Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2019 г. N Ф04-1757/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А81-6629/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15955/2018) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 по делу N А81-6629/2018 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "23Бет.ру" (ИНН 5018092611, ОГРН 1045003352140) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании предписания от 31.07.2018,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Якубов Р.С. по доверенности N 03-01/18687 от 17.12.2018 сроком действия до 31.12.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "23Бет.ру" - Суржикова Ю.В. по доверенности N 133-С от 15.10.2018 сроком действия на один год,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "23Бет.ру" (далее - заявитель, общество, ООО "23Бет.ру") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС N 3 по ЯНАО, Инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 31.07.2018.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 по делу N А81-6629/2018 предписание Инспекции от 31.07.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований признано недействительным. С МИФНС N 3 по ЯНАО в пользу ООО "23Бет.ру" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, МИФНС N 3 по ЯНАО в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что деятельность по оказанию услуг общественного питания ООО "Акцент" в игорном заведении неправомерна. Положения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) распространяются только на правовой статус ООО "23Бет.ру" как субъекта регулируемой деятельности. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание представленное в дело экспертное заключение от 28.06.2017, в соответствии с которым выбор метеодатчиков, на основе показаний которых осуществляется расчет исходов событий, как и сам расчет исходов событий, осуществляется организатором и его партнером, что свидетельствует о том, что исходы событий зависят от действий организатора ООО "23Бет.ру" и его партнеров, что прямо запрещено пунктом 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ.
В письменном отзыве на жалобу Инспекции общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Инспекции поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО "23Бет.ру" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "23Бет.ру" (ИНН 5018092611) осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии от 26.06.2012 N 23.
В период с 29.06.2018 с 09 часов 30 минут по 26.07.2018 по 17 часов 00 минут заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "23Бет.ру" по месту осуществления деятельности данного юридического лица вне границ игорной зоны Российской Федерации, а именно, в помещениях, расположенного по адресу: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, дом 8, нежилые комнаты N N 1-5, лит. б, Б, на первом этаже, на предмет выявления фактов нарушения лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах". Проверка проведена на основании распоряжения от 27.06.2018 N 01 о проведении внеплановой выездной проверки, дополнительного распоряжения от 13.07.2018 N1/2 о проведении внеплановой выездной проверки.
В результате проверки Инспекцией установлен факт нарушения обществом части 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, что выразилось в следующем:
- использование числовых значений в позиции 4-го знака после запятой значений температуры и влажности воздуха метеодатчиков ООО "ЭкоСтройИндустрия", которые являются случайными величинами, не зависящими от самих показаний температуры и влажности, не соответствующее требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку использование устройств, программ, и иных алгоритмов генерирования случайных чисел дает организатору азартных игр возможность просчитать исходы событий и заложить в них процент выигрыша и проигрыша, что свидетельствует о зависимости исхода события от действия организатора;
- использование для формирования событий в букмекерской деятельности Правил формирования (преобразования) числовых значений для букмекерских контор, разработанных ООО "Интегратор", а именно - Методов N N 1, 2 и 3, не соответствующее требованиям Федерального закона N244-ФЗ, поскольку разработка и принятие данных правил формирования событий организатором азартных игр является действием, направленным на получение зависимости исходов события от принятых организатором правил;
- использование Дополнения N 3 к правилам проведения азартных игр, приема ставок и выплаты выигрышей ООО "23Бет.ру", не соответствующее требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку данными правилами оформлено заключение пари на исходы событий, являющимися случайными величинами, генерируемыми метеодатчиками, что позволяет организатору закладывать в этих правилах процент выигрыша;
- использование букмекерских терминалов, с помощью которых игрок, нажав соответствующую кнопку, может самостоятельно решить когда событие, на исход которого он сделал ставку, начнет совершаться, не соответствующее требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку в этом случае исход события зависит от действия игрока;
- отсутствие у игрока возможности наблюдать развитие события, заключаемого в том, каким образом формируются итоговые числовые значения (события) на мониторе терминала, и возможности установления достоверности исхода того или иного события;
- использование числовых значений в позиции 4-го знака после запятой значений температуры и влажности воздуха метеодатчиков ООО "ЭкоСтройИндустрия", которые являются случайными величинами, не зависящими от самих показаний температуры и влажности, не соответствующее требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку использование устройств, программ, и иных алгоритмов генерирования случайных чисел дает организатору возможность самостоятельно менять исходные сведения (датчики).
