г. Челябинск |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А07-14846/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2018 по делу N А07-14846/2018 (судья Фазлыева З.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Таиповой Анисы Сулеймановны - Таипов Финиль Фарвазович (доверенность N 1 от 09.01.2019).
Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Таиповой Анисе Сулеймановне (далее - ИП Таипова А.С., ответчик) о взыскании задолженности по договору от 16.09.2016 N 02/09/430 в размере 259 700 руб. (т. 1, л.д. 9-10).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.11.2018 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано (т. 1, л.д. 152-158).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы дублируют позицию истцу, изложенную в исковом заявлении и сводятся по существу к следующему.
Согласно п. 1.2 договора от 16.09.2016 N 02/09/430 предоставление получателю субсидии осуществляется в соответствии с расчетом суммы субсидии согласно приложению N 1 к договору. В соответствии с приложением N 1 к договору выделенные денежные средства были направлены на возмещение затрат по уплате первоначального взноса по договору лизинга от 16.03.2016 N Л02-16-15, заключенного между ИП Таиповой А.С. и обществом с ограниченной ответственностью "Простые решения". Согласно платежному поручению от 23.09.2016 N 10708 на сумму 259 700 руб. Администрация свои обязательства исполнила в полном объеме. Между тем, из представленного отчета ИП Таиповой А.С. по итогам IV квартала 2016 года, часть финансовой поддержки в размере 83 619 руб. 50 коп. была использована не по назначению, а именно на уплату налогов и страховых взносов в пенсионный фонд, территориальные органы медицинского страхования и социального страхования. Согласно п. 5.3 договора в случае нарушений условий предоставления субсидии, установленных программой и договором, а также в случае расторжения договора лизинга, являющегося предметом договора субсидирования, осуществляется возврат субсидии. Податель жалобы полагает, что взятые на себя обязательства ответчиком не выполнены, в связи с чем последний обязан возвратить выделенную субсидию.
ИП Таиповой А.С. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие по приведенным в ней доводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель истца не явился. Администрацией представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.09.2016 между Администрацией и ИП Таиповой А.С. заключен договор N 02-09/430 о субсидировании части затрат субъекта малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга, заключенному с российскими лизинговыми организациями (т. 1, л.д. 84-88), предметом которого является предоставление Администрацией финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) за счет средств Республики Башкортостан.
Субсидирование части лизинговых платежей осуществляется путем возмещения следующих затрат субъектов малого и среднего предпринимательства: затрат по уплате первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора предоставление получателю субсидии осуществляется в соответствии с расчетом суммы субсидии согласно приложению N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору сторонами согласованы: вид затрат - возмещение затрат по уплате первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга; наименование лизинговой компании - общество с ограниченной ответственностью "Простые решения"; период субсидирования - 18.03.2016; сумма уплаченного первоначального взноса - 259 700 руб.; сумма уплаченного первоначального взноса за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 100%, в размере 100% затрат по уплате первого (первоначального, авансового) взноса, но не более 50% от стоимости договора лизинга и не более 1 млн. руб.; сумма субсидий по возмещению затрат по уплате первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга составляет 259 700 руб.; общая сумма субсидии, подлежащая перечислению за счет средств бюджета Республики Башкортостан, составляет 259 700 руб. (т. 1, л.д. 89).
В соответствии с п. 2.1.3 Администрация осуществляет контроль за целевым использованием выделенных денежных средств, наличием и сохранностью предмета договора лизинга по которому были субсидированы части затрат и соблюдением иных условий и порядка, установленных договором.
В случае выявления нарушения условий предоставления субсидии субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе указанных в разделе 2.2 договора Администрацией издается постановление о необходимости возврата выделенных бюджетных средств (п. 2.1.4 договора).
Согласно п. 2.2.2 договора получатель ежеквартально представляет в Администрацию отчет о фактическом использовании полученных бюджетных средств в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, согласно приложению N 2 к договору. В случае неиспользования бюджетных средств в течение отчетного периода, представляет выписку со счета о движении денежных средств за отчетный период.
По условиям п. 5.3 договора в случае нарушений условий предоставления субсидии, установленных программой и договором, так же в случае расторжения (признания недействительным) договора лизинга, являющегося предметом договора субсидирования, возврат субсидии осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня издания Администрацией постановления о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю субсидии направляется соответствующее письменное уведомление. Получатель в течение 20 рабочих дней со дня получения такого письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Администрации указанную сумму денежных средств. При отказе получателя от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Платежным поручением от 23.09.2016 N 10708 Администрация перечислила на расчетный счет ИП Таиповой А.С. денежные средства в сумме 259 700 руб. (т. 1, л.д. 54).
Согласно отчету ИП Таиповой А.С. по итогам IV квартала 2016 года (т. 1, л.д. 108-111), часть финансовой поддержки в размере 83 619 руб. 50 коп. использована на уплату налогов и страховых взносов в пенсионный фонд, территориальные органы медицинского страхования и социального страхования.
Администрацией по итогам проведенных контрольных мероприятий, связанных с нецелевым использованием части финансовой поддержки в размере 83 619 руб. 50 коп., принято постановление от 06.04.2018 N 04-553 УД о возврате субсидии в связи с нарушением субъектом малого предпринимательства условий ее предоставления в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления (т. 1, л.д. 107).
В этой связи Администрацией в адрес ИП Таиповой А.С. направлена претензия от 12.04.2018 N 01-19/1934 с требованием возвратить субсидию в размере 259 700 руб. в течение 30 календарных дней со дня получения претензии (т. 1, л.д. 94-95).
Оставленное ответчиком без удовлетворения требование Администрации послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не допущено нарушения условий предоставления субсидии, поскольку предоставленная субсидия использована ответчиком по целевому назначению. Оснований для возврата субсидии судом не установлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу предоставления Администрацией финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) за счет средств Республики Башкортостан, и использования получателем субсидии части финансовой поддержки в размере 83 619 руб. 50 коп. не по назначению.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках настоящего дела нецелевое использование получателем полученной за счет бюджета муниципального района субсидии не доказано; доказательства, на которые сослался истец в обоснование заявленных требований, обоснованно отклонены судом, поскольку они не подтверждают нарушение условий договора по использованию субсидии ИП Таиповой А.С.
В соответствии с п. 2.2.1 договора получатель субсидии в течение 60 календарных дней, с момента подписания договора использует субсидию на осуществление приоритетного вида экономической деятельности, на развитие которого предоставлена финансовая поддержка - осуществляемый вид экономической деятельности, код ОКВЭД 01.1. Полученные бюджетные средства не могут быть направлены на премирование работников, приобретение жилых помещений и транспортных средств (за исключением специальной техники и специализированных транспортных средств).
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям (т. 1, л.д. 28-53, 76-83) ИП Таиповой А.С. субсидия в размере 176 080 руб. 50 коп. была направлена на погашение долга по договору лизинга и в размере 83 619 руб. 50 коп. для развития крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления приоритетного вида экономической деятельности (уплата налогов и страховых взносов в пенсионный фонд, территориальные органы медицинского страхования и социального страхования).
Податель жалобы ошибочно полагает, что субсидия в размере 83 619 руб. 50 коп. использована ответчиком не по назначению.
Как верно отметил суд первой инстанции, вышеназванные платежи непосредственно связаны с экономической деятельностью фермерского хозяйства. При этом, пункт 2.2.1 договора не содержит запрета на использование субсидии получателем на уплату налогов.
Поскольку по условиям договора N 02-09/430 субсидия выделяется для возмещения затрат получателя по уплате первого взноса по договору лизинга, такая уплата предшествует получению субсидии. Соответственно, полученная предпринимателем субсидия объективно не могла быть использована для уплаты первого взноса по договору лизинга.
Материалами дела подтверждено внесение ИП Таиповой А.С. платежей по договору лизинга N Л02-16-15 от 16.03.2016 в сумме 594 225 руб. (л.д.75-83).
Принимая во внимание, что целью выделения субсидии по программе является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Учалинский район на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, а также приобретение ИП Таиповой А.С. по договору лизинга N Л02-16-15 от 16.03.2016 сеялки СЗУ-Т-3,6 (т. 1, л.д. 99-106), вывод суда первой инстанции о том, что выделенные средства использованы для развития крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления приоритетного вида экономической деятельности, является правильным.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Администрации у суда первой инстанции не имелось.
Соответственно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2018 по делу N А07-14846/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14846/2018
Истец: Администрация МР Учалинский Район
Ответчик: Таипова А С