г. Пермь |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А60-28665/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя - Абдуллина Н.Н. по доверенности от 02.04.2018,
от заинтересованного лица и третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, закрытого акционерного общества "Агрофирма "Патруши",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 октября 2018 года
по делу N А60-28665/2018,
принятое судьей Ильиных М.С.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Патруши" (ИНН 6652018883, ОГРН 1056602434151)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (ИНН 6659117971, ОГРН 1056603149789),
третьи лица - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области "Сысертское лесничество",
о признании незаконными предписаний,
установил:
закрытое акционерное общество "Агрофирма "Патруши" (далее - ЗАО "Агрофирма "Патруши", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (далее - Управление Россельхознадзора по Свердловской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными предписаний от 22.02.2018 N N 05-09/18, 11-09/18, 15-09/18, 19-09/18, 10-09/18, 13-09/18, 08-09/18, 14-09/18, 16-09/18, 20-09/18, 12-09/18, 17-09/18, 21-09/18, 18-09/18, 09-09/18, 04-09/18, 07-09/18, 06-09/18.
Определениями от 26.06.2018, 02.07.2018, 06.07.2018 на основании части 2.1 статьи 130 АПК РФ дела N N А60-28665/2018, А60-28668/2018, А60-28671/2018, А60-28672/2018, А60-28673/2018, А60-28675/2018, А60-28676/2018, А60-28678/2018, А60-28679/2018, А60-28680/2018, А60-28681/2018, А60-28682/2018, А60-28686/2018, А60-28688/2018 в объединены в одно производство. Делу присвоен номер А60-28665/2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 17.10.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы, согласно которым судом не дана оценка тому обстоятельству, что дополнительно к основному виду разрешенного использования земельных участков (с кадастровыми номерами 66:25:0310005:22, 66:25:0310005:24, 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:58, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:30) включен вспомогательный вид разрешенного использования "охота и рыбалка", который осуществляется обществом совместно с основным видом разрешенного использования и предполагает нахождение древесной, кустарниковой и лесной растительности на земельных участках. Администрацией Сысертского городского округа самостоятельно, без согласования с собственником земельных участков, был изменен вид разрешенного пользования с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "растениеводство", несмотря на то, что основным видом деятельности общества является животноводство и наиболее предпочтительным и правильным основным видом разрешенного использования земли для общества является "сельскохозяйственное использование". В ноябре 2017 года общество обратилось с заявлением о включении в качестве вспомогательного вида разрешенного использования "охота и рыбалка" дополнительно к основному виду разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", однако 30.11.2017 Управлением Росреестра по Свердловской области приостановлена регистрация изменений, в связи с тем, что ранее зарегистрированный вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" не соответствует Правилам землепользования и застройки Сысертского городского округа.
Суд не дал оценки тому обстоятельству, что по данным экспликации по состоянию на 01.11.1989, выданной Колхозу "Племзавод-колхоз им. Я.М. Свердлова", являющимся одним из учредителей общества, на земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:0310005:22, 66:25:0310005:24, 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:58, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:30 площадь пашни с 01.11.1989 по настоящее время остается на прежнем уровне, следовательно, проверяемые земельные участки не относятся к пашне и напрямую возделыванию и рекультивации не подлежат.
Суд не учел то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:0310009:67, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:48, 66:25:0310005:38, 66:25:0310010:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:58, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:25 пересекают земли и границы лесного фонда, следовательно, в результате незаконной вырубки лесных нахождений на землях лестного фонда общество будет привлечено к уголовной или административной ответственности. Предписание, исполнение которого приведет к нарушению закона, является незаконным.
Выкопировки ГКУ СО "Сысертское лесничество" с урочища Центрального участкового лесничества схематично подтверждают, что на земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25 (является заболоченным), 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:30 на 1991 год уже произрастала лесная растительность, а не в результате неиспользования обществом земельных участков в хозяйственной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 66:25:0310005:22 является прудом и используется по целевому назначению. Древесная и кустарниковая растительность, произрастающая вдоль пруда, является единой экологической системой.
Судом не учтено то обстоятельство, что на земельных участках обществу необходима древесно-кустарниковая растительность, так как основной вид хозяйственной деятельности - это племенное животноводство, животные при пастьбе не должны более трех часов находиться на открытом солнце.