Крое того, в нарушение пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ пункт приема ставок букмекерской конторы расположен в помещении, в котором осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг (реализация товаров, деятельность ООО "Акцент", ИНН 8602206652).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт от 26.07.2018 N 1 (т.1 л.д.30-42), а также ООО "23Бет.ру" выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.08.2018 устранить выявленные нарушения (т.1 л.д.28-29).
Считая предписание не соответствующим закону, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, что явилось основанием подачи МИФНС N 3 по ЯНАО апелляционной жалобы на решение, принятое по делу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в нем.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В силу пункта 31 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Статьей 2 Федерального закона N 99-ФЗ предусматривается, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона N 244-ФЗ государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (региональный государственный надзор), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, определены полномочия Федеральной налоговой службы в установленной сфере деятельности, в число которых входит федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр (пункт 5.3.8 Положения).
В пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130, приведены лицензионные требования и условия, которые должны быть соблюдены лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Закона N 244-ФЗ (подпункт "г").
Материалы дела свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае обществу в вину вменено нарушение пункта 4 части 2, части 3.13, части 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ.
Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, в том числе, в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ).
Приходя к заключению о нарушении ООО "23Бет.ру" требований пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, Инспекция установила, что пункт приема ставок букмекерской конторы расположен в помещении, в котором осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг (реализация товаров в ходе деятельности ООО "Акцент" ИНН 8602206652).
Между тем суд апелляционной инстанции поддерживает приведенные в обжалуемом решении выводы о недоказанности нарушения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ под игорным заведением понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг.
Пунктом 24 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ определено, что к сопутствующим азартным играм услугам относятся гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий, услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей.
В соответствии с разделом 3 ГОСТа 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), ресторан, кафе, бар, кафетерии, закусочная являются предприятиями (объектами) общественного питания, то есть имущественным комплексом, используемым для оказания услуг общественного питания, в том числе для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В указанном разделе ГОСТа даны определения предприятиям общественного питания. Так, согласно пункту 3.2 ГОСТа 30389-2013 рестораном является предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.
Пунктом 3.3 ГОСТа кафе именуется предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
В пункте 3.4 ГОСТа 30389-2013 дано следующее определение бара: предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Под кафетерием понимается предприятие (объект) общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, хлебобулочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления и покупные товары (пункт 3.7 ГОСТа 30389-2013).
Закусочной в силу пункта 3.9 поименованного выше ГОСТа признается предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.
Из материалов дела усматривается, что в помещении, в котором осуществляет регулируемую деятельность ООО "23Бет.ру", производится реализация продуктов питания и пива через барную стойку иным субъектом - ООО "Акцент". Ассортимент ООО "Акцент" составляет чипсы, фисташки, пиво и безалкогольные напитки. Продажа осуществляется через барную стойку, над которой висит объявление о том, что пиво разрешено употреблять только в месте продажи. Следовательно, деятельность ООО "Акцент", осуществляемая в помещении по адресу: Тюменская область, ЯНАО, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 8, нежилые комнаты N N 1-5 лит. б, Б на первом этаже, относится к услугам общественного питания, то есть к услугам, сопутствующим азартным играм, что не нарушает требований пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ. Иное не следует из материалов дела.
Следовательно, нарушение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ в действиях ООО "23Бет.ру" не находит подтверждения материалами дела. С учетом положений части 24 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ услуги общественного питания в рассматриваемом случае являются сопутствующими деятельности, которая осуществляется ООО "23Бет.ру". При этом из положений законодательства не усматривается ограничение на осуществление сопутствующей деятельности иным субъектом, кроме ООО "23Бет.ру" (самого лицензиата). Отклоняя доводы апелляционной жалобы МИФНС N 3 по ЯНАО о том, что на деятельность ООО "Акцент" не распространяются положения Федерального закона N 244-ФЗ, что исключает возможность расширительного толкования положений пункта 4 части 2 статьи 15 указанного Федерального закона, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанная норма не применена судом первой инстанции к деятельности ООО "Акцент". Вместе с тем, основания для ограничительного толкования пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ не усматриваются. Следовательно, факт оказания ООО "Акцент" сопутствующих регулируемой деятельности ООО "23Бет.ру" услуг не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона N 244-ФЗ.
