Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2019 г. N Ф02-1932/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А33-26223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Зеленый город"): Григорьевой О.В., представителя на основании доверенности от 29.01.2019, Лукашенко М.В., представителя на основании доверенности от 09.01.2019,
от ответчика (Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края): Колосовой Т.В., представителя на основании доверенности от 28.12.2018 N Д-226,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Росттех"): Антоновой А.В., представителя на основании доверенности от 21.01.2019 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленый город"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" ноября 2018 года по делу N А33-26223/2018, принятое судьей Федориной О.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленый город" (ИНН 2452032499, ОГРН 1062452019960, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края (ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148, далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Росттех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714, далее - ответчик) о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Железногорской технологической зоне на территории Красноярского края, о признании недействительным соглашения от 06.08.2018 N 11 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Зеленый город" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- выводы суда первой инстанции о том, что по критерию обеспеченности подлежит оценке наличие у участника конкурсного отбора во владении объектов по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора не на момент проведения конкурсного отбора, а на момент дальнейшей деятельности в качестве регионального оператора, не основаны на законе;
- при оценке представленного ООО "Росттех" договора аренды оборудования (комплекс сортировки ТБО), заключенного на срок с 01.07.2018 по 01.07.2029, конкурсной комиссией не было принято во внимание, что указанный договор, имеющий силу акта приме-передачи, заключен в г. Москва, по условиям договора доставка оборудования на территорию Железногорской технологической зоны осуществляется арендатором, однако документы, подтверждающие доставку оборудования отсутствуют; при этом по критерию обеспеченности при оценке заявки N 2 и заявки N 3 ООО "Зеленый город" в связи с нахождением оборудования в г.Бресте было присвоено 0 баллов, ООО "Росттех" несмотря на нахождение оборудования в г.Москва и отсутствие оборудования во владении на 29.06.2018 было присвоено 30 баллов;
- договор аренды оборудования от 24.04.2018 N 1/ЭК и договор безвозмездного пользования имуществом от 24.04.2018 N 2018-04-02 не подтверждают нахождение объектов ООО "Росттех" в границах Железногорской технологической зоны.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней обстоятельствами, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
ООО "Росттех" письменный мотивированный отзыв по доводам апелляционной жалобы в апелляционный суд не представило.
В судебном заседании представители заявителя изложили доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчиков изложили возражения на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - распечатки с сайта с фотографией комплекса по термическому обезвреживанию опасных отходов.
Представители ответчиков возразили против удовлетворения заявленного ходатайства.
Апелляционный суд, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил отказать в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства в связи с отсутствием обоснования невозможности представления данного дополнительного доказательства в суд первой инстанции; кроме того, сайт компании является общедоступным ресурсом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый город" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062452019960.
30.03.2018 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) организатором конкурса - Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края размещено извещение N 300318/25833875/03 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края (лот N 6).
На момент окончания срока подачи заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края поступило 3 заявки: от МП ЗАТО Железногорск Красноярского края "Комбинат благоустройства" (заявка N 1), ООО "Зеленый город" (заявка N 2) и ООО "РОСТТЕХ" (заявка N 3). 18.06.2018 конкурсной комиссией произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе, что зафиксировано в протоколе от 18.06.2018 N 1.
25.06.2018 состоялось рассмотрение заявок на участие в конкурсном отборе. Конкурсная комиссия пришла к выводу, что все три заявки соответствуют требованиям конкурсной документации, заявки допущены к участию в конкурсном отборе. Данные обстоятельства зафиксированы в соответствующем протоколе от 25.06.2018 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края.
29.06.2018 конкурсной комиссией присвоены баллы по критериям оценки и сопоставления заявок:
Критерии конкурсного отбора |
Приведенная стоимость услуги регионального оператора |
Критерий качества услуги регионального оператора |
Общее количество баллов, набранных заявителем |
||||||
Надежности |
Оперативности |
Открытости |
Исполнительности |
Мощности |
Квалифицированности |
Обеспеченности |
|||
Максимальное количество баллов по критерию |
25 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
30 |
|
Заявка N 1 |
0,57 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
0 |
45,57 |
Заявка N 2 |
9,55 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
0 |
6 |
0 |
30,55 |
Заявка N 3 |
7,268 |
2 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
30 |
82,27 |
По итогам оценки заявки участников конкурсного отбора, комиссией заявке N 3 (ООО "Росттех") присвоен первый номер, заявке N 1 (МП ЗАТО Железногорск Красноярского края "Комбинат благоустройства") присвоен второй норме, заявке N 2 (ООО "Зеленый город) присвоен третий номер. Победителем конкурсного отбора признана заявка N 3 (ООО "Росттех").
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе от 29.06.2018 N 3 о результатах конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края.
Приказом заместителя министра Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13.07.2018 N 1-1405-од ООО "Росттех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
13.07.2018 между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Росттех" заключено соглашение N 11 об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края.
Не согласившись с результатами проведения конкурсного отбора, полагая, что конкурсный отбора проведен с нарушение норм действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы общества, ООО "Зеленый город" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску заинтересованного лица торги могут быть признаны судом недействительными, если они проведены с нарушением правил, установленных законом. Согласно пункту 2 данной статьи последствием признания торгов недействительными является недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101, основанием для признания торгов недействительными могут выступать существенные нарушения процедуры (правил) их проведения, установленной законом, которые могли привести к неправильному определению результатов торгов. При обращении с заявлением о признании торгов недействительными заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов допущенным нарушением установленного порядка проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации связывают признание торгов недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Таким образом, перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого конкурсного отбора, а также об отсутствии оснований для удовлетворения требований о призвании недействительным соглашения от 06.08.2018 N 12.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами арбитражного суда на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 30.03.2018 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) организатором конкурса - Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края размещено извещение N 300318/25833875/03 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края (лот N 6).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Абзац 26 статьи 1 Закона об отходах определяют, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) часть 2 статьи 24.6 Закона об отходах).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона об отходах).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (часть 7 статьи 24.6 Закона об отходах).
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров (часть 10 статьи 24.6 Закона об отходах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N1156).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" утверждены "Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N881), которые устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - региональный оператор, конкурсный отбор), требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе (далее - заявка).
Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе. Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок (пункты 10,11 Правил N 881).
Подпункт "б" пункта 19 Правил N 881 предусматривает, что участник конкурсного отбора должен соответствовать, в том числе следующему обязательному требованию: наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.
Пункт 20 Правил N 881 предусматривает, что критериями оценки и сопоставления заявок являются:
а) приведенная стоимость услуги регионального оператора; б) качество услуги регионального оператора.
В пункте 21 Правил N 881 установлено, что критериями качества услуги регионального оператора являются: а) критерий надежности - количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год; б) критерий оперативности - срок рассмотрения обращений потребителей услуги регионального оператора; в) критерий открытости - наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты; г) критерий исполнительности - срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением.
При первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную пунктами 69 - 75 настоящих Правил (пункт 68 правил N 881).
При этом пункт 22 Правил N 881 предусматривает, что в случае, предусмотренном пунктом 68 настоящих Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить следующие дополнительные критерии качества услуги регионального оператора: а) критерий мощности б) критерий квалифицированности; в) критерий обеспеченности г) критерий экологичности.
Заявки представляются по форме и в порядке, в сроки и в месте, которые указаны в документации об отборе (пункт 24 Правил N 881).
Пункт 26 Правил N 881 предусматривает, что заявка содержит: д) документы и сведения, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участникам конкурсного отбора; ж) расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора; и) значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.
Как указывалось ранее организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную пунктами 69 - 75 настоящих Правил.
Положения пунктов 69-75 Правил N 881 предусматривают, что оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора и в порядке, которые установлены документацией об отборе. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
Лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.
На основании оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер.
Победителем конкурсного отбора признается участник конкурсного отбора, чьей заявке присвоен первый номер.
В случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев конкурсного отбора предложены несколькими участниками конкурсного отбора, указанные заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем конкурсного отбора становится участник, направивший заявку раньше.
Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания ею протокола рассмотрения заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.
Участникам конкурсного отбора направляются уведомления о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания соответствующего протокола.
В соответствии с положениями пункта 3.4.8 документации о конкурном отборе регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края (лот N 6) (приложение N 1 к приказу министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.05.2018 N 1/1003-од) (далее - документация о конкурсном отборе) в состав заявки должна входить заполненная форма заявки, представленная в приложении N 10/2 к документации о конкурсном отборе, а также значения критериев качества оказания услуги, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.
Пункт 8.1 документации о конкурсном отборе предусматривает критерии оценки и сопоставления заявок конкурсного отбора:
- приведенная стоимость услуги регионального оператора; качество услуги регионального оператора.
Пункт 8.2 документации о конкурсном отборе, предусматривает критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величину значимости. В представленной таблице указаны в том числе следующие критерии качества услуги:
- критерий мощности, данный критерий оценивается по наличию, либо отсутствию и дает 24 балла - в случае наличия возможности осуществления такой деятельности, либо наличия государственного контракта, 0 балов - в случае отсутствия возможности осуществления такой деятельности, либо отсутствия государственного контракта.
- критерий обеспеченности, данный критерий оценивается по наличию, либо отсутствию и дает 30 баллов - в случае владения такими объектами или наличия обязательств, 0 баллов - в случае отсутствия таких объектов или обязательств.
Судом первой инстанции установлено, что 25.06.2018 состоялось рассмотрение заявок на участие в конкурсном отборе. Конкурсная комиссия пришла к выводу, что все три заявки соответствуют требованиям конкурсной документации, заявки допущены к участию в конкурсном отборе. Данные обстоятельства зафиксированы в соответствующем протоколе от 25.06.2018 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края.
29.06.2018 конкурсной комиссией присвоены баллы по критериям оценки и сопоставления заявок:
Критерии конкурсного отбора |
Приведенная стоимость услуги регионального оператора |
Критерий качества услуги регионального оператора |
Общее количество баллов, набранных заявителем |
||||||
Надежности |
Оперативности |
Открытости |
Исполнительности |
Мощности |
Квалифицированности |
Обеспеченности |
|||
Максимальное количество баллов по критерию |
25 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
30 |
|
Заявка N 1 |
0,57 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
0 |
45,57 |
Заявка N 2 |
9,55 |
5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
0 |
6 |
0 |
30,55 |
Заявка N 3 |
7,268 |
2 |
2,5 |
2,5 |
5 |
24 |
6 |
30 |
82,27 |
По итогам оценки заявки участников конкурсного отбора, комиссией заявке N 3 (ООО "Росттех") присвоен первый номер, заявке N 1 (МП ЗАТО Железногорск Красноярского края "Комбинат благоустройства") присвоен второй норме, заявке N 2 (ООО "Зеленый город) присвоен третий номер. Победителем конкурсного отбора признана заявка N 3 (ООО "Росттех").
При этом протокол о результатах проведения конкурсного отбора является документом, подтверждающим присвоение победителю конкурсного отбора статуса регионального оператора. Аналогичная позиция отражена в письме Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06.
При апелляционном рассмотрении дела заявитель ссылается на то, что комиссией неверно присвоены баллы по критериям оценки и сопоставления заявок по критерию обеспеченности.
В отношении критерия мощности и призвании арбитражным судом необоснованности присвоения 0 баллов заявке N 2 (ООО "Зеленый город"), выводы суда первой инстанции заявителем не опарываются, ответчики в отношении указанного вывода суда первой инстанции возражений не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Критерий обеспеченности подразумевает под собой владение объектами по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на законных основаниях или наличие обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти Красноярского края или органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 3 таблице N 1 Постановления Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п "Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы" к Железногорской технологической хоне относятся следующие муниципальные образования: ЗАТО Железногорск, городской округ Сосновоборск.
Как следует из материалов дела и приложении N 1 (расчет критериев конкурсного отбора оценки и сопоставления заявок) к протоколу N 3 от 29.06.2018, по критерию обеспеченности ООО "Зеленый город" указало "наличие", в качестве документа подтверждающего такое наличие представило договор поставки мобильной мусоросортировочной станции МСС-5000.
При этом комиссией при оценке и сопоставлении заявки сделан вывод о том, что обществом не представлена информация по владению объектом, отсутствует лицензия на обработку отходов.
Судом первой инстанции было установлено, что отсутствие лицензии на обработку отходов не является основанием для присвоения 0 баллов по критерию обеспеченности. Апелляционный суд поддерживает указанный вывод арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Зеленый город" представило лицензию N 024 00225 от 22.03.216 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов III класса опасности, сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
Данная лицензия соответствует требованиям пункта 19 Правил N 881 и аналогичным требованиям пункта 2.1.2 документации о конкурсном отборе, так как в данных пунктах прямо указано на то, что достаточно предоставление лицензии с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции в качестве документального подтверждения соответствия ООО "Зеленый город" требованиям критерия обеспеченности, общество представило договор поставки от 05.02.2018 N 439, заключенного в г.Брест между частным производственно-торговым унитарным предприятием "Сифания-Экотехника" (поставщик) и ООО "Зеленый город" (покупатель) (далее - договор поставки N439)
В соответствии с пунктом 1.1 названного договора, поставщик обязуется изготовить и передать покупателю мобильную мусоросортировочную станцию МСС-5000 (оборудование), а покупатель обязуется оплатить и принять его, в соответствии с условиями настоящего договора.
Поставка оборудования осуществляется на условиях EXW (франко завод) производитель по адресу: Республика Беларусь, г.Брест, ул.Пионерская, 52, в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС 2010. В случае изменения условий поставки, поставщик и покупатель подписывают соответствующее дополнительное соглашение регламентирующее поставку (пункт N 1.3 договора поставки N 439).
Поставщик обязуется изготовить и испытать оборудование в течение 40-45 рабочих дней со дня поступления предоплаты (пункт 4.1). Отправка оборудования осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом по реквизитам, указанным покупателем (пункт 4.3). Право собственности на оборудование переходит от поставщика к покупателю после его приемки покупателем на складе поставщика (пункт 4.5).
Также представлен акт от 25.04.2018 приема-передачи оборудования к договору от 05.02.2018 N 439, в соответствии с которым покупатель принял мобильную мусоросортировочную станцию МСС-5000. Данный акт также составлен в г.Бресте.
При этом, как следует из приведённого выше правового обоснования, для подтверждения соответствия поданной заявки критерию обеспеченности необходимо подтвердить владение объектами по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно положениям ИНКОТЕРМС 2010 поставка EXW Ex Works (Франко завод) означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.
Таким образом, исходя из условий договора поставки N 439, поставка оборудования осуществлена в г.Брест, в то время, когда зона действия регионального оператора определена как Железногорская технологическая зона на территории Красноярского края.
При этом доказательств того, что оборудование после его приемки по месту нахождения поставщика (г.Брест) было направлено на территорию зоны действия регионального оператора (т.е. на Железногорскую технологическую зону на территории Красноярского края) - в материалы дела не представлено, о наличие таких доказательств не заявлено, указанный договор таких данных не содержит. Равно как и не представлено доказательств, что условия договора поставки N 439 в части условий поставки были изменены и оборудование поставлено на территорию зоны действия регионального оператора.
Судом первой инстанции обоснованно был отклонен довод заявителя со ссылками на положения статей 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 3 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что представленного договора поставки N 439 и акта от 25.04.2018 приема-передачи оборудования достаточно для вывода о том, что общество владеет на территории зоны действия регионального оператора оборудованием.
Фактическое обстоятельство, что оборудование с момента его передачи перешло к ООО "Зеленый город" значения для рассмотрения данного дела не имеет, в рассматриваемом случае имеет значение не только факт перехода права (или владение имуществом на ином законном основании), но и нахождение этого оборудования на территории зоны действия регионального оператора (т.е. на Железногорской технологической зоне на территории Красноярского края). Доказательств перемещения каким-либо способом и транспортом принятого в городе Бресте оборудования - в материалы дела не представлено.
Ссылка истца на положения Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана обоснованной в рассматриваемой ситуации ввиду того, что положения пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации указывают на место нахождение имущества, которое принято в целях налогообложения. Данная норма гражданско-правовые отношения не регулирует. Тогда как предмет рассмотрения настоящего спора - гражданско-правовая сделка, заключенная по результату проведения торгов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решении комиссии конкурсного отбора о несоответствии ООО "Зеленый город" критерию обеспеченности и присвоение 0 баллов по данному критерию (в связи с не представлением информации по владению объектом по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора) является обоснованным.
Как отмечалось ранее основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Учитывая тот факт, что Министерством безосновательно было присвоено 0 баллов ООО "Зеленый город" по критерию мощности, судом первой инстанции было установлено, что даже присвоение 24 баллов за названный критерий, не привело бы к изменению результатов конкурса, так как тогда бы ООО "Зеленый город" получило не 30,55 баллов, а 54,55 баллов, что не привело бы к признанию общества победителем конкурса.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что нарушения допущенные Министерством, в части оценки критерия мощности и указания на отсутствие лицензии на обработку отходов, сами по себе не привели к нарушениям прав и законных интересов ООО "Зеленый город".
Апелляционным судом также отклоняются доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что комиссией неправомерно присвоено 30 баллов по критерию обеспеченности ООО "Росттех; ООО "Росттех" не представлялись документы, подтверждающие соответствие критерию обеспеченности. В случае признания неподтвержденности критерия и присвоению ООО "Росстех" 0 баллов по указанному критерию, ответчик занял бы второе место, а победителем конкурса было признано бы ООО "Зеленый город", как ошибочные, противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что ООО "Росттех" представило в качестве доказательств соответствия критерию обеспеченности договор аренды оборудования N 1/ЭК от 24.04.2018, заключенный между ООО "Экоресурс" (арендодатель) и ООО "Росттех" (арендатор) (далее - договор аренды от 24.04.2018), в соответствии с которым объектом аренды по настоящему договору является установка высокотемпературного обезвреживания и утилизации (сжигания) отходов - комплекс инсинератор ИН-50.7ВМ (оборудование).
Цель аренды: проведение работ по обезвреживанию неутилизируемой части твердых коммунальных отходов, образовавшихся, в том числе на территории Железногорской технологической зоны Красноярского края (абзац 2 пункта 1.2).
Арендодатель обязуется передать оборудование с 01.07.2018. настоящий договор является также актом приемки-передачи оборудования. Оборудование предоставляется на срок с 01.07.2018 по 01.07.2029 (пункт 2.1).
Также, ООО "Росттех" представило договор N 2018-04-02 безвозмездного пользования имуществом от 24.04.2018, между ООО "Экоресурс" (ссудодатель) и ООО "Росттех" (ссудополучатель) (далее договор от 24.04.2018), в соответствии с которым в безвозмездное пользование передается объект (N ГРОРО 24-00137-З-00518-31102017), площадью 549 918 кв.м., мощностью 2 800 000 куб.м. в год, который состоит из: полигона для размещения твердых коммунальных отходов "Технопрак" участка для размещения нерастворимых в воде промышленных отходов III класса опасности, вагона-дома заводской готовности, участка для размещения промышленных отходов IV-V класса опасности, административно-бытовой и хозяйственной зоны, контрольно-пропускного пункта с весовым и дозоизмерительным контролем, наблюдательных скважин, столбов освещения.
Договор также является актом приемки-передачи оборудования (пункт 2.2), срок действия договора с 01.07.2018 по 01.07.2019 (пункт 5.1). Оба указанных договора заключены в городе Красноярске.
Кроме того, ООО "Росттех" представило договор аренды оборудования от 26.03.2018 N 1, заключенный между ООО "АРК" (арендодатель) ООО "РОСТТЕХ" (арендатор) (далее - договор от 26.03.2018), в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить во временное пользование, а арендатор принять, оплатить пользование и своевременно возвратить линию по производству альтернативного топлива (RDF-топливо) из твердых коммунальных отходов для утилизации.
Договор также является актом приемки-передачи оборудования (пункт 1.4). Оборудование предоставляется в период с 26.03.2018 до 01.07.2029 (пункт 2.1). Арендатор обязан вывезти оборудование со склада арендодателя и возвратить его своими силами и за свое счет (пункт 2.8). Названный договор заключен в г. Санкт-Петербурге.
Критерий обеспеченности подразумевает под собой владение объектами по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на законных основаниях или наличие обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти Красноярского края или органом местного самоуправления.
Таким образом, критерий обеспеченности является дополнительным критерием и направлен на определение наличия у участника конкурсного отбора объектов по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на законных основаниях или наличие обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением и т.д., не на момент проведения конкурсного отбора, а на момент дальнейшей деятельности в качестве регионального оператора, в случае выбора участника в качестве регионального оператора.
Доводы заявителя об обратном являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что представленными договорами в полной мере подтверждается соответствие ООО "Росттех" по владению объектом по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (т.е. соответствие критерию обеспеченности).
Указания заявителя апелляционной жалобы на то, что договор аренды оборудования N 1/ЭК от 24.04.2018, договор N 2018-04-02 безвозмездного пользования имуществом от 24.04.2018 не свидетельствуют о том, что объекты ООО "Росттех" находятся в границах Железногорской технологической зоны, так как подписаны в городе Красноярске, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в договоре аренды оборудования от 24.04.2018 N1/ЭК имеется прямое указание целевого назначения: проведение работ по обезвреживанию неутилизируемой части твердых коммунальных отходов, образовавшихся, в том числе на территории Железногорской технологической зоны Красноярского края, а также имеет указание на силу акта приема-передачи и передачу оборудования с 01.07.2018.
Данный договор от 24.04.2018 N 1/ЭК подтверждает наличие оборудования ответчика в зоне деятельности регионального оператора.
Ссылки ООО "Зеленый город" на то, что при оценке представленного ООО "Росттех" договора аренды оборудования (комплекс сортировки ТБО), заключенного на срок с 01.07.2018 по 01.07.2029, конкурсной комиссией не было принято во внимание, что указанный договор, имеющий силу акта приме-передачи, заключен в г.Москве, правового значения, при наличии иных договоров, подтверждающих наличие объектов ООО "Росттех" в необходимой технологической зоне, не имеют.
Кроме того, согласно пункту 1.1 указанного договора оборудование, передаваемое в аренду, также будет эксплуатироваться в рамках Железногорской технологической зоны Красноярского края.
Таким образом, при условии приложения ООО "Росттех" документов, подтверждающих удовлетворению критерию обеспеченности, а также учитывая предоставление ООО "Росттех" документов, подтверждающих владение объектом по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, отборочная комиссия обоснованно пришла к выводу о соответствии ООО "Росттех" рассматриваемому критерию и присвоению ему максимально возможного количества баллов.
На основании изложенного, доводы ООО "Зеленый город" о неправомерном присуждении ООО "Росстех" наивысшего балла по критерию обеспеченности не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Зеленый город" требований о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Железногорской технологической зоне на территории Красноярского края.
Кроме того, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным конкурсного отбора, то и оснований для удовлетворения требований о призвании недействительным соглашения от 06.08.2018 N 12 у суда первой инстанции не имелось.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения в части отказа в удовлетворении заявленного требования и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2018 года по делу N А33-26223/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.