Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2019 г. N Ф08-3632/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2019 г. |
дело N А32-9809/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Костенко Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 по делу N А32-9809/2018 (судья Куликов О.Б.) по заявлению индивидуального предпринимателя Костенко Алексея Владимировича к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, третье лицо: администрация муниципального образования Щербиновский район, о признании незаконным отказа, об обязании
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Костенко Алексей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа департамента от 26.12.2017 N 52-47699/17-32-20 в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701000:352 площадью 70 тыс. кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на северо - запад, расположенного за пределами участка (далее - спорный земельный участок); об обязании департамента в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Костенко Алексея Владимировича договор купли - продажи спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Щербиновский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что норма статьи 39.3 ЗК РФ не содержит условия ее применения в зависимости от категории земельного участка, зонирования территорий и иных условий, указанных в решении суда первой инстанции.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 28.10.1993 N 565 заявителю было предоставлено в аренду сроком на три года 18 га пашни на территории колхоза агрофирмы Фрунзе в Щербиновском районе Краснодарского края.
В соответствии с вышеуказанным постановлением между администрацией и предпринимателем был заключен договор о предоставлении земельного участка в аренду общей площадью 18 га.
Постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 19.07.1996 N 310 срок аренды вышеуказанного земельного участка площадью 7 га был продлен сроком на пять лет.
08.08.2001 постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края N 520 срок аренды был также продлен на 5 лет.
11.09.2006 постановлением главы муниципального образования Щербиновский район N 347 были внесены изменения в вышеуказанные правовые акты, а именно:
1) В постановлении главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 28.10.1993 N 565 цифру "18" га заменить на цифру "7" га;
2) В постановлении главы администрации Щербиновского района Краснодарского края N 520 от 08.08.2001. Пункт 1 изложили в следующей редакции: "1. Продлить сроком на 5 лет главе крестьянского фермерского хозяйства Костенко Алексею Владимировичу аренду земельных участков фонда перераспределения: 1) земельного участка площадью 7,0 гектар пашни, предоставленного в аренду постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 28.10.1993 N 565 "О выделении земельных участков главам крестьянских хозяйств в аренду"; земельного участка площадью 7.8 гектар (из них 1,8 гектар пашни и 6,0 гектар пастбищ), предоставленного в аренду постановлением главы администрации Щербиновского района от 22.11.1996 N 509 "О предоставлении земельного участка в аренду".
Департаментом в 2006 году, в целях государственной регистрации права собственности за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем, были проведены работы по установлению на местности границ спорного земельного участка.
03.05.2007 сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости и ему присвоен кадастровый номер 23:36:0701000:352.
08.08.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись N 23-23-35/019/2007-090 о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем.
Постановлением главы муниципального образования Щербиновский район от 04.12.2006 N 439 "Об уполномоченном органе по управлению и распоряжению земельными участками" комитет по муниципальной собственности и имуществу администрации муниципального образования Щербиновский район определен уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками расположенными на территории Щербиновского района Краснодарского края, распоряжение которыми отнесено к компетенции исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования Щербиновский район.
В последствии комитет по муниципальной собственности и имуществу администрации муниципального образования Щербиновский район реорганизован в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район.
16.10.2008 между администрацией в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору о предоставлении земельного участка в аренду от 01.11.1993 N 69, в соответствии с которым договору о предоставлении земельного участка в аренду от 01.11.1993 вместо N 69 присвоен N 8836000026, указанный договор изложен в новой редакции, а также продлен срок аренды вышеуказанного спорного земельного участка на 10 лет до 16.10.2018.
Подпунктом 1.3 указанного дополнительного соглашения установлено, что "...Настоящий Договор является единственным документом, подтверждающим передачу Участка от Арендодателя Арендатору с 28 октября 1993 года...".
Указанный договор аренды и дополнительное соглашение к нему были в установленном законом порядке зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, о чем в ЕГРП 27.11.2008 внесена запись N 23-23-35/017/2008-010.
В декабре 2017 года заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701000:352 площадью 70 тыс. кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), адрес (местоположение): Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на северо-запад от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, расположенного за пределами участка.
01.02.2018 заявитель получил копию ответа департамента от 26.12.2017 N 52-47699/17-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701000:352, на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (подпункт 4 пункта 1 статьи 39.17), а также цель использования земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Анализируя названные нормы права, суд первой инстанции установил, что законодателем предусмотрено три условия предоставления в собственность арендатору земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
- арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет;
- заявление о заключении договора купли-продажи подано до дня истечения срока договора аренды;
- у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании спорного земельного участка.
Законодателем в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по приведенному основанию предусмотрен и в случае обращения за предоставлением земельного участка в аренду путем проведения торгов (подпункта 5 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно письму администрации от 22.12.2017 N 01-8871/1718 и письму Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в соответствии с Правилами землепользования и застройки Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, утвержденного решением Совета застройки Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района от 31.12.2015 N 1, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне - застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птиц (Ж-1Б).
Также, данные Правила землепользования и застройки содержат виды разрешенного использования, в том числе, земельных участков расположенных в зоне - застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птиц (Ж-1Б), согласно которым использование земельного участка в целях сельскохозяйственного использования не предусмотрено ни основными, ни вспомогательными, ни условными видами разрешенного использования.
Доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка материалы дела не содержат, заявителем документов опровергающих указанные обстоятельства в нарушение статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, согласно которой фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм права, в частности, положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 по делу N А32-9809/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9809/2018
Истец: Костенко Алексей Владимирович
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарский край
Третье лицо: Администрация муниципального образования Щербиновский район