Не дана оценка тому обстоятельству, что в предписаниях от 30.05.2017 обществу установлена обязанность принять исчерпывающие меры по устранению древесно-кустарниковой растительности на земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:30, однако при проверке ранее выданного предписания в протоколах об административном правонарушении от 22.02.2018 инспектор указал, что на данных земельных участках зафиксирован факт не проведения работ по рекультивации. Обязанность общества по рекультивации на указанных земельных участках в предписаниях от 30.05.2017 закреплена не была, следовательно, обществу вменено дополнительное нарушение - не проведение рекультивации.
В предписаниях не разъяснено, что означает техническая рекультивация, каким образом необходимо устранить зарастание кустарной, древесной растительности, в связи с чем являются неисполнимыми.
Считает, что постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сысертского судебного района Свердловской области от 10.04.2018 является преюдициальным для настоящего дела.
Для исполнения предписания обществу необходимо более шестидесяти миллионов рублей, которые оно не может изыскать в установленный срок при имеющейся прибыли. Выполнение предписания приведет к банкротству общества, которое является градообразующим предприятием в сфере сельского хозяйства, предоставляет рабочие места.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, Государственное казенное учреждение Свердловской области "Сысертское лесничество" (далее - ГКУ СО "Сысертское лесничество", учреждение), представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому предмет рассматриваемого спора не относится к компетенции учреждения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица, ГКУ СО "Сысертское лесничество", не явились, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей. Заявленные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей юридических лиц в порядке статьи 159 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено.
Третье лицо, Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 03.04.2017 по 26.05.2017 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Тереховой С.А. от 20.03.2017 N 132 и приказа от 25.04.2017 N 84 старшим государственным инспектором Калининым С.К, государственным инспектором Кашиным Д.В, государственным инспектором Колясниковым А.С. на земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:0201019:24, 66:25:1306001:6, 66:25:0306003:43, 66:25:0310001:73, 66:25:0310001:74, 66:25:0310001:75, 66:25:0310005:22, 66:25:0310005:24, 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:20, 66:25:0310006:21, 66:25:0310006:22, 66:25:0310006:23, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:50, 66:25:0310009:51, 66:25:0310009:52, 66:25:0310009:53, 66:25:0310009:54, 66:25:0310009:55, 66:25:0310009:56, 66:25:0310009:57, 66:25:0310009:58, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:63, 66:25:0310009:64, 66:25:0310009:65, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310009:68, 66:25:0310009:69, 66:25:0310010:22, 66:25:0310010:23, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:27, 66:25:0310010:28, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:30, 66:25:0310011:16, 66:25:0310015:203, 66:25:0310015:204, 66:25:0310015:205, 66:25:0310015:206, 66:25:0310015:207, 66:25:0310015:208, 66:25:0310015:209, 66:25:0310015:210, 66:25:0310015:211, 66:25:0310015:212, 66:25:0310015:213, 66:25:0310015:214, 66:25:0310015:215, 66:25:0310015:216, 66:25:0310015:217, 66:25:0310015:218, 66:25:0310015:219, 66:25:0310015:220, 66:25:0310015:221, 66:25:0310015:222, 66:25:0310015:223, 66:25:0310015:224, 66:25:0310015:225, 66:25:0310015:226, 66:25:0310015:227, 66:25:0310015:228, 66:25:0310015:229, 66:25:0310015:230, 66:25:0310015:231, 66:25:0310015:232, 66:25:0310015:233, 66:25:0310015:234, 66:25:0310015:235, 66:25:0310015:236, 66:25:0310015:237, 66:25:0310015:238, 66:25:0310015:239, 66:25:0310015:240, 66:25:0310015:241, 66:25:0310015:242, 66:25:0310015:243, 66:25:0310015:244, 66:25:0310015:245, 66:25:0310015:246, 66:25:0310015:247, 66:25:0310015:248, 66:25:0310015:249, 66:25:0310015:250, 66:25:0310015:251, 66:25:0310015:252, 66:25:0310015:253, 66:25:0310015:254, 66:25:0310015:255, 66:25:0310015:256, 66:25:0310015:257, 66:25:0310015:258, 66:25:0310015:259, 66:25:0310015:260, 66:25:0310015:261, 66:25:0310015:262, 66:25:0310015:263, 66:25:0310015:264, 66:25:0310015:265, 66:25:0310015:266, 66:25:0310015:267, 66:25:0310015:268, 66:25:0310015:269, 66:25:0310015:270, 66:25:0310016:81, 66:25:0310016:82, 66:25:0310016:83, 66:25:0310016:84, 