Нарушение части 3.13 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, по мнению Инспекции выразилось в том, что игроку не предоставлена возможность наблюдать развитие события, заключаемого в том каким образом формируются итоговые числовые значения (события) на мониторе Терминала и он не может удостовериться в достоверности исхода того или иного события.
В соответствии с частью 3.13 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ в пунктах приема ставок букмекерской конторы и пунктах приема ставок тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра тотализатора или из процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, передачи информации в процессинговый центр букмекерской конторы, процессинговый центр тотализатора или в процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах.
Частью 3.12 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ предусматривается, что в процессинговом центре букмекерской конторы и процессинговом центре тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из пунктов приема ставок букмекерской конторы или пунктов приема ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах, передачи информации о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, в пункты приема ставок букмекерской конторы или пункты приема ставок тотализатора. В процессинговом центре интерактивных ставок букмекерской конторы и процессинговом центре интерактивных ставок тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для обмена с центром учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора информацией о принятых интерактивных ставках, о рассчитанных по ним суммам подлежащих выплате выигрышей, о выплаченных и невыплаченных выигрышах, и в случае приема ставок технические средства связи, предназначенные для приема информации из пунктов приема ставок букмекерской конторы или пунктов приема ставок тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах, передачи информации о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, в пункты приема ставок букмекерской конторы или пункты приема ставок тотализатора.
В рамках регулируемой деятельности заявителем применяется терминал "БТ-2", который является одним из технических средств связи, предназначенных для отображения процесса приема ставок, отображения результата пари, приема информации из процессингового центра букмекерской конторы о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, передачи информации в процессинговый центр букмекерской конторы о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах. Акт проверки свидетельствует о том, что на мониторе терминала отображаются показания датчиков и конечные числовые значения сформированного события.
Статьей 15, равно как и иными статьями Федерального закона N 244-ФЗ не определяется место расположения технических средства связи с указанием информации по пари, в связи с чем доводы Инспекции о том, что терминал расположен за спиной участников пари, отклоняются.
Ввиду того, что участнику пари предоставлена возможность наблюдения развития события и удостоверения в достоверности исхода того или иного события, и иное не доказано заинтересованным лицом, нарушение лицензионных требований, предусмотренных частью 3.13 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ в действиях ООО "23Бет.ру" не подтверждается материалами дела.
В силу положений части 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ в букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора данных видов азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением иных азартных игр и лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей), а также не могут проводиться пари, при которых исход основанных на риске соглашений о выигрыше зависит от изменений курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации или другой иностранной валюте, результатов проведения иных азартных игр и лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей).
Согласно утверждению Инспекции, ООО "23Бет.ру" в букмекерской конторе по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 8, нежилые ком. N N 1-5, лит б, Б, на первом этаже при организации проведения азартных игр посредством 40 терминалов для приема букмекерских ставок БТ-2 допустило следующие нарушения:
- использование числовых значений в позиции 4-го знака после запятой значений температуры и влажности воздуха метеодатчиков ООО "ЭкоСтройИндустрия", которые являются случайными величинами, не зависящими от самих показаний температуры и влажности;
- использование для формирования событий в букмекерской деятельности Правил формирования (преобразования) числовых значений для букмекерских контор, разработанных ООО "Интегратор", а именно - Методов N N 1, 2 и 3;
- использование Дополнения N 3 к правилам проведения азартных игр, приема ставок и выплаты выигрышей, разработанным ООО "23БЕТ.РУ", которым оформлено заключения пари на исходы событий, являющимися случайными величинами, генерируемыми метеодатчиками, что позволяет организатору закладывать в этих правилах процент выигрыша;
- использование букмекерских терминалов" с помощью которых игрок, нажав соответствующую кнопку может самостоятельно решить когда событие на исход которого он сделал ставку, начнет совершаться;
- игроку не предоставляется возможность наблюдать развитие события, заключаемого в том, каким образом формируются итоговые числовые значения (события) на мониторе терминала;
- использование числовых значений в позиции 4-го знака после запятой значений температуры и влажности воздуха метеодатчиков ООО "ЭкоСтройИндустрия", которые являются случайными величинами, не зависящими от самих показаний температуры и влажности).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "23Бет.ру" заключаются пари на исход событий в виде числовых значений изменений метеодатчиков, которые в целях определения финансового результата пари рассчитываются методами, предусмотренными "Правилами формирования (преобразования) числовых значений для букмекерских контор", предоставляемых ООО "Интеграл". Информация о развитии и об исходе событий поступает в адрес ООО "23Бет.ру" от поставщика информации о событиях, основанных на числовых значениях измерений метеодатчиков (температура, влажность воздух), - ООО "Интегратор".
