г. Ессентуки |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А15-3793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.11.2018 по делу N А15-3793/2018 (судья Тагирова З.Т.),
при участии в судебном заседании представителя ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Варнавской О.В., по доверенности от 20.12.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - УФАС России по РД, управление) от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 о наложении по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штрафа в размере 1 000 000 руб. (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.11.2018 заявление удовлетворено в части признания незаконным постановления управления от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 наложенного на общество размера штрафа 350 000 руб. В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствием смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части размера штрафа, снизив размер штрафа ниже низшего предела предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. В жалобе приведены доводы о сложном финансовом положении общества, что взыскание штрафа приведет к дестабилизации финансового состояния общества и невозможности выплаты заработной платы.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление приказом от 15.02.2017 N 38 возбудило дело N 02-24/2017 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ), выразившегося в направлении письма от 12.08.2014 N 12-10/2269-АП с требованием о прекращении поставки газа бюджетным медицинским учреждениям (т. 1, л.д. 46).
10.08.2017 по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 02-24/2017 управление приняло решение, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ, выразившегося в действиях общества по направлению письма от 12.08.2014 N12-10/2269-АП в адрес своего ГРО с требованием о прекращении поставки газа ГБУ РД "Кизлярская ЦРБ" (т. 1, л.д. 48-51).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.12.2017 по делу N А15-5090/2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 19.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.06.2018, решение УФАС России по РД от 10.08.2017 по делу N 02-24/2017 признано законным и обоснованным.
Решение управления от 10.08.2017 по делу N 02-24/2017 вступило в силу 19.03.2018.
20.06.2018 управление направило на электронный адрес общества уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, которое прочитано последним 21.06.2018. Указанным уведомлением законному представителю общества антимонопольный орган предложил явиться 06.07.2018 в 11 часов 30 минут в Дагестанское УФАС России (г. Махачкала, пл. Ленина, 2, этаж 3, кабинет 5) для участия при составлении и подписания протокола об административном правонарушении (т. 1, л.д. 43-45).
06.07.2018 управление в присутствии представителя общества Жукович Ю.В. по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 02-24/2017 составило протокол об административном правонарушении N 02-62А/2018 по факту выявления в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (т. 1, л.д. 39-42).
Копия данного протокола нарочно вручена представителю общества 06.07.2018.
В указанном протоколе управление предложило законному представителю общества обеспечить явку своего представителя 18.07.2018 в 10 час. 00 мин. для дачи объяснений по факту выявленного нарушения и рассмотрения протокола в Дагестанское УФАС России по адресу: РД, г. Махачкала, пл. Ленина,2, третий этаж, кабинет 5.
18.07.2018 на основании вышеуказанного протокола управление в отсутствие извещенного надлежащим образом законного представителя общества вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 02-62А/2018 о наложении на общество по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ штрафа в размере 1 000 000 руб. (т. 1, л.д. 33-38).
Копия постановления о наложении штрафа направлена и получена обществом 31.07.2018.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление управления от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 в части 350 000 руб. подлежит изменению, а в части наложения на общество по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ штрафа в размере 650 000 руб., является законным.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и сторонами по делу не оспаривается; процессуальный порядок привлечения и срок давности привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренного частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ, управлением соблюден.
В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Как следует из примечаний 2 и 3 к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 -7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса.
Постановлением управления от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 на общество наложен административный штраф по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в размере 1 000 000 руб.
Административным органом размер штрафа исчислен согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.
С учетом примечания 4 к статье 14.31 КоАП РФ (при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность) антимонопольным органом штраф исчислен в следующем размере: 300 000 руб. + (1 000 000 руб. - 300 000 руб.) / 2 = 650 000 руб.
В оспоренном решении от 10.08.2017 по делу N 02-24/2017 административный орган указал о наличии семи обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, предусмотренного подпунктом 3 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, и произвел расчет размера штрафа с учетом примечания к статье 14.31 КоАП РФ, который составил (1 000 000 руб. - 300 000 руб.)=87 500 руб. (одно обстоятельство). 650 000 + (87 500 руб.*7) = 1 262 500 руб. Часть 1 статьи 14.31 КоАП устанавливает максимально возможный размер штрафа в 1 000 000 руб.
Отягчающее административную ответственность обстоятельство указано в постановлении - это наличие 7-ми постановлений управления от 02.10.2017, 28.09.2017, 29.09.2017 о наложении на общество штрафов по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества, перечисленные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, указанные в постановлениях факты к ним не относятся.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества.
Таким образом, размер штрафа (при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность) следует исчислять в следующем размере: 300 000 руб. + (1 000 000 руб. - 300 000 руб.) / 2 = 650 000 руб.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в признании незаконным и отмене постановления управления от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 в части наложения на общество по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ штрафа в размере 650 000 руб. и о признании незаконным и отмене постановление управления от 18.07.2018 по делу N 02-62А/2018 в части наложения на общество по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ штрафа в размере 350 000 руб. является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о снижении штрафа ниже низшего предела на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ подлежит отклонению, в связи со следующим.
Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ применяются при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.
Из смысла указанной нормы права следует, что она распространяется только на физических лиц, и не может быть применена по отношению к юридическим лицам.
В то же время ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств исключительности обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для снижения размера штрафа юридическому лицу ниже низшего предела.
Ссылка общества на необходимость учета ее тяжелого финансового положения при взыскании штрафа, признается несостоятельной, поскольку данное обстоятельство также не подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.11.2018 по делу N А15-3793/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3793/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ПЯТИГОРСК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД