г. Москва |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А41-53609/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Чайка": Ромашкина М.А., по доверенности от 03.09.2018;
от Администрации городского округа Подольск Московской области: Гришина А.К., по доверенности N 556/1 от 29.12.2018;
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области: не явились, извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Воловик А.Ю., по доверенности N 10 от 09.01.2019;
от Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений МО: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Чайка" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года по делу N А41-53609/18, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по исковому заявлению ООО "Чайка" к администрации городского округа Подольск Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области, третье лицо: Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений МО об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Чайка" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к администрации городского округа Подольск Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным решение (отказ) комитета от 05.04.2018 N 31/1494-исх об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:830 без торгов;
- признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК) от 15.03.2018 по пункту 115 Протокола N 10;
- обязать комитет заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:830 площадью 13000 кв. м, вид разрешенного использования: "для размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры", находящегося в муниципальной собственности, сроком на десять лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует МВК.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года по делу N А41-53609/18 в удовлетворении исковых требований ООО "Чайка" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Чайка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Чайка" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители администрации городского округа Подольск Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области, Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество обратилось к Главе Городского округа Подольск с заявлением о предоставлении в аренду без торгов с предварительным согласованием места размещения объекта и заключении с обществом договора аренды земельного участка площадью 13000 кв. м, с кадастровым номером 50:27:0020806:830 сроком на десять лет, из земель, находящихся в муниципальной собственности, вид разрешенного использования: "для размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с.п. Стрелковское, вблизи пос. Александрова.
Администрация подготовила проект договора аренды испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:830 площадью 13000 кв. м, и письмом от 06.03.2018 (исх. N 50:55.2569) направила его в министерство для согласования с приложением пакета документов.
Решением МВК от 15.03.2018 отказано в согласовании проекта договора аренды, а также администрации предложено отменить, ранее принятое постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта о выборе земельного участка, а Градостроительному совету Московской области отказать в согласовании проекта договора аренды, что подтверждается выпиской из протокола N 10 МВК (пункт 115).
На заседании Градостроительного совета Московской области от 20.03.2018 в целях исполнения решения МВК, отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка, по тем же основаниям, указанным в Протоколе заседания МВК, что подтверждается выпиской из протокола N 10, заседания Градсовета (пункт 47).
Основанием отказа в согласовании проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка в решении МВК указано: "нарушение администрацией пункта 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в части того, что трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек до момента обращения заявителя в администрацию о предоставлении земельного участка".
Письмом от 05.04.2018 N 31/1494-исх отказал обществу в предоставлении земельного участка в аренду.
Считая указанные решения комитета от 05.04.2018 N 31/1494-исх и МВК от 15.03.2018 по пункту 115 Протокола N 10 незаконными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что первоначальная процедура предварительного согласования места размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 13000 кв. м. с кадастровым номером 50:27:0020806:830, в соответствии с действующим на тот период законодательством, была нарушена.
В своей апелляционной жалобе ООО "Чайка" указывает как на основания отмены решения суда первой инстанции, что испрашиваемый земельный участок был сформирован, а также было определено место размещения объекта актом выбора земельного участка, утвержденного 24.02.2015, участок поставлен на кадастровый учет, на основании межевого дела. Кроме того, ООО "Чайка" указывает, что процедура информирования населения о предстоящем предоставлении испрашиваемого участка, не была нарушена.
Постановлением Главы Подольского муниципального района Московской области от 24.02.2015 N 133 ООО "Чайка" предварительно согласовано место размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 13000 кв. м. с кадастровым номером 50:27:0020806:830, находящимся в муниципальной собственности Подольского муниципального района, местоположение: Московская область, Подольский район, с. п. Стрелковское, вблизи пос. Александровка и утвержден Акт о выборе земельного участка N 12 от 12.02.2015.
Поскольку предварительное согласование места размещения объекта по обращению ООО "Чайка" состоялось до 01.03.2015, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства, действовавшие до 01.03.2015.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был урегулирован ст. 30. 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (и. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ). К Данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места
размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Ранее действующим законодательство был предусмотрен порядок выполнения действий по формированию и предоставлению земельного участка в соответствии со ст. 30,31,32 ЗК РФ: 1) подается обращение; 2) производится выбор участка; 3) производится информирование населения; 4) утверждается акт выбора участка и выносится постановление о предварительном согласовании места размещения объекта; 5) осуществляется постановка земельного участка на кадастровый учет; 6) осуществляется предоставление земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, на момент обращения ООО "Чайка" с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления была установлена обязательная процедура, без соблюдения которой предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта было бы невозможно.
В нарушение указанного порядка постановка земельного участка на кадастровый учет (15.12.2014) состоялась до утверждения акта о выборе земельного участка (24.02.2015).
В п. 1 Постановления Главы Подольского муниципального района от 24.02.2015 N 133 указано, что ООО "Чайка" предварительно согласовано место размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 13000 кв. м. с кадастровым номером 50:27:0020806:830.
Учитывая изложенное, выбор земельного участка ООО "Чайка" осуществлен уже после постановки земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем, нарушен порядок предварительного согласования места размещения объекта.
Довод ООО "Чайка" о том, что процедура информирования населения о предстоящем предварительном согласовании места размещения объекта не нарушена, в связи с чем, у суда не имелось основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
Акт выбора земельного участка N 12 от 12.02.2015 принят без информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства для неограниченного круга лиц.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта. а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Учитывая вышеизложенное, и, исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения.
В материалах арбитражного дела имеется публикация в газете "Земля Подольская" из которой следует, что Администрация сельского поселения Стрелковское информирует жителей о предстоящем предоставлении ООО "Чайка" земельного участка площадью 13000 кв. м для строительства объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры вблизи нос. Александровка, находящего в постоянном (бессрочном) пользовании КМ "ресурс".
Вместе с тем, указанная выше публикация не соответствует требованиям земельного законодательства, данное сообщение опубликовано (19.02.2015) после подписания ООО "Чайка" акта о выборе участка (12.02.2015), то есть, орган местного самоуправления вначале принял решение о выборе земельного участка ООО "Чайка", а в последующем опубликовал извещение о предоставлении земельного участка.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка без подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, не соответствуют положениям Земельного кодекса, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются заявителям на определенном праве и предусмотренных условиях.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, законно и обоснованно проверил наличие оснований для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, а также соблюдение процедуры предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, которые предусматривались Земельным кодексом в редакции, действующей до 01.03.2015, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года по делу N А41-53609/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53609/2018
Истец: ООО "ЧАЙКА"
Ответчик: Министерство имущественных отношений МО Россия, 143407, Московская обл, Красногорский р-н, Красногорск г, Бульвар строителей, д. 1
Третье лицо: Администрация Городского округа Подольск, Министерство имущественных отношений МО