По мнению заинтересованного лица, исход события, от которого зависит результат пари, обусловлен исключительно действиями ООО "23Бет.ру" и его партнера ООО "Интегратор", одновременно исход такого пари, заключаемого ООО "23Бет.ру" со своими клиентами через терминалы "БТ-2", установленные в букмекерской конторе, зависит от действий клиента (от того, на какую кнопку он нажмет). Указанный вывод основан на представленном в дело заключении эксперта от 28.06.2017 б/н, подготовленном старшим преподавателем кафедры управления и информационных технологий в деятельности ОВД Омской академии МВД России.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ). Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
Таким образом, представляемые в дело доказательства должны содержать сведения о фактах, непосредственно относящихся к предмету исследования по делу, а также должны быть получены в полном соответствии с требованиями закона и соблюдением установленной процедуры.
Поименованное выше заключение эксперта от 28.06.2017 б/н не может быть расценено как допустимое доказательство, поскольку получено не в рамках настоящей проверки, осуществленной в отношении заявителя по месту осуществления деятельности в Пуровском районе, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 8 (пом N N 1-5, лит б, Б), а также относится к иному временному периоду. Из материалов дела не усматривается, при каких обстоятельствах и в какой процедуре получено заключение. Заключение от 28.06.2017 б/н составлено в отношении иных объектов, расположенных в ином месте, и результаты исследования не могут быть применены к обстоятельствам настоящего спора. Следовательно, заключение эксперта не отвечает и критерию относимости.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленное Инспекцией в материалы дела заключение эксперта от 28.06.2017 б/н не может быть положено в основу судебного акта по настоящему делу.
Частью 3.3. статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ организатору азартных игр в букмекерской конторе предоставлено право самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В месте осуществления обществом деятельности по адресу г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 8, нежилые комнаты NN 1-5 лит. б, Б, на первом этаже, заключаются пари на события, сформированные на основе числовых значений показаний метеодатчиков (числовые значения температуры и влажности воздуха). Прием ставок и заключение пари осуществляется посредством программно-аппаратного комплекса букмекерской конторы "МЕТЕОБЕТ". Данные о событиях поступают от официального поставщика информации ООО "Интегратор", с которым у заявителя заключен договор на оказание услуг по предоставлению информации от 10.08.2016 N 01/16. Оказываемые заявителю на основании данного договора информационные услуги включают в себя:
предоставление актуальных публичных данных о результатах преобразования ООО "Интегратор" информации, полученной от метеорологического оборудования (метеоточка), а именно числовые показатели температуры и влажности воздуха в уникальное числовое значение;
услуги по предоставлению информационных пакетов данных, сформированных в соответствии с запросами ООО "23Бет.ру", на основе Правил формирования (преобразования) числовых значений для букмекерских контор, утвержденных ООО "Интегратор", содержащих следующие информационные блоки:
- актуальные и соответствующие режиму действительного времени метеорологические данные (показания температуры и влажности воздуха), и результат преобразования вышеуказанных данных в уникальное числовое значение;
- архивные информационные данные о произведенных преобразованиях, в том числе путем формирования сводной базы данных, в которой наряду с результатами преобразования фиксируются первоначальные данные о метеоточке, ее местонахождении, а также показания температуры и влажности воздуха, зафиксированные данной метеоточкой.
Данные отслеживания числовых показателей температуры и влажности с метеоточек ООО "Интегратор" получает на основании договора от 12.08.2016 N 01/16/М, заключенного с ООО "ЭкоСтройИндустрия" на оказание услуг по предоставлению информации.
Пунктом 1.1. вышеуказанного договора предусмотрено, что ООО "Интегратор" получает данные отслеживания показаний температуры и влажности окружающего воздуха, поступающего в режиме реального времени, по охвату имеющие ограничения географического и технического характера от ООО "ЭкоСтройИндустрия" для использования по своему усмотрению без ограничения дальнейшего распространения.
