Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2019 г. N Ф05-7910/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А40-216477/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Н.В. Юрковой, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.И. Валежной,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А40-216477/17 по иску Специализированной некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (ОГРН 1143926013846) к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (ОГРН 1035006114208), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) о взыскании 4 084 920 руб. 46 коп., госпошлины в размере 43 425 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: Орлова М.Д. по доверенности от 25.12.2018
от ответчика 2: Гуляев П.В. по доверенности от 12.12.2018
УСТАНОВИЛ:
Специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России о взыскании задолженности о взыскании задолженности в размере 4 084 920 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.03.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 09.07.2018 апелляционный суд в соответствии с п. 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, установив, что дело было рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие доказательств надлежащего извещения ответчика о рассмотрении спора. При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене по безусловным основаниям в соответствии с п. 2 ч.4. ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся документам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Российская Федерация является собственником 522 помещений в многоквартирных ломах, расположенных на территории Калининградской области, которые закреплены на праве оперативного управления за федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника того имущества.
Учитывая положения указанных норм, право оперативного управления является вещным правом и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества аналогичные обязанностям собственника.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание ремонт жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При переходе права ответственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы, утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 N 826, была опубликована "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16.12.2014 и в газете Калининградская правда" от 17.12.2014 N 233 (приложение "Официальный вестник Правительства Калининградской области").
Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возникла у ответчика с 01.09.2015.
Согласно части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законами Калининградской области от 26.12.2013 N 293, от 18.12.2015 N 493, от 19.12.2016 N 42 минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2015, 2016, 2017 годы установлен в сумме 5 рублей 90 копеек на один квадратный метр обще площади помещения многоквартирного дома.
ФКР КО создано в соответствии с частью 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства Калининградской области от 26.02.2014 N 7-пр в качестве регионального оператора, осуществляющего в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании бонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 - Жилищного кодекса Российской Федерации сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается не исполнение ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 в сумме 4 084 920 руб. 46 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственник соответствующего имущества, закрепленного за учреждением, при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1 и подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве бороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Таким образом, от имени Российской Федерации правомочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за Вооруженными Силами, осуществляет Минобороны России.
Апелляционный суд учитывает, что по ходатайству ответчика судебное заседание откладывалось в связи с проведением совместной сверки расчетов между истцом и ФГКУ "Специальное ТУИО", а также в связи с намерением стороны рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения.
Согласно пояснениям ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Специализированной некоммерческой организацией Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в адрес ответчика направлены выверенные перечни спорных помещений и счета на оплату взносов на капитальный ремонт, после получения которых ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России обязуется направить указанные счета собственнику помещений - Минобороны России для их последующей оплаты, что, в том числе, подтверждается перепиской сторон, представленной в материалы дела (л.д. 30,31 том 2).
Между тем, доказательств исполнения обязательств по оплате не представлено.
При этом ответчиками возражений по суммам предъявленных требований не заявлено.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании изложенного, учитывая отсутствие доказательств, освобождающих ответчика от обязанности по оплате спорных денежных средств, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 в размере 4 084 920 рублей 46 копеек, при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казнь Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 162-171, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2018 по делу N А40-216477/17 отменить.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в пользу специализированной некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 в размере 4 084 920 рублей 46 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 425 рублей 00 копеек.
При недостаточности денежных средств у федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны для уплаты специализированной некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 в размере 4 084 920 рублей 46 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 43 425 рублей 00 копеек взыскать с Российское Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казнь Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 в размере 4 084 920 рублей 46 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 43 425 рублей 00 копеек.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216477/2017
Истец: СПЕЦ* НЕКОММЕР* ОРГАН* КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛ* ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, ФКР Калининградской области
Ответчик: Министерство обороны, МО РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны РФ, ФГКУ СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО МО