66:25:0310016:85, 66:25:0310016:86, 66:25:0310016:87, 66:25:0310016:88, 66:25:0310016:89, 66:25:0310016:90, 66:25:0310016:91, 66:25:0310016:92, 66:25:0310016:93, 66:25:0310016:94, 66:25:0310016:95, 66:25:0310016:96, 66:25:0310016:97, 66:25:0310016:98, 66:25:0310016:99, 66:25:0310016:100, 66:25:0310016:101, 66:25:0310016:102, 66:25:0310016:103, 66:25:0310016:104, 66:25:0310016:105, 66:25:0310016:106, 66:25:0310016:107, 66:25:0310016:108, 66:25:0306003:49, 66:25:0306003:50, 66:25:0306003:53, 66:25:0306003:54, 66:25:0306003:60, 66:25:0306003:62, 66:25:0306004:17, 66:25:0307001:13, 66:25:0307001:14, 66:25:0307003:19, 66:25:0307003:26, 66:25:0307004:31, 66:25:0307004:32, 66:25:0307004:33, 66:25:0307004:34, 66:25:0307004:36, 66:25:0307004:39, 66:25:0307004:40, 66:25:0307004:47, 66:25:0307004:48, 66:25:0307004:52, 66:25:0307007:8, 66:25:0309001:16 с целью проверки соблюдения обязательных требований земельного законодательства в отношении ЗАО "Агрофирма "Патруши" проведена плановая выездная и документарная проверка.
В ходе проверки осуществлялся выезд на проверяемые земельные участки, при этом применялись навигатор, фотоаппарат и спутниково-геодезическая аппаратура, беспилотный летательный аппарат, и установлено следующее:
1) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310006:22, на всей его площади - 19647 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 4 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,649778°/E60,700656°; 2) N56,6494477E60,701680°;
3) N56,647825°/E60,702662°; 4) N56,647872°/E60,700860°;
5) N56,6488987E60,700243°;
2) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310010:30, на всей его площади - 6012 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,6371927E60,727189°; 2) N56,636852°/E60,728289°;
3) N56,635253°/E60,727811°; 4) N56,636341°/E60,727940°;
3) на части земельного участка с кадастровым номером 66:25:0310005:38 площади 1564832 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 4 метров) растительность, на остальной части участка произрастает травянистая растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,649579°/E60,653022°; 2) N56,645678°/E60,638559°;
3) N56,650571°/Е60,627959°; 4) N56,645087°/E60,628302°;
5) N56,637874°/E60,644310°; 6) N56,642840°/E60,657056°;
4) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:66, на всей его площади - 13896 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 5 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,635026°/E60,622089° 2) N56,635579°/E60,623070°
3) N56,635129°/Е60,624100° 4) N56,634299°/E60,623736°;
5) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:67, на всей его площади - 18077 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 4 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка: 1) N56,6228197Е60,629921° 2) N56,623700°/E60,628011°
3) N56,6248277E60,626815° 4) N56,624427°/E60,628328°;
6) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:48, на всей его площади - 2516 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 7 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,636081°/Е60,641927° 2) N56,6359487E60,642018°
3) N56,635528°/E60,640194° 4) N56,635732°/E60,640436°;
7) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:49, на всей его площади - 3455 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,635546°/E60,650417° 2) N56,63 5608°/Е60,649210°
3) N5 6,636167°/Е60,646431 °;
8) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310010:29, на всей его площади - 2143 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,637881°/Е60,724097° 2) N56,637633°/E60,7233977°
3) N56,638061°/Е60,722204°;
9) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310010:26, на всей его площади - 21094 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 4 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,634545°/E60,706283° 2) N56,635589°/E60,705001°
3) N56,636357°/E60,707205° 4) N56,635423°/E60,702259°;
10) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310010:25, на всей его площади - 163544 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,6322607E60,709243° 2) N56,635063°/E60,700564°
3) N56,631899°/Е60,697710° 4) N56,631001 °/Е60,702023°;
11) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310010:24, на всей его площади - 3460 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 6 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка: 1) N56,632883°/E60,694611° 2) N56,633602°/E60,694241°
3) N56,633918°/Е60,695367°;
12) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:61, на всей его площади - 12612 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 6 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,630297°/E60,690005° 2) N56,6319587Е60,690316°
