г. Пермь |
|
15 января 2024 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 24 октября 2023 года
по делу N А50П-477/2023
по иску публичного акционерного общества "Россети Урал" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1225900022567, ИНН 5981010782)
об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Урал", далее - истец, ПАО "Россети Урал") обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с исковым заявлением к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 24 октября 2023 года (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2023) исковые требования удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы на 2023 год по договорам аренды от 31.03.2004 N 613, от 05.11.2008 N 107/08, с учетом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 81:07:0098001:7; 81:07:0102008:2, утвержденной Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края от 04.10.2022 N31-02-1-4-1901 без применения коэффициента индексации, установленного на 2023 год в размере 1,2945.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что учет инфляции производится путем умножения размеров арендной платы на коэффициент индексации вне зависимости кадастровой стоимости земельных участков; кроме того, пояснил, что кадастровая стоимость в 2023 году уменьшилась по сравнению с 2022 годом, следовательно, ссылка истца на повышение кадастровой стоимости является некорректной. По мнению заявителя жалобы, само по себе изменение арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне. Указывает, что Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением N 582, не являются нормативным актом и, следовательно, не являются обязательными к исполнению.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "МРСК Урала" (арендатор) и Администрацией Кудымкарского муниципального округа Пермского края (правопреемник: МО "Городской округ-город Кудымкар", арендодатель) заключены договоры аренды земельных участков:
- от 31.03.2004 N 613, согласно которому арендатору передан во временное пользование со сроком аренды до 28 марта 2034 года земельный участок с кадастровым номером 81:07:0098001:0007, площадью 28263,2 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: г. Кудымкар, ул. Пермяцкая, д.2 для размещения производственной базы ПО Северные электрические сети;
- от 05.11.2008 N 107/08, согласно которому арендатору передан во временное пользование со сроком аренды до 2 октября 2057 года земельный участок с кадастровым номером 81:07:0102008:2, площадью 79 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: г. Кудымкар, ул. Энергетиков, д.3 для размещения складского помещения ПО Северные электрические сети.
Согласно условиям вышеуказанных договоров арендная плата, действующая в течение года подписания договоров, устанавливается в размере, указанном в Приложении N 2 к договорам, а в последующие периоды в размере, указанном в уведомлении о расчете арендной платы в соответствии с пунктом 2.4 настоящих договоров. Уведомления об изменении размера арендной платы вместе с расчетами направляются Арендатору за 15 дней до срока оплаты или вручаются лично. Новый размер арендной платы устанавливается с момента принятия соответствующего нормативного акта.
Годовая арендная плата вносится ежеквартально авансовыми платежами в сроки, указанные в уведомлении согласно п. 2.2 договоров: 1 кв. до 15 марта, 2 кв. до 15 июня, 3 кв. до 15 сентября, 4 кв. до 15 ноября текущего года.
В рамках исполнения вышеуказанных договоров аренды ответчик направил истцу уведомления от 02.02.2023 N 555 (л.д. 20, 21) о размере арендной платы на 2023 год, в соответствии с которыми расчет арендной платы за земельные участки произведен на основании Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (с изм.) и кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края 04.10.2022 N 31-02-1-4-1901 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Пермского края", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков. При этом одновременно в расчете арендной платы ответчиком был применен коэффициент индексации в размере 129,45.
Как указывает истец, согласно данному расчету, истец должен уплатить годовую арендную плату по договору N 613 в размере 458 446,14 руб.. по договору N 107/08 в размере 1724,03 руб.
Не согласившись с указанным размером платы, истец 23.01.2023 направил ответчику письмо с предложением произвести перерасчет арендной платы на 2023 год без применения коэффициента индексации.
Администрацией было направлено в ответ письмо от 21.02.2023 N 1355, согласно которому обществу было отказано в перерасчете со ссылкой на п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, так как пересмотр размера арендной платы в отношении земельных участков осуществляется в связи с инфляцией не чаще одного раза в год.
Неисполнение ответчиком обязанности произвести перерасчет арендной платы за пользование земельными участками явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции с учетом того, что утверждение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2022 году с применением кадастровой стоимости с 01.01.2023 (приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 04.10.2022, в связи с чем не усмотрел оснований для применения коэффициента увеличения, так как повышающий коэффициент при расчете арендной платы подлежит применению со следующего за изменением кадастровой стоимости земельного участка года, то есть с 2024 года, признал обоснованным требование истца о проведении перерасчета арендной платы за 2023 год.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) оспариваемого судебного акта.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Арендная плата по договору является регулируемой, поскольку необходимость ее государственного регулирования установлена законом (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Расчет арендной платы производится собственником на основании кадастровой стоимости земельного участка. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Правила N 582).
В соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 настоящих Правил, не проводится.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582.
Пунктом 11 раздела 3 указанных методических рекомендаций разъяснено, что при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем. Вследствие этого рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например, коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что учет инфляции производится путем умножения размеров арендной платы на коэффициент индексации вне зависимости кадастровой стоимости земельных участков, отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом следующего.
Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за (использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядках, определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК пересмотр размера арендной платы в отношении земельных участков, указанных в ч. 1 ст. 1 данного Закона, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ или другими федеральными законами, осуществляется в связи с инфляцией не чаще одного раза в год.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 237-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2022 году ГБУ "Центром технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" проведена государственная кадастровая оценка земельных участков на территории Пермского края. Результаты оценки утверждены Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 04.10.2022 N 31-02-1-4-1901. Пунктом 5 Приказа определено, что для целей, предусмотренных законодательством РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков применяются с 1 января 2023 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, принимая во внимание, что кадастровая стоимость была утверждена и подлежит применению в измененном размере с 2023 г., пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований и отсутствии оснований для применения коэффициента индексации в 2023 г.
Доводы апеллянта о том, что кадастровая стоимость, установленная на 2023 г., фактически уменьшилась пот сравнению с 2022 г., отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не может изменить принцип и порядок применения утвержденной по результатам кадастровой оценки земельных участков.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 24 октября 2023 года по делу N А50П-477/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
Д.И. Крымджанова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-477/2023
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
Ответчик: Администрация Кудымкарского муниципального округа Пермского края
Третье лицо: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд