Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2019 г. N Ф05-6370/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А41-73109/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "КАРИ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Управления Роспотребнадзора по Московской области - Рамазанова Р.Ф по доверенности от 09.01.2019, Губернаторова М.В. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КАРИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2018 по делу N А41-73109/18, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению ООО "КАРИ" к Управлению Роспотребнадзора по Московской области об оспаривании распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КАРИ" (далее "ООО "Евросеть-Ритейл", "общество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Московской области (далее "административный орган", "заинтересованное лицо") о признании незаконным распоряжений N 01-1822-з,05-2584-з,5529-ЗЗП, 09-3523-з,13-5077-з, 14-5250-з, 12-4679-з, 08-3375-з, 03-2338-з, 11-4425-з, 02-2062-з, 07-3169-з, 15-5417-з, 06-2951-з, 10-4034-з от 15.08.2018 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КАРИ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "КАРИ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 30.08.2018 года в адрес ООО "КАРИ" бандеролью (почтовый идентификатор N 14102026399489) поступили Распоряжения Роспотребнадзора по Московской области о проведении 15 (пятнадцати) плановых проверок Общества с ограниченной ответственностью "КАРИ" (ОГРН 1117746491500, ИНН 7702764909) в период с 03 сентября 2018 г. по 28 сентября 2018 г., а именно:
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N Ol-1822-з, г. Долгопрудный, Лихачевкий проезд, д. 64, 2-ой этаж; г. Красногорск, ул. Ленина, д. 2, г. Красногорск, Пятницкое шоссе, 7 км - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 02-2062-3 МО, Воскресенский район, с. Фединское, ул. Фединская, д. 1 - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N ОЗ-2338-з - МО, г. Дмитров, ул. Загорская, д. 22- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 05-2584-3- г. Клин, ул. Карла Маркса, д. 4; г. Солнечногорск, ул. Красная, Д.22А; МО, Солнечногорский район, пгт Ржавки, 2-й микрорайон - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г N Об-2951-з - г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 362; г. Луховцы, ул. Пушкина, д. 125 - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 07-3169-3- МО, г. Фрязино, ул. Школьная, д. 1- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г N 08-3375-3 - МО, г. Ступино, ул. Проспект победы, д. 63 А - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N N 09-3523-3 - МО, г. Ногинск, ул. Соборная, д. 12- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжения Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N Ю-4034-з- г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 71; г. Краснознаменск, ул. Молодежная, д. 2/1; г. Можайск, ул. 1-я Железнодорожная, д. 43- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N ll-4425-з- г. Павловский Пасад, ул. Большая Покровская, д. 14; г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, д. 14: г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 78 - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 12-4679-3- г. Подольск, ул. Боль.Серпуховская, д. 45; МО, Ленинский район, 24 км МКАД; г. Домодедово, ул. Каширское шоссе, стр. ЗА- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжения Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 13-5077-3 - г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 146; г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 366; г. Лыткарино, ул. Парковая, д. 2- срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г N 14-5250-3 - г. Сергиев Пасад, Новоугличское шоссе, д. 85 - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г N 15-5417-3 - г. Серпухов, Борисовское шоссе, д. 1; г. Чехов, ул. Московская, вл.96; г. Чехов, Симферопольское шоссе, д. 1 - срок проверки 20 рабочих дней;
- Распоряжение Управления РПН по Московской области от 15.08.2018 г. N 5529-ЗПП- Мытищи, ул. Мира, д. 51; Мытищи, Шараповский проезд, вл.2 - срок проверки 20 рабочих дней;
Не согласившись с законностью данных распоряжений, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением, указав на нарушения порядка назначения проверок, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее "Федеральный закон N 294-ФЗ").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе основания для проведения плановых и внеплановых проверок установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. При этом согласно части 3 указанной статьи плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Из содержания названных положений Федерального закона N 294-ФЗ следует, что основанием для проведения плановой проверки соблюдения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) требований действующего законодательства является в том числе истечение трех лет со дня начала осуществления соответствующей деятельности или окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Согласно пунктов 6 и 6.1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ проект плана направляется в органы прокуратуры (в конкретном случае в Прокуратуру Московской области) для проведения проверки на предмет законности включения в него объектов в отношении, которых будут проводится контрольно-надзорные мероприятия.
