Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2019 г. N Ф03-1526/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
06 февраля 2019 г. |
А04-8613/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Движение": не явились ;
от Отдела по вопросам миграции межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Благовещенский": представителя Кузнецовой Т.К.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Движение"
на решение от 17.12.2018 по делу N А04-8613/2018
Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Е.А. Варламовым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Движение"
к Отделу по вопросам миграции межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Благовещенский"
об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - общество, ООО "Движение") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела по вопросам миграции межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Благовещенский" (далее - административный орган, отдел) от 05.10.2018 N 2547/005193 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением суда от 17.12.2018 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 250 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, принятого при неправильном применении норм материального права, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в действующем законодательстве отсутствует правовая норма, которая возлагает обязанности по контролю своевременного выезда с территории Российской Федерации на принимающую сторону.
Административный орган отзыв не представил, но в ходе судебного разбирательства отклонил доводы жалобы; возражений относительно вывода суда о снижении штрафа не высказал.
Общество в заседание суда второй инстанции участия не принимало.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом пояснений представителя отдела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следущему.
Из материалов дела следует, что 02.08.2018 сотрудниками ОВМ МО МВД России "Благовещенский" в рамках взаимодействия совместно с сотрудниками ФСВ Национальной гвардии Российской Федерации и БОП УМВД России по Амурской области проведена проверка мест проживания иностранных граждан по адресу: Амурская область г. Благовещенск Астрахановские луга, тепличный комплекс.
По результатам проверки был выявлен гражданин КНР Жун Шучунь (15.04.1971 года рождения), который 15.07.2018 уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Приглашающей стороной иностранного гражданина выступило ООО "Движение".
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02.08.2018 гражданин КНР Жун Шучунь признан виновным по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа с выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В августе 2018 года административному органу представлены копии документов, послуживших основанием для выдачи российской визы гражданину КНР Жун Шучунь, из которых установлено, что данный гражданин должен был въехать в Российскую Федерацию в период с 05.04.2018 по 27.03.2019 и ООО "Движение" выступало пригашающей стороной для въезда.
Определением ОВМ МО МВД России "Благовещенский" от 08.09.2018 N 2849 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
28.09.2018 в отношении общества составлен протокол N 2547/006035 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ, и 05.10.2018 вынесено постановление N 2547/005193, которым ООО "Движение" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Посчитав постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ, выступает лицо, являющееся приглашающей стороной для иностранного гражданина.
Порядок оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы предусмотрен Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Согласно статье 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.
Согласно пункту 5 статьи 16 этого Закона одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации. Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 21.09.2017 N 735 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно пункту 27 Административного регламента для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче приглашения без использования Единого портала приглашающей стороной представляются лично в подразделение по вопросам миграции, в том, числе, ходатайство, подаваемое на бумажном носителе, гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации
За достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в ходатайстве, приглашающая сторона несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 27.1 Административного регламента).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, в силу требований статьи 25 Закона N 114-ФЗ являются, в частности, приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 25.1 Закона N 114-ФЗ, в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй. 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (статья 25.6).
В силу требований статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что гражданин КНР Жун Шучунь въехал на территорию Российской Федерации 16.04.2018 по многократной визе, период действия которой с 05.04.2018 года по 27.03.2019, которая действует 90 дней из каждых 180 дней. При этом период пребывания данного гражданина на территории Российской Федерации составил более 90 дней, по истечении определенного срока пребывания, то есть до 14.07.2018 гражданин Жун Шучунь территорию Российской Федерации не покинул, чем нарушил статью 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 115.
Общество, являясь приглашающей стороной в отношении гражданина КНР Жун Шучунь, не содействовало выезду иностранного гражданина из Российской Федерации по истечении законного срока его пребывания на указанной территории, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
В силу положений части статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию факта принятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной законодательством обязанности, однако доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку у него имелась реальная возможность для соблюдения установленных требований миграционного законодательства.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные предусмотренные законом основания для привлечения ООО "Движение" к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Учитывая характер совершенного правонарушения, которое посягает на регламентированный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также на порядок по обеспечению реализации единой государственной миграционной политики, арбитражный суд верно отметил, что в данном случае исключается возможность признания совершенного правонарушения малозначительным по части 2.9 КоАП РФ, а также применение к спорным отношениям положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о соразмерности назначенного обществу административного наказания суд первой инстанции с учетом части 3 статьи 4.1. КоАП РФ, исходя из принципа соразмерности и справедливости назначения наказания, принимая во внимание, что ООО "Движение" является микропредприятием, наличия у общества статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, с целью недопустимости необоснованного подавления экономической инициативы хозяйствующего субъекта и избыточного ограничения прав юридического лица, соблюдение баланса частных и публичных интересов, посчитал возможным снизить размер наложенного на общество административного штрафа до 250 000 руб.
Судебная коллегия полагает, что назначенное административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.12.2018 по делу N А04-8613/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8613/2018
Истец: ООО "Движение"
Ответчик: МО МВД России "Благовещенский", Отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД РФ "Благовещенский" (ОВМ МО МВД России "Благовещенский"), Отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Благовещенский" (ОВМ МО МВД России "Благовещенский")
Третье лицо: Калечикова Инна Леонидовна