В свою очередь, ООО "ЭкоСтройИндустрия" осуществляет деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, включающую в себя: определение метеорологических, климатических, гидрологических и агрометеорологических характеристик окружающей среды; определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов в части отбора проб; подготовку и предоставление потребителям аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное); формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Право на осуществление вышеуказанной деятельности подтверждается лицензией от 18.09.2017 N Р/2017/3412/100/Л, выданной ООО "ЭкоСтройИндустрия" Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Числовые показатели температуры и влажности с метеоточек фиксируются и измеряются ООО "ЭкоСтройИндустрия" посредством датчиков влажности и температуры VAISALA HUMICAP НРМ155, установленных в адресах, внесенных в лицензию N Р/2017/3412/100/Л. При этом в ООО "Интегратор" консолидируется информация с метеоточек, размещенных на территории Российской Федерации, где происходит формирование данных математического соответствия числовых значений "X" в математическое соответствие числовых значений "Y", согласно Правилам формирования (преобразования) числовых значений для букмекерских контор и передается в режиме реального времени. Основанные на риске соглашения заключаются в соответствии с правилами приема ставок, утвержденными ООО "23Бет.ру". ООО "Интегратор" производится формирование числового значения, являющегося исходом события. Метеоточки, измерения которых используются при формировании события, определяются как упорядоченная выборка 5-ти из 30-ти метеоточек. Определение упорядоченной выборки метеоточек происходит до времени начала события. Исходами событий являются числовые комбинации, полученные с помощью математических преобразований метеорологических данных.
Исходы событий рассчитывается тремя методами: Метод 1: Исходом события является последовательность из 249 чисел; Метод 2: Исходом события (исход событий для пари по условиям "Дополнительного пари") является четность числа; Метод 3: Исходом является число со значением от 1 до 10 (исход событий для пари по условиям "Дополнительного комбинированного пари" для наборов пари N 6, 7, 12, 14).
По смыслу положений части 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ событиями, на исход которых могут заключаться основанные на риске соглашения о выигрыше (пари) в букмекерских конторах и тотализаторах, могут служить любые физические явления и происшествия, развитие и исход которых можно зафиксировать, за исключением событий, предусмотренных приведенными выше законоположениями, в частности за исключением событий, исход которых зависит от действий, связанных с организацией и проведением лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей.) Законность заключения основанных на риске соглашений о выигрыше (пари) в букмекерских конторах и тотализаторах обусловлена соответствием событий, на исход которых заключаются такие соглашения, предусмотренным законом ограничениям.
Таким образом, букмекерские конторы и тотализаторы вправе заключить пари на исход событий, в отношении которых в законе не содержится соответствующего запрета. Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.07.2016 по делу N 25-КГ16-9. Запрета на прием ставок на исход события - числовые комбинации, полученные с помощью математических преобразований метеорологических числовых значений измерений метеодатчиков, действующее правовое регулирования сферы спорных отношений не содержит.
В свою очередь, клиент имеет возможность согласиться с предложенной группой датчиков, либо осуществить ручной выбор, при котором самостоятельно выбирает пять датчиков из представленного списка, каждому из которых присвоен индивидуальный порядковый номер, а также выбрать тип графического представления. Для каждого набора пари имеется информация о выигрышных числовых комбинациях и коэффициентах по ним, доступная в разделе "ИНФО" на терминале БТ-2.
Клиенту на выбор предоставляется несколько вариантов комбинаций, от которых зависит результат пари. Согласившись с условиями, клиент путем нажатия клавиши на клавиатуре терминала заключает пари. В этот момент на экране терминала "БТ-2" в правом верхнем углу отображаются сведения о времени заключения и расчета пари; в левой части экрана отображаются числовые показания измерения метеодатчиков, на основании которых произведено формирование конечных числовых значений.
Следовательно, ни ООО "23Бет.ру" как организатор пари, ни клиент как участник не влияют и не могут повлиять на исход события, на которое заключается пари.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с утверждением Инспекции о нарушении обществом требований части 5 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ. Какие-либо допустимые и достаточные доказательства вмененного в вину обществу нарушения в дело не представлены.
Удовлетворив требования ООО "23Бет.ру" о признании недействительным предписания от 31.07.2018, суд первой инстанции вынес по делу законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции отклоняются за необоснованностью, поскольку их существо не находит подтверждения материалами дела.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства судом первой инстанции применены правильно; нарушений, безусловно влекущих отмену судебного акта, не допущено. Обстоятельства спора установлены правильно.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не распределяются в связи с освобождением подателя настоящей жалобы от обязанности по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 по делу N А81-6629/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.