г. Хабаровск |
|
06 февраля 2019 г. |
А04-4074/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" ЗАТО Циолковский Амурской области: не явились;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военное-строительное управление по специальным объектам": не явились;
от администрации закрытого административно-территориального образования Циолковский: не явились;
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" ЗАТО Циолковский Амурской области на решение от 30.10.2018
по делу N А04-4074/2018
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по иску Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" ЗАТО Циолковский Амурской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военное-строительное управление по специальным объектам"; администрации закрытого административно-территориального образования Циолковский "
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры"
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" ЗАТО Циолковский Амурской области (далее - истец, МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (далее - ответчик, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам") о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 171/1803-36-ХОЗ от 16.03.2018 за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 в сумме 8 684 354,21 руб., к администрация закрытого административно-территориального образования Циолковский (далее - администрация ЗАТО Циолковский) о взыскании задолженности за оказание услуг водоснабжения ГП 201 за период с 14.05.2018 по 25.05.2018 в размере 26 633,47 руб.
К участию в деле в качестве третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (далее - ФГУП "ЦЭНКИ"); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ Росимущества в Амурской области).
Решением от 30.10.2018 суд в удовлетворении исковых требований МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский о взыскании с ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" задолженности за оказание услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 в сумме 8 684 354 руб. 21 коп., отказал.
Исковое заявление МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский в части требований к администрации ЗАТО Циолковский, о взыскании задолженности за оказание услуг водоснабжения за период с 14.05.2018 по 25.05.2018 в размере 26 633 руб. 47 коп., суд оставил без рассмотрения.
Кроме этого, суд взыскал с МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 66 352 руб.
Не согласившись с решением суда МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в представленном отзыве, отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в спорный период осуществлялось строительство объектов жилого фонда и социальной инфраструктуры микрорайона "Звездный" г. Циолковский.
16.03.2018 между МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский (исполнитель) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (заказчик) заключен договор услуг холодного водоснабжения и водоотведения N 171/1803-36-ХОЗ (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик услуг обязался подавать заказчику воду и принимать от заказчика отводимые сточные воды по адресу: г. Циолковский, строительная площадка г. Циолковский, а заказчик обязался оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях настоящего договора.
В соответствии с пунктом 3.1.16 договора, заказчик обязан уведомить в трехдневный срок ресурсоснабжающую организацию в случае передачи устройств и сооружений присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации другому лицу, а также при изменении заказчиком наименования, почтовых реквизитов, правового статуса, организационно-правовой формы, и не менее чем за тридцать дней об освобождении занимаемых помещений и расторжении договора.
Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется заказчиком в соответствии с данными учета фактического потребления воды и сброса сточных вод по показаниям приборов учета (пункт 4.1 договора). Приборы учета в договоре и приложениях к нему не перечислены.
Пунктом 5.1 предусмотрено, что цена настоящего договора определяется исходя из тарифов на отпуск воды и приема сточных вод и иные услуги, неразрывно связанные с водоснабжением заказчика, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и объемов потребления и указанных в приложении N 1 и составляет 2 647 427,54 руб., НДС не облагается.
Порядок расчетов по договору предусмотрен разделом 6 договора.
В приложении N 1 к договору на отпуск воды и прием сточных вод, указаны расчетные лимиты водопотребления и водоотведения строительной площадки г. Циолковский, в том числе: ГП N 5, 6, 7, 15, 4, 14 - 4 720 куб.м. в месяц; модульный вахтовый городок N 3 "УСОК "Восточный" (скважина N 52) - 2 200 куб.м. в месяц; рабочее общежитие и котельная ТКУМ-2500 (скважина N 23) - 2 200 куб.м. в месяц.
Границы эксплуатационной ответственности установлены в приложении N 2 к договору.
Указанный договор вступил в силу 16.03.2018 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.11.2017.
Дополнительным соглашением N 2 к договору стороны согласовали продлить срок действия договора с 01.07.2017 по 31.12.2017.