После согласования плана с прокуратурой Московской области план был утвержден руководителем Управления Роспотребнадзора по Московской области и в соответствии с требованиями ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ прокуратурой Московской области данный план был направлен в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и выставления его на сайт (http://genproc.gov.ru/ или proverki.gov.ru).
Таким образом, законность включения юридического лица ООО "КАРИ" в план плановых проверок на 2018 год было осуществлено после согласования данного объекта с прокуратурой Московской области, которая в свою очередь наделена полномочиями по осуществлению контроля за исполнением государственными органами требований Федерального закона N 294-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляет данную деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в области санитарно-эпидемиологический надзора (пункты 1, 4, 5.1.1 Положения о Роспотребнадзоре утвержденное Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области на основании "Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год" и в соответствии с требованиями п. 1 ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ были изданы Распоряжения. Всего было издано 15 Распоряжений по фактическим местам осуществления деятельности с единым периодом проверки с 03 сентября по 28 сентября 2018 года.
Копии распоряжений получены обществом 22.08.2018 года в 13 часов 00 минут по юридическому адресу: 107140, г. Москова, ул. Русаковская, д. 13.
Из распоряжения следует, что проверка проводится с целью исполнения плана проведения плановых проверок Управления на 2018 год, размещенного на официальном сайте Управления; задачей проверки является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Содержание распоряжений соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, по форме распоряжения соответствует типовой форме распоряжения, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Часть 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ содержит общую норму о том, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ указано, что срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней. Данная норма закона не предусматривает арифметического сложения сроков проведения проверок всех филиалов, представительств, обособленному структурному подразделений юридического лица.
В Федеральном законе N 294-ФЗ не указано, что данный срок представляет собой общий срок проверок всех филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений юридического лица и его следует исчислять в совокупности. Напротив, в указанной норме речь идет о сроке проверки, а не о сроках проверок.
Исходя из вышеизложенного, следует, что проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, филиала, представительства, обособленного структурного подразделения юридического лица.
С учетом особенностей деятельности ООО "КАРИ", осуществляющего деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в отношении каждого филиала, представительства, обособленного структурного подразделения устанавливается отдельно, а также установленный законом трехлетний срок между плановыми проверками должен исчисляться с даты проведения проверки в отношении каждого из филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений. При этом проверка осуществляется на основании распоряжения, изданного органом государственного контроля (надзора) по месту фактического осуществления деятельности.
В рассматриваемом случае проверка проводилась на основании распоряжений с целью исполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2018 год, согласованного с Прокуратурой Московской области, в отношении торговых объектов ООО "КАРИ", расположенных на территории Московской области, в период с 03.09.2018 по 28.09.2018 (двадцать рабочих дней), т.е. с соблюдением требований ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Установленный законодательством трех летний срок между плановыми проверками юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, устанавливаются по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица.
На территории Московской области плановая выездная проверка в отношении ООО "КАРИ" была проведена впервые.
Доказательств, подтверждающих проведение проверки в отношении подразделений ООО "КАРИ" на территории Московской области в срок, не превышающий трех лет, не представлено. ООО "КАРИ" также не представил доказательств, что проверка Общества на территории других субъектов РФ затрагивала оценку деятельности ООО "КАРИ" на территории Московской области.
Учитывая изложенное, довод Общества о несоблюдении Управлением требований ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ основан на неверном толковании норм указанного закона.
