Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2019 г. N Ф07-4849/19 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А56-119673/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Архипова В.Ю. по доверенности от 25.12.2018
от ответчика (должника): Липатов Д.А. по доверенности от 21.01.2019,
Сафронова Д.И. по доверенности от 29.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34075/2018) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-119673/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановлений
установил:
Открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 12.09.2018 N 4/18 и 5/18 о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях.
Решением суда от 16.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к ответственности, недоказанность наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения, просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Управление представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе мониторинга состояния геодезических пунктов посредством визуального обследования должностным лицом Управления выявлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: на крыше здания с кадастровым номером 78:42:1510803:826, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Шушары, участок ж.д. "Московское шоссе -р. Кузьминка", литера АВ, принадлежащего на праве собственности ОАО "РЖД", был размещен пункт государственной геодезической сети (пункт триангуляции) 2 класса, пункт геодезической сети специального назначения (пункт спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная", тип центра - отверстие в металлической пластине, тип знака - металлическая надстройка II типа, носящий общегосударственное и стратегическое значение, а именно обеспечивающий закрепление на территории Российской Федерации государственной системы координат.
Последнее обследование пункта государственной геодезической сети (пункта триангуляции) 2 класса, пункта геодезической сети специального назначения (пункта спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная", сведения о котором имеются в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, проводилось ГУЛ "Трест ГРИИ" в 2007 году в рамках исполнения государственного контракта от 10.09.2007 N 78-22-07, по результатам проведения которого установлено, что пункт государственной геодезической сети (пункт триангуляции) 2 класса, пункт геодезической сети специального назначения (пункт спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная" сохранен в удовлетворительном состоянии (в рамках проведения работ демонтирована часть наружного знака, заменены пол и столик наружного знака, покрашен наружный знак пункта и в целях уведомления заинтересованных лиц о наличии на крыше здания с кадастровым номером 78:42:1510803:826, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Шушары, участок ж.д. "Московское шоссе - р. Кузьминка", литера АВ, пункта государственной геодезической сети (пункта триангуляции) 2 класса, пункта геодезической сети специального назначения (пункта спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная", установлена охранная табличка "Геодезический пункт. Охраняется государством").
Управлением также установлено, что ОАО "РЖД" осуществлен снос здания с кадастровым номером 78:42:1510803:826, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, уч. ж.д. "Московское шоссе - р. Кузьминка", лит. АВ, вследствие чего пункт государственной геодезической сети (пункт триангуляции) 2 класса, пункт геодезической сети специального назначения (пункт спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная", размещенный на крыше указанного здания, был уничтожен.
Результаты обследования пункта государственной геодезической сети (пункта триангуляции) 2 класса, пункта геодезической сети специального назначения (пункта спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети Санкт-Петербурга) "Шушары Сортировочная" оформлены актом об уничтожении пункта государственной геодезической сети и пункта геодезической сети специального назначения от 03.09.2018 N 101/2018.
По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении от 06.09.2018 N 4/18 N 5/18.
Постановлением от 12.09.2018 N 4/18 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.;
Постановлением от 12.09.2018 N 5/18 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.2 КоАП РФ - неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 3 статьи 7.2 КоАП РФ уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 названной статьи неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Доводы апеллянта о недоказанности факт совершения Обществом вмененных ему административных правонарушениях были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены с учетом следующего.
Материалами дела подтверждается, что на крыше здания с кадастровым номером 78:42:1510803:826, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, участок ж/д "Московское шоссе - р. Кузьминка", лит. АВ, 30.11.1958 ГУП "Трест ГРИИ" размещен пункт государственной геодезической сети (пункт триангуляции) 2 класса "Шушары Сортировочная", тип центра -отверстие в металлической пластине, наружный знак - металлическая надстройка II типа, созданный за счет составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, и включенный в государственную геодезическую сеть СССР, а позднее и в государственную геодезическую сеть Российской Федерации, находящуюся под охраной государства, в соответствии с Положениями о государственной геодезической сети СССР 1948 года и Инструкцией об охране геодезических знаков 1952 года, Основными положениями о построении государственной геодезической сети СССР 1954 года, Основными положениями о построении государственной геодезической сети СССР и Инструкцией о построении государственной геодезической сети Союза ССР 1961 года, Основными положениями о государственной геодезической сети Российской Федерации (ГКИНП (ГНТА)-01-006-03), утвержденными приказом Роскартографии от 17.06.2003 N 101-пр, Положением о государственной геодезической сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 289, Структурой государственной геодезической сети, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 138.
Размещение пункта государственной геодезической сети (пункта триангуляции) 2 класса "Шушары Сортировочная" на крыше указанного здания было обусловлено техническим проектом на построение государственной геодезической сети, в том числе долговременной сохранностью центра и наружного знака пункта, а также безопасностью и удобством выполнения геодезических наблюдений.
Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункты государственной геодезической сети, предназначенные для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ, созданные за счет средств федерального бюджета, а также находящиеся на территории Российской Федерации и ранее созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности.