3) N56,6331067Е60,690150°;
13) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:59, на всей его площади - 28185 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 4 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,632695°/E60,682752° 2) N56,632857°/E60,686964°
3) N56,631982°/Е60,688852° 4) N56,630013°/E60,687092°;
14) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:60, на всей его площади - 45803 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 6 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,630070°/E60,680398° 2) N56,631229°/Е60,681847°
3) N56,629964°/E60,684068° 4) N56,628681°/Е60,685435°;
15) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:62, на всей его площади - 23147 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 5 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,6280797E60,680969° 2) N56,626801°/Е60,680615°
3) N56,628203°/E60,683941° 4) N56,627694°/E60,686205°;
16) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310009:58, на всей его площади - 5571 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна, береза высотой от 1 до 5 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка: 1) N56,6324967E60,672657° 2) N56,631958°/Е60,672802°
3) N56,631363°/Е60,674749° 4) N56,6315297Е60,674862°;
17) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310005:22, на всей его площади - 13790 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,646449°/E60,612925°; 2) N56,645929°/E60,612431°;
3) N56,645158°/Е60,616900°;
18) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0310005:24, на всей его площади - 18214 кв. м хаотично произрастает кустарная, древесная (сосна высотой от 1 до 3 метров) растительность. Следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории участка отсутствуют. Координаты "концевых" точек зарастания на территории земельного участка:
1) N56,647091°/Е60,608041°; 2) N56,646722°/E60,607880°;
3) N56,646518°/Е60,612569°; 4) N56,645983°/E60,612161°;
19) при помощи беспилотного летательного аппарата с воздуха произведено визуальное обследование земельных участков. На указанных участках выявлено зарастание кустарной, древесной растительностью, однако, должностным лицам по причине отсутствия дорожной связи с указанными участками (подъездов), далеким месторасположением в лесных массивах, весенним периодом не позволяющим передвижение по пересеченной местности не удалось проехать на территорию указанных земельных участков с целью произведения обмеров площади зарастания.
20) на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0306003:49, на всей его площади - 8487 кв. м имеется перекрытие верхнего плодородного слоя почвы бетонными плитами, асфальтом. Координаты "концевых" точек перекрытия на территории земельного участка:
1) N56,690526°/E60,754854°; 2) N56,690627°/E60,754145°;
3) N56,691277°/Е60,755194°; 4) N56,691863°/Е60,754690°;
5) N56,692908°/E60,752904°; 6) N56,692829°/E60,752694°.
Перекрытие было осуществлено для организации парковки и размещения автотранспорта.
На земельном участке с кадастровым номером 66:25:0306003:49 осуществлен отбор 6 (Шесть) объединенных почвенных проб (образцов), имеющих географические координаты:
* 1, 2 образцы (глубина отбора 0 - 20 см) - N 56.691107Е 60° 75491°;
* 3, 4 образцы (глубина отбора 0 - 20 см) - N 56.690597Е 60° 75428°;
* 5, 6 образцы (глубина отбора 0 - 20 см) - N 56.690477Е 60° 75544°.
Отобранные почвенные образцы (пробы) были переданы в ФГБУ "Свердловский референтный центр Россельхознадзора" для проведения лабораторных испытаний (исследований).
Результаты лабораторных исследований показали, что в пробе N 1858 имеется снижение плодородия по показателю содержание органического вещества, снижение составило 37,1 %; в пробе N 1859 имеется снижение плодородия по показателю содержание подвижного калия, снижение составило 26,7 %.
В связи с выявленными нарушениями 30.05.2017 заявителю выданы предписания:
1) старшим государственным инспектором Калининым С.К. юридическому лицу выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 33-09/17;
2) государственным инспектором Кашиным Д.В. юридическому лицу выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства NN 34-09/17, 35-09/17, 36-09/17, 37-09/17, 38-09/17, 39-09/17, 40-09/17, 41-09/17, 42-09/17, 43-09/17, 44-09/17, 45-09/17, 46-09/17, 47-09/17;
3) государственным инспектором Колясниковым А.С. юридическому лицу выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства NN 48-09/17, 49-09/17, 50-09/17, 51-09/17.
В период с 02.02.2018 по 22.02.2018 на основании распоряжений заместителя руководителя Управления Тереховой С.А. от 29.01.2018 N N 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91,92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101 старшим государственным инспектором Калининым С.К, государственным инспектором Кашиным Д.В, государственным инспектором Колясниковым А.С. в отношении заявителя на земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:0310005:22, 66:25:0310005:24, 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:58, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:30 с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 30.05.2017 NN 34-09/17, 35-09/17, 36-09/17, 37-09/17, 38-09/17, 39-09/17, 40-09/17, 41-09/17, 42-09/17, 43-09/17, 44-09/17, 45-09/17, 46-09/17, 47-09/17, 48-09/17, 49-09/17, 50-09/17, 51-09/17 проведены внеплановые выездные проверки.
Проверкой установлено, что предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 30.05.2017 N N 34-09/17, 35-09/17, 36-09/17, 37-09/17, 38-09/17, 39-09/17, 40-09/17, 41-09/17, 42-09/17, 43-09/17, 44-09/17, 45-09/17, 46-09/17, 47-09/17, 48-09/17, 49-09/17, 50-09/17, 51-09/17 не исполнены, юридическое лицо к исполнению предписаний не приступало.
В связи с неисполнением требований ранее выданных предписаний 22.02.2018 заявителю выданы новые предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N N 04-09/18, 05-09/18, 06-09/18, 07-09/18, 08-09/18, 09-09/18, 10-09/18, 11-09/18, 12-09/18, 13-09/18, 14-09/18, 15-09/18, 16-09/18, 17-09/18, 18-09/18, 19-09/18, 20-09/18, 21-09/18 со сроком исполнения до 01.10.2018.
Указанными предписаниями юридическому лицу предписывалось провести техническую рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:0310005:22, 66:25:0310005:24, 66:25:0310005:38, 66:25:0310006:22, 66:25:0310009:48, 66:25:0310009:49, 66:25:0310009:58, 66:25:0310009:59, 66:25:0310009:60, 66:25:0310009:61, 66:25:0310009:62, 66:25:0310009:66, 66:25:0310009:67, 66:25:0310010:24, 66:25:0310010:25, 66:25:0310010:26, 66:25:0310010:29, 66:25:0310010:30, устранить зарастание кустарной, древесной растительностью, ввести участки в сельскохозяйственный оборот в соответствии с присвоенным разрешенным видом использования, категорией земель.
Полагая, что вышеуказанные предписания не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания являются законными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Данные полномочия осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.06.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территории Свердловской области является Управление Россельхознадзора по Свердловской области.
Земельные участки, являющиеся объектами обжалуемых предписаний, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и осуществление контрольно-надзорных мероприятий в отношении них относится к компетенции Управления Россельхознадзора по Свердловской области.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Административного регламента должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 85 Административного регламента в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом N 851.
Таким образом, Управление, принимая оспариваемые предписания, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Государственным стандартом 16265-89 "Земледелие. Улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков", Государственным стандартом 26640-85 "Земли. Термины и определения" закреплено, что охрана земель включает комплекс организационное-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на землепользователей.
Зарастание земель сельскохозяйственного назначения кустарниковой и древесной растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, данные процессы должны предотвращаться и устраняться собственниками земельных участков.
Кроме того, впоследствии, в случае возвращения земель, заросших древесно-кустарниковой растительностью в сельскохозяйственное производство, при раскорчевке этой растительности механически нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению плодородия.
Земельное законодательство основывается на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемыми предписаниями на заявителя не возлагаются какие-либо обязанности, не предусмотренные поименованными выше законодательными актами, ранее выданные предписания заявителем не оспаривались. Указание в оспариваемых предписаниях дополнительно на необходимость проведения технической рекультивации не означает выявление в действиях заявителя дополнительного нарушения и возложения на него дополнительной обязанности, указывая лишь на возможный способ исполнения соответствующего предписания.
