Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. N Ф01-2074/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
4 февраля 2019 г. |
Дело N А38-6277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен 04.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (истца) - Республики Марий Эл - Васильева А.Н. по доверенности от 09.01.2019 (сроком действия 1 год);
от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Григорьева Сергея Анатольевича - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республики Марий Эл в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.11.2018 по делу N А38-6277/2018, принятое судьей Куликовой В.Г.,
по иску Республики Марий Эл к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Григорьеву Сергею Анатольевичу (ОГРН 314122510100036, ИНН 120801497333) о взыскании 1 457 646 руб. 07 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Республика Марий Эл в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (далее - Министерство, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Григорьеву Сергею Анатольевичу (далее - ГКФХ Григорьев С.А., ответчик) о взыскании гранта в сумме 1 457 646 руб. 07 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ГКФХ Григорьева С.А. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл выявлено невыполнение условий предоставления гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и бытовое обустройство, что является основанием для возврата гранта в бюджет в полном объеме.
Ответчик иск не признал.
Решением от 07.11.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требовании отказал.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском в суд, которые, по мнению заявителей, судом оценены неправильно.
Заявитель утверждает, что трудовые договора, представленные ответчиком с Белугиным А.А., Белугиным А.Г., Антоновой Э.В., являются фиктивными, так как страховые взносы за указанных работников в соответствии с требованиями трудового законодательства не отчислялись.
По мнению заявителя, судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что хозяйство должно являться единственным местом трудоустройства фермера только на момент обращения, получения, предоставления гранта. Считает, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является фермер должно быть единственным местом трудоустройства в течении не менее пяти лет с момента предоставления гранта.
Также указывает на доказанность ответчиком невыполнения условий предоставления гранта непосредственного отчетами последнего, из которых следует, что показатели бизнес-плана ГКХ Григорьевым С.А. не достигнуты, рабочие места не созданы. Однако суд не принял данные обстоятельства, что привело к вынесению неправильного судебного акта.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.07.2014 на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 N 172 "Об утверждении Правил предоставления грантов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам" между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и главой КФХ Григорьевым С.А. - получателем гранта, подписан договор N 029/14 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, согласно которому Министерство обязалось предоставить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство получателю государственной поддержки в порядке, установленном Правилами предоставления грантов, а получатель обязался создать крестьянское (фермерское) хозяйство по направлению деятельности (отрасли) сельскохозяйственного производства (животноводство), предусмотренному ведомственной целевой программой "Поддержка начинающих фермеров в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы" с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции, противоэпизоотических и фитосанитарных (карантинных) мероприятий, на территории Себеусадского сельского поселения Республики Марий Эл, а также совершить иные действия, указанные в пункте 2.3 договора (т.1, л.д. 23-28).
Согласно указанных Правил предоставления грантов грант на развитие семейной животноводческой фермы предоставляется получателю при условии обязательной оплаты им не менее 10% затрат на развитие семейной животноводческой фермы (стоимость каждого наименования приобретаемых товаров, работ и услуг), определенных в плане расходов.
Министерство осуществляет перечисление гранта на лицевой счет получателя гранта, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл, в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл на лицевой счет Министерства (абзац 3 пункт 36 Правил предоставления грантов).
Получатель гранта заключает договора с поставщиками товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденным планом расходов, срок исполнения которых не превышает 12 месяцев со дня зачисления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство на банковский счет получателя государственной поддержки.
На основании заключенных ответчиком договоров Министерством сельского хозяйства Республики Марий Эл произведен расчет размера причитающейся Григорьеву С.М. суммы гранта для приобретения сельскохозяйственных животных за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Так, по договору N 35 от 01.08.2014 размер гранта составил - 475 028 руб. 88 коп. и 167 037 руб. 19 коп., что подтверждается реестрами N 1 от 23.09.2014 (т. 1, л.д. 32-33), по договору N 16-15 от 30.04.2015 размер гранта составил - 585 747 руб. и 205 803 руб., что подтверждается реестрами N 1 от 03.07.2015, а также по договору от 16.07.2014 размер гранта - 17 782 руб. 20 коп. и 6247 руб. 80 коп., всего - 1 457 646 руб. 07 коп. (т. 1, л.д. 32-37).
Согласно документам по отчетности, представленным ГКФХ Григорьевым С.М. в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, ответчик на средства гранта и за счет 10% собственных средств, приобрел сельскохозяйственных животных и технику в соответствии с планом расходов. Между тем на основании приказа Минсельхоза РМЭ от 20.04.2018 N 85 истцом проведена выездная проверка выполнения ответчиком обязательств по договору N 029/14 от 16.07.2014 и выполнение условий гранта, предусмотренных приложением N 2 к приказу Минсельхоза РФ от 22.03.2012 N 197.
В ходе проверки использования ответчиком бюджетных средств специалистами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл выявлено, что ответчиком не выполнены условия предоставления гранта, а именно:
- условие по созданию не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта (нарушен подпункт 2.10 пункта 2 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания и участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу Минсельхоза РФ от 22 марта 2012 года N 197, абзац 7 пункта 2.3 договора N 029/14 от 16.07.2014);
- условие о том, что данное крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Григорьев С.А. должно являться единственным местом его трудоустройства (нарушен абзац 8 пункта 2.3 договора N 029/14 от 16.07.2014);
- не достигнуты показатели бизнес-плана деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Григорьева С.А., являющиеся условиями предоставления гранта (т.1, л.д. 12-16).
Ссылаясь на не выполнение ответчиком установленных законодательством условий предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска субъекта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основная цель договора о предоставлении гранта ответчиком достигнута, на протяжении 4 лет КФХ является действующим, производит мясо, молочную продукцию, своевременно предоставляет отчеты о бухгалтерской деятельности. При этом нецелевого использования гранта в соответствии с актом от 13.05.2015, а также от 14.05.2018 не установлено. При этом в договоре N 029/14 от 16.07.2014, в котором установлены обязанности получателя гранта, отсутствует обязанность ответчика достижения результатов бизнес-плана на 100 %.
