Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2019 г. N Ф05-6816/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А41-66969/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Знаменское" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2018 по делу N А41-66969/2018 (судья Бирюков Р.Ш.).
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Знаменское" - Шведков Д.А. (до и после перерыва) (доверенность от 03.12.2018); Ротков С.Г. (до и после перерыва) (доверенность от 01.09.2018);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсов А.В. (до перерыва) (доверенность от 25.12.2018 N 430-Д);
Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Семионичев А.С. (до и после перерыва) (доверенность от 10.01.2019 N 28Исх-18/11-28).
Закрытое акционерное общество "Знаменское" (далее - ЗАО "Знаменское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 10.04.2018 N МО-18/РКФ-164508,
- об обязании Управления Росреестра изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:12, площадью 624 638,86 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Рузский р-н, земли АО "Октябрьское", вблизи д. Ватулино, с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения,
- о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 10.04 2018 N МО-18/РКФ-164454,
- об обязании Управления Росреестра изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:13, площадью 226 346 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Рузский р-н, д. Тишино с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Рузского городского округа Московской области (далее - Администрация, третье лицо), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (в настоящее время - Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области) (далее - Комитет, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.11.2018 (резолютивная часть объявлена 30.10.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ЗАО "Знаменское" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права. Так, податель жалобы настаивает на том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:00402106:12 и 50:19:00402106:13 не являются сельскохозяйственными угодьями, поскольку на данные земельные участки установлен градостроительный регламент. Также отмечает, что в связи с вынесением постановлений Администрации сельского поселения Старорузское от 27.11.2014 N N 630 и 632 вид разрешенного использования земельных участков изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта". Ссылается на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017 N 131/12 земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:00402106:12 и 50:19:00402106:13 расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), при исключении этих земельных участков из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий автоматически переходят в территориальную зону сельскохозяйственного производства (СХ-3).
В судебном заседании от 24.01.2019 был объявлен перерыв до 29.01.2019.
От третьего лица поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Администрации не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Администрации.
В судебном заседании до и после перерыва представители заявителя настаивали на доводах апелляционной жалобы. До перерыва в судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. После перерыва представитель Комитета указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 50:19:0040210:12, площадью 624 638 кв. м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", расположенного относительно ориентира в границах участка по почтовому адресу: Московская обл., Рузский р-н, земли АО "Октябрьское", вблизи д. Ватулино,
- с кадастровым номером 50:19:0040210:13, площадью 226 346 кв. м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", расположенного относительно ориентира в границах участка по почтовому адресу: Московская обл., Рузский р-н, д. Тишино, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости (л. д. 36-49).
27 ноября 2014 года Администрацией приняты постановления N N 632 и 630 в соответствии с которыми разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта".
Указанное постановление принято на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Старорузское, утвержденных решением представительного органа местного самоуправления от 15.08.2013 N 66/335, согласно которым указанные земельные участки входят в зону ПР-6 "Зона воздушного спорта".
23 марта 2018 года ЗАО "Знаменское" обратилось в Управление Росреестра с заявлениями N N 50-0-1-330/3001/2018-2368 и 50-0-1-330/3001/2018-2371 о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта".
Заинтересованным лицом осуществление государственной регистрации было приостановлено.
10 апреля 2018 года Управление Росреестра уведомлениями N N МО-18/РКФ-164454 и МО-18/РКФ-164508 отказало в снятии приостановления государственного кадастрового учета в связи с тем, что указанные в постановлениях Администрации сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 27.11.2014 N N 632 и 630 виды разрешенного использования земельных участков не соответствуют приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков".
Посчитав отказы незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом частью 4 указанной статьи установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 указанной статьи, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 относятся к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 указанной статьи в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Старорузское 2013 года, а также в соответствии с генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N 55/290, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040210:12 расположен вне границ населенного пункта в трех функциональных зонах: зоне воздушного спорта (С-10), зоне коммунально-складских объектов (П-2), прочие (Р-5), а земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040210:13 расположен вне границ населенного пункта в трех функциональных зонах: зоне воздушного спорта (С-10), зоне индивидуального строительства (Ж-5), зоне зеленых насаждений общего пользования (Р-4).
Между тем на основании Закона Московской области от 28.12.2016 N 184/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района" территории городского поселения Руза, городского поселения Тучково, сельского поселения Волковское, сельского поселения Дороховское, сельского поселения Ивановское, сельского поселения Колюбакинское, сельского поселения Старорузское объединены без изменения границ территории Рузского муниципального района, а городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Рузского муниципального района, наделено статусом городского округа - Рузский городской округ.
В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017 N 131/12 земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции, принимая во внимание, что муниципальное образование сельское поселение Старорузское вошло в состав Рузского городского округа, на территории которого были приняты новые Правила землепользования и застройки территории, обоснованно посчитал, что при определении того к какой территориальной зоне относятся те или иные земельные участки необходимо руководствоваться положениями Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области, утвержденных 16.10.2017.
Также арбитражный суд первой инстанции верно исходил из того, что согласно Перечню особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 N 104/5, земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 относятся к особо ценным сельскохозяйственным угодиям.
То обстоятельство, что постановлением Правительства Московской области от 04.12.2018 N 908/42 земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 исключены из особо ценных сельскохозяйственных угодий, не влияет на законность обжалуемого судебного акта, так как названное постановление принято после вынесения обжалуемого решения.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Данный вывод также подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, согласно которому зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, до принятия специального законодательства, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых только в границах населенных пунктов.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как указывалось ранее, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, что подтверждается постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 N 104/5, а также Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017.
Данные нормативные правовые акты в части отнесения спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям не отменены, не оспорены в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции верно указал, что в настоящее время невозможно изменить вид разрешенного использования данных земельных участков путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта".
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве верных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Также подателю жалобы подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная на основании чека-ордера от 29.11.2018 государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2018 по делу N А41-66969/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Знаменское" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Знаменское" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании чека-ордера от 29.11.2018 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66969/2018
Истец: ЗАО "Знаменское"
Ответчик: Росреестр
Третье лицо: Администарция Рузского ГО МО, Главное управление архитектуры и градостроительства МО, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии