Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2019 г. N Ф05-6784/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А40-140498/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КБ "Межрегионбанк" в лице конкурсного управляющего ГК АСВ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2018 по делу N А40-140498/18(2-1172), принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "КБ "Межрегионбанк" в лице конкурсного управляющего ГК АСВ
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: ИФНС России N 1 по г. Москве
о признании незаконным решения N 171048 от 15.12.2017,
при участии:
от заявителя: |
Коноплева М.С. по дов. от 28.12.2018; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Коммерческий банк "Межрегионбанк" (ООО) в лице конкурсного управляющего ГК АСВ (далее - заявитель, Банк) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве (далее - заинтересованное лицо, ответчик) от 15.12.2017 N 171048 об исключении ООО "Стройкомплект" из Единого государственного реестра юридических лиц; признании недействительной запись за ГРН 7187747265908 о прекращении деятельности ООО "Стройкомплект" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2018 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы КБ "Межрегионбанк" (ООО).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2016 г. по делу N А40-219930/2015 КБ "Межрегионбанк" (ООО) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2016 г. по делу N А40- 219930/2015 признаны недействительными взаимосвязанные сделки (платежи), совершенные КБ "Межрегионбанк" (ООО) в пользу ООО "Стройкомплект", а также с ООО "Стройкомплект" в пользу КБ "Межрегионбанк" (ООО) взысканы денежные средства в размере 65 029 990,60 руб.
06 декабря 2016 г. Арбитражным судом г. Москвы КБ "Межрегионбанк" (ООО) выдан исполнительный лист ФС N 015768718 в отношении ООО "Стройкомплект" во исполнение Определения Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2016 г. по делу N А40-219930/2015.
18 февраля 2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве на основании исполнительного листа ФС N 015768718 возбуждено исполнительное производство N 10881/17/77055-ИП в отношении ООО "Стройкомплект".
По состоянию на 09 апреля 2018 г. ООО "Стройкомплект" не исполнило свои обязательства по погашению указанной выше задолженности перед КБ "Межрегионбанк".
Также заявителем установлено, что Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 7187747265908 о прекращении деятельности ООО "Стройкомплект" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации, Закон N 129-ФЗ).
Посчитав, что исключение из ЕГРЮЛ сведений о ООО "Стройкомплект" нарушает права и законные интересы заявителя, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы апелляционной жалобы заявителя, считает их несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В силу ст. 11, п. 3, 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
При этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Системное толкование приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что при осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должны подлежать не записи о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, которые не являются индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержат властных предписаний и запрещений, не носят разового характера, поскольку относятся к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляют собой систему записей, обжалование или изменение которых, не предусмотрено законом, а решения о государственной регистрации, принимаемые по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Изложенное свидетельствует о том, что требование заявителя о признании незаконным внесение записи об исключении сформулировано с нарушением положений ст. ст. 12, 13 ГК РФ 198, 199 АПК РФ.
В связи с этим, при наличии соответствующих оснований недействительным может быть признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, а не сама запись, произведенная на основании такого решения.
В отношении решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 171048 от 15.12.2017, на основании которого была внесена запись за ГРН 7187747265908 от 09.04.2018, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что основания для признания вышеуказанного решения недействительным отсутствуют, в силу следующего.
По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено, что в МИФНС N 46 из ИФНС России N 1 по г. Москве поступили Справка N 115935- О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, и Справка N 115935-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
15.12.2017 МИ ФНС N 46 по Москве было принято Решение N 171048 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" из ЕГРЮЛ.
20.12.2017 сведения о предстоящем исключении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр. 2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ".
09.04.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 7187747265908 в отношении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Так как все признаки, указанные в п. 1 ст. 21.1. Закона N 129-ФЗ, имелись на момент принятия решения, и возражения от заинтересованных лиц не поступили в МИ ФНС N46, решение МИ ФНС N46 от 15.12.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" из ЕГРЮЛ, не может быть признано незаконным.
Каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), которые в силу ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявителем не приведено.
Налоговый орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, Заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об ООО "Стройкомплект" и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Стройкомплект" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "Стройкомплект" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО "Стройкомплект" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Таким образом, при отсутствии доказательств нарушения прав заявителя исключением ООО "Стройкомплект" из ЕГРЮЛ, пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ применен быть не может.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежали.
В силу ч. 1 п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме.
В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Таким образом, в случае последующего нахождения имущества должника, заявитель будет вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2018 по делу N А40-140498/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140498/2018
Истец: ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "МЕЖРЕГИОНБАНК"
Ответчик: МИФНС N 46 по г.Москве
Третье лицо: ИФНС России N1 по гор.Москве