До 01.01.2017 все пункты государственных геодезических сетей сдавались на наблюдение под сохранностью. На землях отведенных железнодорожному транспорту - местным организациям (Управлениям дорог) Министерства путей сообщения СССР (параграф П-в раздела II "Инструкции об охране геодезических знаков", 1952 года), на местные организации (отделения дорог, дистанции пути) Министерства путей сообщения (абзац 4 пункта 3.1 Инструкция об охране геодезических пунктов (ГКИНП-07-11-84)),
Согласно данным Отчетной карточки строителя, находящейся в ОАО "Трест ГРИИ", пункт государственной геодезической сети (пункт триангуляции) 2 класса "Шушары Сортировочная", построенный 30.11.1958, сдан для наблюдения за сохранностью начальнику станции "Шушары" 06.06.1979.
В Отчетную карточку строителя также внесены отметки о состоянии и ремонте геодезического пункта, сделанные при проведении работ в 1967, 1974, 1982 и 2007 годах.
Требование о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах охранных зон геодезических пунктов установлено Правилами, вступившими в силу с 01.01.2017.
В 2007 году ГУП "Трест ГРИИ" на геодезическом пункте "Шушары Сортировочная" проводились работы в рамках государственного контракта от 10.09.2007 N 78-22-07 "Создание спутниковой городской плановой съемочной геодезической сети на территории Санкт-Петербурга", заказчиком работ являлся Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. По результатам этих работ геодезический пункт был включен в геодезическую сеть специального назначения - спутниковую городскую плановую съемочную геодезическую сеть Санкт-Петербурга, что подтверждается его внесением в "Каталог координат пунктов СГГС", ГУП "Трест ГРИИ, 2007 г., экземпляр N 2 которого был сдан в Фонд Управления (в 2008 году - Северо-Западного окружного управления геодезии и картографии).
В рамках данного контракта было проведено обследование геодезических пунктов на сохранность, и, при необходимости, их ремонт. Результат проведенных работ был отражен в отчетных материалах (ведомости обследования пунктов, перечень выполненного ремонта, абрисы пунктов рекоструированной сети), экз. N 2, которых также был сдан в Фонд Управления. В результате проведения работ по данному госконтракту был произведен демонтаж половины наружного знака, замена пола и столика, покраска, установлена охранная табличка, а также была сделана и фотография пункта "Шушары Сортировочная", которая и была представлена на фототаблице к Акту об уничтожении пункта государственной геодезической сети и пункта геодезической сети специального назначения от 03.09.2018 N 101/2018.
Кроме того, на абрисе (графическом описании местоположения), подготовленном по результатам обследования пункта "Шушары Сортировочная" в сентябре 2007 года, имеются данные о должностных лицах Октябрьской железной дороги, которые знали о проводимых работах на указанном геодезическом пункте, к которым также можно обратиться за получением ключа для доступа к центру пункта "Шушары Сортировочная" на крыше здания.
Из вышеуказанного следует, что должностные лица ОАО "РЖД" знали о размещении на крыше здания геодезического пункта "Шушары Сортировочная".
Факт совершения Обществом вмененных ему административных правонарушениях подтверждается материалами административных дел.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства, а равно принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые установлены частями 3 и 4 статьи 7.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений.
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением об Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (в редакции от 23.01.2017) (далее - Положение), Федеральным законом от 30.12.2015 N 431 -ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии и картографии) и иными нормативными правовыми актами в области геодезии и картографии.
В соответствии с пунктами 7.1.21, 7.1.23 и 7.1.24 Положения Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, учет и обеспечение охраны пунктов государственных геодезических сетей (далее - ГГС), а также представляет интересы Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии.
В рамках реализации полномочий по учету и обеспечению охраны пунктов ГГС, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществляет:
а) учет пунктов ГГС, пунктов государственной нивелирной сети (далее - ГНС), пунктов государственной гравиметрической сети (далее - ГГрС) и пунктов геодезических сетей специального назначения, включая сети дифференциальных геодезических станций (далее - ГССН), являющихся федеральной собственностью;
б) обследование пунктов ГГС, ГНС, ГГрС и ГССН в целях установления фактов их сохранности, уничтожения или повреждения, а также поддержания в исправном состоянии для использования при выполнении геодезических, картографических, инженерно-изыскательских, градостроительных, землеустроительных, кадастровых и иных работ в интересах народного хозяйства и обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
в) установление охранных зон пунктов ГГС, ГНС и ГГрС;
г) федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии на территории Санкт-Петербурга в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности, в том числе за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению сохранности пунктов ГГС, ГНС, ГГрС и ГССН;
д) составление протоколов об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 и частью 4 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
е) иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами.
В целях получения актуальной достоверной информации о пунктах ГГС, ГНС, ГГрС и ГССН, в том числе установления фактов их сохранности, уничтожения или повреждения, должностными лицами Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области геодезии и картографии на территории Санкт-Петербурга, ежегодно в рамках реализации полномочий по учету и обеспечению охраны пунктов ГГС проводятся мероприятия по обследованию пунктов ГГС, ГНС, ГГрС и ГССН. Данные мероприятия не являются проведением внеплановой проверки субъекта геодезической и картографической деятельности в рамках осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению сохранности пунктов ГГС, ГНС, ГГрС и ГССН.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. В соответствии с требованиями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ Общество было извещено о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении пользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Спорные постановления вынесены административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкций инкриминируемых статей.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 12.09.2018 N 4/18 и 5/18 является законным и обоснованным.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-119673/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119673/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4849/19
11.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34075/18
05.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34075/18
16.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-119673/18