В подтверждение установки и введения в эксплуатацию прибора учета на границе раздела эксплуатационной ответственности истцом представлен акт приемки прибора учета в эксплуатацию от 01.12.2015, паспорт счетчиков холодной и горячей воды.
Истцом представлены ведомости учета холодного водоснабжения и водоотведения, акты о снятии показаний приборов учета энергоресурсов за спорный период.
Направленные в адрес ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" акты об оказании услуг водоснабжения и водоотведения от 29.10.2017 N 670, от 25.12.2017 N 778, от 31.01.2018 N 43, от 28.03.2018 N 163, от 26.04.2018 N 217 на общую сумму 2 134 199,36 руб. ответчиком не подписаны.
Поставка холодной воды и водоотведение по договору от 16.03.2018 N 171/1803-36-ХОЗ с октября 2017 года по май 2018 года оплачена ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" частично на общую сумму 532 471,51 руб. платежными поручениями от 01.12.2017 N 16823, от 29.01.2018 N 881, от 09.04.2018 N 4201 на основании выставленных истцом счетов с указанием объема потребленного ресурса исходя из показаний прибора учета.
Ранее водоснабжение и транспортировка сточных вод в отношении строительной площадки г. Циолковский, в том числе: ГП N 5, 6, 7, 15, модульный вахтовый городок N 3 "УСОК "Восточный" (скважина N 52); рабочее общежитие и котельная ТКУМ-2500 (скважина N 23), осуществлялось истцом по договору от 07.10.2016 N 1610-10-ХОЗ, заключенному между МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский (исполнитель) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (заказчик).
Актами приемки законченных строительством объектов построенные объекты переданы заказчику - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", в том числе: комплекс котельной (акт от 29.12.2015 N АИ-699); 84-квартирный трехподъездный 9-этажный жилой дом литер 15 (акт от 14.06.2016 N 429); комплекс измерительных средств (КСИСО) площадка 9 (акт от 08.12.2016 N 1075); административное здание литер 49 (по акт от 18.09.2017 N 322); 63-квартирный двухподъездный 9-этажный жилой дом литер 4 (6 подэтап) (акт от 10.10.2017 N 331); детский сад на 230 мест с бассейном (ГП 45) 27 подэтап (акт от 24.10.2017 N 338).
Актом приема-передачи законченного строительством объекта от 30.06.2017 N 299 комплекс котельной ГП201 передан ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в Госкорпорацию "Роскосмос".
Распоряжениями ТУ Росимущества в Амурской из федеральной собственности в собственность муниципального образования ЗАТО Циолковский переданы следующие объекты недвижимости:
- 72 квартиры, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Амурская область, п. Углегорск, ул. Гагарина, д. 8; 72 квартиры, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Амурская область, п. Углегорск, ул. Гагарина, д. 8/1; 72 квартиры, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Амурская область, п. Углегорск, ул. Гагарина, д. 8/2; 84 квартиры, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Амурская область, п. Углегорск, ул. 3-я улица Строителей, д. 7 (жилые дома ГП 5, ГП 6, ГП 7, ГП 15) на основании распоряжения ТУ Росимущества в Амурской области от 07.09.2017 N 219-р и акта приема-передачи имущества, утвержденного 06.10.2017;
- детский сад на 230 мест с бассейном (номер ГП 45), расположенный по адресу Амурская область, г. Циолковский, ул. 3-я улица Строителей, д. 6/1, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Амурской области от 16.11.2017 N 258-р и акт приема-передачи имущества, утвержденного 22.11.2017;
- многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Амурская область, г. Циолковский, ул. 3-я улица Строителей, д. 3, ул. Гагарина, д. 6/2, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Амурской области от 21.11.2017 N 259-р и акт приема-передачи имущества, утвержденного 27.11.2017;
- комплекс котельной (ГП-201) с вспомогательными сооружениями, на основании: распоряжения ТУ Росимущества в Амурской области от 11.04.2018 N 71-р и акт приема-передачи имущества, утвержденного 14.05.2018;
-административное здание (ГП 49), расположенное по адресу: Амурская область, г. Циолковский, ул. Гагарина, д. 6, на основании распоряжения ТУ Росимущества Амурской области от 28.04.2018 N 88-р и акта приема-передачи имущества утвержденного 07.05.2018.
