г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А56-48703/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Корнилова Е. С., по доверенности от 29.12.2018;
от третьих лиц: 2) Ерохов Л. И., по доверенности от 26.12.2018; 1,3) не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32454/2018) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2018 по делу N А56- 48703/2017 (судья Воробьева Ю.В.),
принятое по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
о признании незаконным уведомления, обязании зарегистрировать право собственности,
третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ ФАУГИ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), от 22.05.2017 N с 78/117/001/2017-412 по 78/117/001/2017-420 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на 9 земельных участков, а именно:
- площадью 1040 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:43, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, уч. 11 (южнее д. 39, лит. А по ул. Коммуны);
- площадью 30 571 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:44, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, уч. 20 (восточнее д. 45, лит. А по Рябовскому шоссе);
- площадью 41 358 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:45, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Лесная ул., уч. 2, (юго-восточнее д. 13/2, лит. А по Набережной ул.);
- площадью 516 244 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:46, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, уч. 22 (юговосточнее д. 23, лит. А по Рябовскому шоссе);
- площадью 83 744 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:47, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Водопроводная ул., уч. 1 (южнее д. 66, лит. А по Водопроводной ул.);
- площадью 51 546 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:49, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Лесная ул., уч. 3 (восточнее д. 13/2, лит. А по Набережной ул.);
- площадью 88 333 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:50, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, уч. 23 (юго-западнее д. 23, лит. А по Рябовскому шоссе);
- площадью 59 204 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:51, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, уч. 1 (севернее д. 17, лит. А по ул. Коммуны);
- площадью 33 331 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006169:53, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Лесная ул., уч. 1 (юго-восточнее д. 13/2, лит. А по Набережной ул.), а также обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9, лит. А, ОГРН 1099847031570, ИНН 7840424142.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 решение от 14.12.2017 отменено, заявление удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Северо - Западного округа от 04.07.2018 решение от 14.12.2017 и постановление от 07.03.2018 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе МТУ ФАУГИ просит решение отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и предоставлялись на вещном праве ФГБОУ ВПО "Санкт - Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова (далее - Университет).
Управление Росреетстра и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представил ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя; разрешение настоящего спора оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Управления Росреетстра и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МТУ ФАУГИ 09.02.2017 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями N 78/117/001/2017-412 - 78/117/001/2017- 420 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами с 78:11:0006169:43 по 78:11:0006169:47, с 78:11:0006169:49 по 78:11:0006169:51 и 78:11:0006169:53 на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в порядке состоявшегося разграничения государственной собственности на землю.
Уведомлением от 21.02.2017 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права федеральной собственности на эти участки, а по истечении установленного в нем срока уведомлением от 22.05.2017 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) отказало в осуществлении указанных регистрационных действий, сославшись на непредставление МТУ ФАУГИ в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 26 Закона N 218-ФЗ необходимых для этого документов
При этом Управление Росреестра указало, что поскольку по сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" названные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет только в 2011 году, оснований считать право федеральной собственности на них возникшим в связи с их предоставлением в 1993 году в постоянное (бессрочное) пользование Охтинскому учебно-опытному лесхозу лесотехнической Академии Комитета по высшей школе (постановление от 18.05.1993 N 1535) не имеется
Полагая отказ Управления Росреестра незаконным, МТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, при новом рассмотрении дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласна с выводами суда первой инстанции.
Управление Росреестра осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Приложение N 66 к приказу Росреестра от 23.01.2017 N 11/0027); Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N218-ФЗ сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено, что в Управление Росреестра представлены заявления о проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Участки в порядке разграничения государственной собственности.
Критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие считать земельные участки отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности, установлены статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
В соответствии со статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К иным федеральным законам, в которых содержится указание на разграничение собственности на земельные участки в пользу федеральной собственности, относится, в частности, Лесной кодекс Российской Федерации.
В заявлениях от 09.02.2017 о государственной регистрации прав в качестве основания разграничения указан пункт 1 статьи 8 ЛК РФ, в соответствии с которым лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем, согласно сведениям из ЕГРН Участки, права на которые заявлены к регистрации, сформированы в 2011 году, имеют временный статус, учтены в категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов образования.