С выводами арбитражного суда апелляционная инстанция согласна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этих целях постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 N 172 утверждены Правила предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам.
Согласно пункта 2 Правил предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств грант - это субсидия на содействие достижению целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 428 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа), источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл, перечисляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству на лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса (далее - лицевой счет крестьянского (фермерского) хозяйства), открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях развития на сельских территориях Республики Марий Эл семейных животноводческих ферм.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из текста договора о предоставлении субсидии от 16.07.2014 следует, что его основной целью является создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство. При этом, предпринимателю в ходе организации собственного бизнеса следовало создать рабочие места (не менее 3 постоянных рабочих мест), приобрести сельскохозяйственных животных и технику, и осуществлять указанную деятельность в течение не менее 5 лет. Таким образом, предоставленный ответчику грант имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Как усматривается из акта проверки использования бюджетных средств КФХ Григорьевым С.А., проведенной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 13.05.2015 фактов их нецелевого использования не выявлено. Согласно представленных в материалы дела документов, выделенные денежные средства были потрачены главой КФХ Григорьевым С.А., на бытовое обустройство; приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (трактора Беларус-82.1 - 1 шт.; косилки КРН-2,1Б - 1 шт., доильного аппарата (корова) DJK 1-AK Junior - 1 шт.), а также - на покупку сельскохозяйственных животных.
Основанием для возврата предоставленного гранта, по мнению истца, является не выполнение ответчиком условий предоставления гранта, выразившееся в недостижение значений показателей результативности использования гранта.
Применительно к пункту 39 Правил предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам для оценки эффективности расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, в целях софинансирования которого предоставляется грант, применяются следующие показатели результативности использования гранта:
-количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки (единиц);
-прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии (процентов).
Пунктом 46 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм предусмотрено, что в случае если получателем гранта допущено недостижение значений показателей результативности использования гранта, установленных соглашением, Министерство в течение 10 календарных дней со дня выявления факта нарушения направляет получателю гранта уведомление о применении мер финансовой ответственности за недостижение значений показателей результативности использования гранта. В течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о применении мер финансовой ответственности за недостижение значений показателей результативности использования гранта получатель гранта перечисляет денежные средства на лицевой счет Министерства.
В силу пункта 47 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм денежные средства, перечисленные получателем гранта на лицевой счет Министерства как мера финансовой ответственности за недостижение значений показателей результативности использования гранта, являются одним из источников возврата средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств Республикой Марий Эл, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл, в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Как следует из пояснений ответчика, представленных отчетов КФХ Григорьева С.А о расходах бюджета за 2014-2017 годы (приобщены к материалам дела по ходатайству заявителя в суде второй инстанции) и не оспаривалось Министерством в ходе судебного разбирательства в КФХ Григорьевым С.А. созданы условия для организации за 6 месяцев 2014 года (с даты предоставления гранта) - 2 постоянных рабочих места, в 2015-2017 годах - 3 постоянных рабочих мест, при этом с 2016 года по настоящее время на основании трудовых договоров, а также приказов о приеме на работу в хозяйстве работают Белугин А. А., Белугин А. Г., Антонова Э. В. (т.1, л.д. 155-156, т.2, л.д.60-63).
Что касается показателей КФХ Григорьева С.А, которые по мнению истца имели тенденцию к снижению относительно заявленных в бизнес-плане последнего, то данное обстоятельство не свидетельствует о невыполнении предпринимателем условий, на которых грант был предоставлен, поскольку вызвано объективными причинами предпринимательского риска, в частности снижение показателей вызвано заболеванием и смертностью поголовья крупнорогатого скота, что подтверждается актами и протоколами вскрытия трупов животных от 14.02.2018, 07.03.2018, 28.07.2018 (т.2, л.д. 64-72). О движении скота и птицы на ферме глава по итогам календарного года передавал истцу отчеты по форме 1-КФХ (т.2, л.д. 54-56).
При этом следует отметить, что недостижение значений показателей результативности использования гранта, установленных соглашением, не предусмотрено Правилами предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве основания для возврата гранта, а в силу пункта 49 названных Правил влечет иные последствия.
Ссылка Министерства на то, что пункт 5 постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 N 172 "Об утверждении правил предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривает КФХ единственным местом трудоустройства его главы не принимается, поскольку это условие относится к моменту получения гранта. Данный вывод суда соотносится с пунктом 39 Правил предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с которым названное обстоятельство не является показателем результативности использования гранта.
Указание заявителя на фиктивность трудовых договоров, представленных ответчиком с Белугиным А.А., Белугиным А.Г., Антоновой Э.В. в виду того, что страховые взносы за указанных работников в соответствии с требованиями трудового законодательства не отчислялись, также не принимается.
По общему правилу трудовые отношения между работником и работодателем - физическим лицом (являющимся или не являющимся ИП) или работодателем - субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 303 ТК РФ).
Данные документы были представлены в материалы дела, исследованы судом и признаны допустимыми доказательствами наличия трудовых отношений между КФХ Григорьева С.А и его работниками. При этом отсутствие доказательств перечисление страховых взносов за указанных работников может свидетельствовать лишь о нарушении КФХ Григорьева С.А действующего трудового и налогового законодательства.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание положения приведенного законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с Арбитражным судом Республики Марий Эл о том, что основания для удовлетворения иска Министерства о возврате гранта отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.11.2018 по делу N А38-6277/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-6277/2018
Истец: РМЭ в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМЭ
Ответчик: ИП ГКФХ Григорьев Сергей Анатольевич