Указанными распоряжениями установлено, что право муниципальной собственности возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Согласно протоколам заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 06.10.2017 N 16, от 27.12.2017 N 17, на период проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: д. 7, ул. Гагарина, д. 6/2, д. 8, д. 8/1, д. 8/2 назначена управляющая компания ФГУП "ЦЕНКИ".
Расчет задолженности ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" за оказание услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 произведен истцом в отношении вахтового городка, офиса, поликлиники, рабочего общежития и котельной исходя из показаний приборов учета, установленных на скважине N 52, скважине N 23, поликлинике.
Истцом представлен акт обследования сети водопровода 2Д315 микрорайона "Звездный", согласно которому комиссией в составе представителей администрации, МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский, ООО "Вера" 26.07.2018 произведен осмотр водопроводной сети 2Д315, в результате которого выявлено: в камере N 36 основного трубопровода имеется врезка на котельную и отвод на камеру N 18, от которой трубой диаметром 110 мм произведена врезка на палаточный городок. В акте обследования отражено, что палаточный городок расположен на землях, принадлежащих ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", о существующей врезке ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" не уведомляло ресурсоснабжающую организацию, прибор учета на палаточный городок и котельную отсутствует.
Полагая, что ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" осуществлено самовольное присоединение к сетям водопровода, истец произвел доначисление за поставку холодного водоснабжения и приемку сточных вод на объект студенческий городок в соответствии с пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
В связи с передачей комплекса котельной (ГП-201) в собственность муниципального образования ЗАТО Циолковский истец полагает, что обязанность по оплате водоснабжения и водоотведения в отношении указанного объекта за период с 14.05.2018 по 25.05.2018 в размере 26 633,47 руб. подлежит взысканию с администрации ЗАТО Циолковский.
Претензиями от 27.11.2017 N 356, от 19.03.2018 N 66, от 05.04.2018 N 88, от 10.05.2018 N 129 ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" предложено оплатить задолженность по поставке холодной воды и приемке сточных вод по договору от 16.03.2018 N 171-1610-10-ХОЗ в указанные в претензиях сроки.
Отсутствие оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение явилось основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" требований, обоснованно исходил из следующего.
Сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договор холодного водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении физическое или юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, является абонентом.
Таким образом, абонентом является физическое или юридическое лицо, объекты капитального строительства которого подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными настоящими Правилами для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. После ввода в эксплуатацию объекта строительства договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства с лицом, обладающим законными правами на объекты капитального строительства, подключенные к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как установлено судом, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" не является собственником объектов микрорайона "Звездный", которые технологически присоединены к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" велось строительство объектов ГП N 5, 6, 7, 15, 4, 14 микрорайона "Звездный", при этом законченные строительством объекты были введены в эксплуатацию и переданы застройщиком заказчику - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в разные периоды времени по актам приемки законченных строительством объектов от 29.12.2015 N АИ-699, от 29.12.2015 N АИ-698, от 14.06.2016 N 430, от 14.06.2016 N 429, от 08.12.2016 N 1075, от 30.06.2017 N 299, от 18.09.2017 N 322, от 10.10.2017 N 331, от 24.10.2017 N 338, от 20.06.2017 N 297.
Договор от 16.03.2018 N 171-1610-10-ХОЗ заключен МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский с ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" как с застройщиком объекта, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается сторонами.
Водоснабжение и водоотведение строящихся объектов ГП N 5, 6, 7, 15, 4, 14 осуществлялось с насосной станции N 101, вахтового городка со скважины N 52, рабочего общежития и котельной со скважины N 23.
Обязательство ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" как застройщика, по передаче построенных объектов ГП N 5, 6, 7, 15, 4, 14 фактически исполнено 29.12.2015, 14.06.2016, 08.12.2016, 30.06.2017, 18.09.2017, 10.10.2017, 24.10.2017, 20.06.2017.