Из полученного в порядке межведомственного взаимодействия письма ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу от 23.03.2012 N 521 следует, что Участки образованы из земель, находящихся в государственной собственности. При этом в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости, прошедших в установленном порядке государственный кадастровый учет и расположенных на данных земельных участках.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что поскольку Участки были сформированы в 2011 году, они не могли быть предоставлены до даты их формирования в качестве самостоятельных земельных участков в постоянное бессрочное пользование на основании Постановления о предоставлении земельного участка Охтинскому учебно-опытному лесхозу лесотехнической Академии Комитета по высшей школе от 18.05.1993 N 1535, Приказа Министерства лесного хозяйства СССР и Министерства высшего образования СССР от 23.02.1948 N 100/242, свидетельств о праве постоянного бессрочного пользования земельными участками от 1993 года.
Из представленного в Управление Росреестра письма Росимущества от 08.02.2017 N 808-17 следует, что в отношении лесов Охтинского УОЛ Правительством Российской Федерации принимались решения о переводе части лесных земель в нелесные земли, иные категории земель (распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 1370-р, от 28.01.2005 N 91-р, от 31.12.2005 N 2367-р).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 1370-р, от 28.01.2005 N 91-р, от 31.12.2005 N 2367-р не определяют судьбу земельных участков, в отношении которых представлены заявления о проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, учтенных в категории земель - земли населенных пунктов, с установлением вида разрешенного использования - для размещения объектов образования.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, поскольку заявленные к регистрации земельные участки учтены с категорией - земли населенных пунктов, к таким земельным участкам не применимы положения пункта 1 статьи 17 ЗК РФ, в связи с тем, что ЛК РФ разграничивает право собственности в пользу федеральной собственности в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда (ранее действовавший Лесной кодекс от 29.01.1997 N 22-ФЗ устанавливал, что лесной фонд и расположенные в землях обороны леса находятся в федеральной собственности).
При таких обстоятельствах земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307.
При этом в период с 20.12.2001 по 01.07.2006 порядок разграничения государственной собственности на землю регулировался Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Документы, поименованные в пункте 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ (в случае, если разграничение права собственности произошло до 2006 года), либо документы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N307 (в случае, если разграничение права собственности произошло после 01.07.2006), заявителем не представлены.
Направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду следует проверить, какие документы МТУ ФАУГИ представило в Управление Росреестра для государственной регистрации права собственности на земельные участки, сформированы ли спорные участки в границах земель, являвшихся по состоянию на 1997 год землями лесного фонда, а равно земель, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному учреждению высшего образования, и имелись ли в распоряжении Управления Росреестра документы, позволяющие установить указанные факты с учетом заявительного характера регистрации прав.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, сторонами представлены копии лесоустроительных материалов на лесные участки в Жерновском и Кудровском участковом лесничестве, описи документов, принятых для оказания государственных услуг.
Из указанных документов усматривается, что Росимущество не предоставило в Управление Росреестра доказательств формирования спорных участков в границах земель, ранее предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование.
В обоснование утверждения о том, что спорные участки предоставлены на вещном праве ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова", и, соответственно, подпадают под критерии разграничения земельных участков в пользу Российской Федерации, МТУ Росимущества ссылается на приказ Министерства лесного хозяйства СССР и Министерства высшего образования от 02.03.1948 N 100/242.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 27.01.1948 N 881р, приказом по Министерству лесного хозяйства СССР и Министерству высшего образования от 02.03.1948 N 100/242, рассматривался вопрос о закреплении лесов учебно-опытных лесхозов, а не о предоставлении лесных участков на праве постоянного бессрочного пользования Университету, соответственно, названные документы также не свидетельствуют о возникновении у Университета права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному, что заявленные к регистрации земельные участки образованы в 2011 году из земель населенных пунктов, что исключает применение положений абзаца второго пункта 1 статьи 17 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, Управлением Росреестра принято правомерное решение об отказе Росимуществу в государственной регистрации права собственности на Участки, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения положений статьи 198 АПК РФ и удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2018 по делу N А56-48703/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48703/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июля 2018 г. N Ф07-6435/18 настоящее постановление отменено
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет имущественных отношений, Комитет по благоустройству СПб
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32454/18
12.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48703/17
04.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6435/18
07.03.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2300/18
14.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48703/17