 3 договора аренды земельных участков от 08.04.2015 N 329-ГП (в части определения размера арендной платы) и Приложения N1 к договору.
Определением от 22.06.2017 в порядке ст. 48 АПК РФ ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области заменен на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением от 25.09.2018 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" на Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 14".
Решением от 09.11.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, полагая, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку первоначально договор был заключен с ФГУП "ГУСССТ N 3 при Спецстрое России", которое не являлось подведомственной Министерству обороны РФ организацией, таким образом, размер арендной платы в договоре был установлен правильно.
Предприятие, Министерство возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (арендодатель) и ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при федеральном агентстве специального строительства" (арендатор) заключен договор от 08.04.2015 N 329-ГП аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:15:0101010:10 площадью 5245 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, д.26.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за арендатором (п. 1.2).
Согласно п. 2.1 договора договор заключен на 49 лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Разделом 3 определены размер и условия внесения платы по договору.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы составляет 255 750 руб. в год. Расчет размера арендной платы приведен в Приложении N 1 к договору, произведен в соответствии с п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка от 08.04.2015 N 329-ГП содержит условия (в части определения размера арендной платы), не соответствующие требованиям действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что иск судом первой инстанции удовлетворен правомерно.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 ЗК РФ арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, относится к регулируемым ценам и размер арендной платы, установленный в договоре должен соответствовать нормативным правовым актам, принятыми уполномоченными органами.
Порядок определения размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки установлен утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Правилами (далее - Правила N 582).
В частности, п. 3 Правил N 582 установлен льготный размер арендной платы (в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, изъятые из оборота, а также предоставленные лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Суд первой инстанции, установив, что арендуемый земельный участок передан Предприятию без проведения торгов в связи с передачей ему имущества 654 Отдельного инженерно-технического батальона по Распоряжению Министерства государственного имущества Российской Федерации от 30.12.1999 N 1758, истец является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в силу пп 2 ст. 27 ЗК РФ является изъятым из оборота в связи с использованием для нужд обороны, таким образом, размер арендной платы должен определятся в соответствии с п. 3 Правил N 582 в размере 0,01 процента от кадастровый стоимости земельного участка, в связи с чем условия договора о размере платы, не соответствующем вышеуказанному размеру, являются недействительными как не соответствующие действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, иск судом первой инстанции удовлетворен правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку приказом Министра обороны РФ от 25.02.2014 N 110 полномочия по управлению и распоряжению недвижимым имуществом ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ, согласно уставу предприятия целями его деятельности являются строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, воинских формирований и органов.
Таким образом, к аренде спорного земельного участка подлежит применению норма п. 3 Правил N 582.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2018 по делу N А56-25655/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25655/2017
Истец: ФГУП "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство Обороны Российской Федерации, ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"