В последующем указанные объекты недвижимости переданы в собственность муниципального образования ЗАТО Циолковский на основании Распоряжений ТУ Росимущества в Амурской области и актов приема-передачи имущества.
Таким образом, конечными потребителями являлись собственники объектов недвижимости, в том числе граждане, проживающие в домах, находящихся в управлении управляющей компании ФГУП "ЦЭНКИ", которые в силу прямого указания закона, в частности статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 8 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" являются исполнителями коммунальных услуг для граждан и потребителями для ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие договорных отношений между МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский и конечными потребителями, как верно указал суд первой инстанции, само по себе не исключает обязанность потребителей произвести оплату фактически потребленного коммунального ресурса.
Представленными в материалы дела письмами ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" от 04.04.2018 N 38/47-ШФ, от 16.05.2018 N 38/3967, от 29.05.2018 N 38/291-ШД, подтверждается, что в спорный период с октября 2017 года по май 2018 года застройщиком осуществлялось строительство объекта жилищного фонда - ГП 26 и фактическое потребление услуг по водоснабжению и водоотведению для собственных нужд в отношении офиса, вахтового городка (скважина N 52), рабочего общежития и котельной (скважина N 23), поликлиники.
Материалами дела подтверждается, что приборы учета, установленные на водонасосной скважине N 52, водонасосной скважине N 23, поликлинике, были введены в эксплуатацию, отвечали техническим требованиям, обеспечивающим учет потребления ресурса в границах его эксплуатационной ответственности.
Показания счетчиков зафиксированы в актах о снятии показаний приборов учета энергоресурсов, в ведомостях учета холодного водоснабжения и водоотведения.
Поскольку ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" не обладает статусом управляющей организации в отношении объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры микрорайона "Звездный", в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении законченных строительством объектов, водоснабжение которых осуществлялось с водонасосной станции N 101, не являлось, поэтому учет водоснабжения и водоотведения в отношении объектов, используемых ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" для собственных нужд, осуществляемых по приборам учета, установленным на границе раздела эксплуатационной ответственности на водонасосной скважине N 52, водонасосной скважине N 23, поликлиники, не противоречит действующему законодательству.
В силу предписаний статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По расчету истца размер задолженности ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 исходя из показаний приборов учета, установленных на скважине N 52, скважине N 23, поликлинике, составляет 185 626,14 руб.
Поставка холодной воды и водоотведение с октября 2017 года по май 2018 года оплачена ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в полном объеме платежными поручениями от 01.12.2017 N 16823, от 29.01.2018 N 881, от 09.04.2018 N 4201.
Ссылки МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский на то, что построенный ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" студенческий городок самовольно присоединен к системам водоснабжения и канализации, и самовольно пользовалось данными системами, обосновано отклонены судом первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно акту обследования сети водопровода 2Д315 микрорайона "Звездный", составленному комиссией в составе представителей администрации, МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский, ООО "Вера" 26.07.2018, в камере N 36 основного трубопровода имеется врезка на котельную и отвод на камеру N 18, от которой трубой диаметром 110 мм произведена врезка на палаточный городок; палаточный городок расположен на землях, принадлежащих ФГУП "ГВСУ по специальным объектам"; о существующей врезке ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" не уведомляло ресурсоснабжающую организацию, прибор учета на палаточный городок и котельную отсутствует.
Вместе с тем, доказательств соблюдения МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский порядка оповещения ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" о предстоящей проверке, обследовании сети водопровода 2Д315 микрорайона "Звездный" и проведения 26.07.2018 самого обследования, предусмотренного пунктами 147,148,149 Правил N 644, в материалы дела не представлено.
Акт обследования сети водопровода 2Д315 микрорайона "Звездный" от 26.07.2018 составлен без участия представителя ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".