Доводы заявителя на неисполнимость предписания проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку из оспариваемых предписаний следует, что заявителю вменяется бездействие в части проведения и организации мероприятий по устранению кустарной и древесной растительности на земельных участках, из-за чего происходит деградация земель, проведения работ по рекультивации с целью вовлечения земельных участков в сельскохозяйственный оборот в соответствии с присвоенным разрешенным видом использования, категорией земель, то есть невыполнение обязательных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством для собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Собственник земельного участка сам определяет, какими способами он будет выполнять обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных почв от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями в зависимости от своих финансовых возможностей. Конкретные способы прописаны в ГоСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения". При этом отсутствие установленного порядка сноса древесной и кустарниковой растительности не препятствует реализации прав и исполнению возложенных на собственника земельного участка обязанностей. Отсутствие у собственника земельного участка финансовой возможности проведения необходимых мероприятий не освобождает его от выполнения соответствующих обязанностей и не свидетельствует о неисполнимости выданного уполномоченным органом предписания.
Также судом первой инстанции проверен, вопреки доводам апелляционной жалобы, довод заявителя о том, что часть земельных участков пересекают границы лесного фонда, и правильно отклонен, поскольку пересечение земель сельскохозяйственного назначения с лесным фондом не свидетельствует о безусловном наличии леса как федеральной собственности на территории земель, где имело место наложение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в результате исполнения предписания, заключающегося в том числе в незаконной вырубке лесных нахождений на землях лестного фонда, общество будет привлечено к уголовной или административной ответственности, основан на предположении и подлежит отклонению. Выбор законного способа исполнения предписания зависит в данном случае от собственника земельного участка. При этом у суда отсутствуют основания считать, что собственник участка в данном случае ограничен в исполнении предписания законным способом. Оспариваемое предписание к незаконной вырубке лесных нахождений на землях лестного фонда не обязывает.
Из материалов дела следует, что заявитель за разъяснением оспариваемых предписаний в уполномоченный орган не обращался, заявляя о необходимости продления срока исполнения предписаний, какие-либо доказательства того, что им предпринимаются соответствующие меры, направленные на исполнение предписаний не представил.
То обстоятельство, что заинтересованным лицом не составлялся протокол осмотра, при осмотре не присутствовали понятые, не является нарушением порядка проверки, поскольку проведенный заинтересованным лицом осмотр земельных участков не является осмотром принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по смыслу статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на то, что постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Сысертского судебного района Свердловской области от 10.04.2018 установлен факт отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку указанный судебный акт не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку мировой судья рассматривал дело об административном правонарушении, а не гражданское дело, кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, состав лиц, участвующих в деле, по обоим делам является различным (ст. 69 АПК РФ).
Также указанным судебным актом установлено, что общество не имело возможности исполнить требования ранее выданных предписаний (30.05.2017) в установленный срок.
Между тем доказательств того, что в настоящее время общество предпринимает меры, направленные на исполнение оспариваемых предписаний, в материалы дела не представлены.
Таким образом, на основании исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем предписания N N 04-09/18, 05- 09/18, 06-09/18, 07-09/18, 08-09/18, 09-09/18, 10-09/18, 11-09/18, 12-09/18, 13-09/18, 14-09/18, 15-09/18, 16- 09/18, 17-09/18, 18-09/18, 19-09/18, 20-09/18, 21-09/18 от 22.02.2018 являются законными и обоснованными, оснований для признания их недействительными не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд учитывает, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Материалами дела установлено сельскохозяйственное предназначение спорных земельных участков, при этом заявителем вид разрешенного использования данных земельных участков не был изменен в установленном законом порядке.
Доводы заявителя о том, что земельные участки используются обществом в соответствии с хозяйственной деятельностью, связанной в производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, не принимаются апелляционным судом, поскольку в ходе проверки Управлением установлено, что на спорных земельных участках следы проведения работ по возделыванию, обработке почвы на территории отсутствуют. Доказательства того, что общество проводит на земельных участках сенокос и выпас животных, либо иным образом использует их в хозяйственной деятельности, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области 23 октября 2018 года по делу N А60-28665/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28665/2018
Истец: ЗАО "АГРОФИРМА "ПАТРУШИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ СО "Сысертское лесничество", МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