Довод апелляционной жалобы, относительно того, что "обособленные структурные подразделения ООО "КАРИ" (магазины), расположенные на территории Московской области также не является самостоятельными юридическими лицами, не зарегистрированы в ФНС, как самостоятельные юридические лица... Данный факт не позволяет проверять обособленные подразделения по правилам проверки, применяемым в отношении самостоятельных юридических лиц, поскольку согласно ч.1 и ч.2 ст.9 ФЗ N 294 предметом плановой проверки является соблюдение именно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года... Таким образом, именно юридическое лицо ООО "КАРИ", а не отдельные его обособленные подразделения подлежат проверки 1 раз в 3 года. И как следствие, 3-х летний срок, предусмотренный ч.2 ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ необходимо отсчитывать с момента предыдущей плановой проверки юридического лица ООО "КАРИ" (в лице любого его обособленного подразделения), а не обособленного подразделения, расположенного в каком- либо конкретном регионе", основано на ошибочном толковании норм закона.
Юридическое лицо ООО "Кари" (место регистрации: 107140, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13), осуществляет свою деятельность на территории Московской области через свои обособленные структурные подразделения (магазины). В соответствии с абзацем 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Плановая выездная проверка в отношении юридического лица ООО "КАРИ", проведена в четком соответствии с ч.2 ст.9, ч.2 ст. 12, ч.4 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ по месту фактического осуществления деятельности, а именно по адресам обособленных структурных подразделений (магазинов), в срок не превышающий двадцать рабочих дней (с 03.09.2018- 28.03.2018), не чаще чем один раз в три года (плановая выездная проверка проведена впервые, при этом согласно выписки из ЕГРЮЛ заявитель осуществляет совею деятельность с 02.08.2013).
Доказательств, подтверждающих проведение проверки в отношении подразделений ООО "КАРИ" на территории Московской области в срок, не превышающий трех лет, не представлено. ООО "КАРИ" также не представил доказательств, что проверка Общества на территории других субъектов РФ затрагивала оценку деятельности ООО "КАРИ" на территории Московской области.
Также необходимо отметить, что согласно информации, представленной "КАРИ", Общество осуществляет свою деятельность на территориях 80 субъектов РФ, при этом в каждом субъекте РФ Общество осуществляет деятельность в нескольких населенных пунктах, в каждом из которых имеется по несколько обособленных структурных подразделений.
Исходя из того, как ООО "КАРИ" трактует ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ, т.е. арифметически суммирует сроки проведения проверок осуществляемых на других территориях субъектов РФ, то проверке подлежит ограниченное количество филиалов, представительств, подразделений. Даже при минимальных временных затратах (1 день - 1 филиал или 1 представительство или 1 подразделение) проверке подвергнутся не более 60 филиалов, представительств, подразделений. При этом остаются неясны критерии выбора объектов, подлежащих проверке. (Из более сотни подразделений необходимо выбрать 60 при чем по всей России). При этом, возможность проверить остальные филиалы, представительства, подразделения, при такой трактовке закона отсутствует.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 10.10.2017 N 309-АД 17-13945 по делу N А50-31252/2016.
Управление на основании "Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год" и в соответствии с требованиями п.2 ч.8 ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ было вынесено 15 распоряжений. При этом все распоряжения вынесены 15.08.2018, с указанием единого срока проведения проверки, по адресам обособленного подразделения организации (магазинам) осуществления деятельности.
Фактически плановая проверка в отношении юридического лица, согласно 15 распоряжений, проведена одновременно, в период с 03.09.2018 г. по 28.09.2018, общее время проверки составил 20 дней.
Перечень грубых нарушений установленных требований к организации и проведению проверок, являющихся основанием для отмены результатов проверок поименован в статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ. Указанный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
В соответствии с указанной нормой наличие 15 распоряжений при проведении проверки в отношении заявителя не является грубым нарушением, влекущем отмену результатов проверки. При этом, наличие 15 распоряжений при проведение плановых мероприятий не нарушают права и законные интересы ООО "КАРИ". Доказательств обратного заявителем не представлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 18-АД18-45.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2018 по делу N А41-73109/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.