Однако, вопросы, связанные с предварительным уведомлением абонента о предстоящей проверке (не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования), обстоятельства проведения проверок и соблюдение законодательно установленного порядка таких проверок имеют существенное значение для принятия в качестве допустимых доказательств выявленных нарушений и актов, составленных по их результатам.
Таким образом, акт обследования сети водопровода 2Д315 микрорайона "Звездный" от 26.07.2018 составлен с нарушением действующего законодательства и не может являться допустимым доказательством самовольного присоединения ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" к системам водоснабжения и канализации.
Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих обстоятельства, указанные в акте обследования от 26.07.2018, в деле не имеется.
Материалами дела не подтверждено, что врезка на студенческий городок осуществлена именно для нужд ФГУП "ГВСУ по специальным объектам". Доказательств нахождения на балансе ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" на каком-либо праве студенческого городка не имеется. Сведения о конечном потребителе энергоресурса, поставляемого в студенческий городок, также отсутствуют.
При этом, как верно указал суд первой инстанции возможное нахождение в собственности ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" водопроводных сетей, технологически присоединенных к централизованным сетям водопровода, через которые осуществляется водоснабжение объектов строительства, не порождает у ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" обязанности по оплате всего поставленного в микрорайон "Звездный" объема отпущенной воды и водоотведения. При наличии права собственности у ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" на сети может являться транзитной организацией, которая в силу пункта 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении не вправе препятствовать транспортировке воды и приему по канализационным сетям сточных вод в целях обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения конечным потребителям. Наличие права собственности у ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" на сети может быть основанием для возложения на него обязанности по их содержанию.
Поскольку предъявленный к взысканию размер задолженности за поставку холодной воды и водоотведение с октября 2017 года по май 2018 года, рассчитанный исходя из показаний приборов учета, оплачен ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в полном объеме, а доказательства самовольного подключения ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" к водоснабжению истцом вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворения требований, заявленных к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".
Требования искового заявления о взыскании с администрации ЗАТО Циолковский задолженности за оказание услуг водоснабжения за период с 14.05.2018 по 25.05.2018 в размере 26 633,47 руб. оставлены судом первой инстанции без рассмотрения с чем также соглашается и апелляционная инстанция.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
По смыслу указанной правовой нормы претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора подразумевает процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон.
При рассмотрении вопроса соблюдения претензионного порядка суд исходит из того, что под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты прав, которая заключается в попытке урегулирования спора до его передачи на рассмотрение в суд.
Доказательствами соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком являются копия претензии и документы, подтверждающие ее направление ответчику. К числу последних относятся почтовая квитанция (при отправке документов заказным или ценным письмом), заверенная выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу) либо копия самой претензии, содержащая отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично).
Соблюдение претензионного порядка разрешения спора подразумевает собой не просто формальное направление требования другой стороне, а предоставление ей возможности в установленный законом срок разрешить обращение заявителя и дать на него мотивированный ответ, претензионный порядок урегулирования спора должен иметь своей целью реальное разрешение возникшего спора между участниками гражданских правоотношений до обращения в суд, а не формальное соблюдение условий договора или требований закона, претензия должна содержать требование соотносящееся с предметом спора, претензия должна содержать указание на вид (виды) требований, предъявляемых кредитором (истцом) к должнику (ответчику), на размер этих требований, на основание возникновения этих требований, под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством.
Указанное требование (претензия) облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, оплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.), обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
МУП "Водоканал" ЗАТО Циолковский не представлены доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в части исковых требований к администрации ЗАТО Циолковский, а именно документы, подтверждающие направления претензий (требований об уплате взыскиваемой задолженности) в адрес данного юридического лица.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно оставил исковые требования, заявленные к администрации ЗАТО Циолковский без рассмотрения.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 30.10.2018 по делу N А04-4074/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" ЗАТО Циолковский Амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4074/2018
Истец: МУП "Водоканал" ЗАТО Углегорск
Ответчик: ФГУП "Главное военное-строительное управление по специальным объектам"
Третье лицо: Администрация закрытого административно-территориального образования Циолковский ", ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Амурской обасти, ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры"