г.Москва |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А40-175157/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2018, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-1982)
по делу N А40-175157/18
по заявлению Департамента сельского хозяйства Брянской области
к Министерству финансов РФ
третьи лица: 1) Управление Федерального казначейства по Брянской области, 2) Федеральное казначейство
о признании незаконными приказа, решения, действий, возложении обязанности произвести возврат денежных средств,
при участии:
от заявителя: |
Гордиенко Т.Н. по дов. от 09.01.2019; Снытко В.В. по дов. от 09.01.2019; |
от ответчика: |
Лобова Е.Н. по дов. от 25.07.2016; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Савастлеев А.А. по дов. от 13.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением об оспаривании приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее также - ответчик, Минфин России) от 26.06.2018 N 1520 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Решением от 26.10.2018, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления в части оспаривания приказа Минфина России судом отказано в связи с отсутствием условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований в данной части. В части требований заявителя об оспаривании извещения Минфина России от 04.07.2018 N 19-09-05/46180 о принятии решения о бесспорном взыскании и уведомления Федерального казначейства от 25.05.2018 N 07-04-04/09-10373 о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований в указанной части.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании приказа Минфина России от 26.06.2018 N 152, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в ней основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемого приказа Минфина России недействительным.
Представители ответчика и третьего лица - Федерального казначейства в судебном заседании, а также в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, возражали против доводов и требований заявителя, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Брянской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в его отсутствие.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица - Федерального казначейства, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и письменных объяснениях доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 10.01.2018 по 29.03.2018 на основании приказа УФК по Брянской области от 28.12.2017 N 455-П в связи с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07-04-05/17-960 проведена камеральная внеплановая проверка Департамента сельского хозяйства Брянской области.
По результатам указанной проверки составлен акт от 29.03.2018, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения бюджетного законодательства в виде несоблюдения Департаментом в 2016 году условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий), а именно - не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Брянской области, что, по утверждению ответчика, повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 324 836, 61 руб.
На основании уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 25.05.2018 N 07-04-04/09-10373, направленного в Минфин России по результатам проверки, последним издан приказ от 26.06.2018 N 1520 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
В соответствии с данным приказом из бюджета Брянской области бесспорно взыскана сумма средств в размере 324 836, 61 руб. в доход федерального бюджета.
Минфином России издано извещение от 04.07.2018 N 19-09-05/46180 о принятии решения о бесспорном взыскании.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента сельского хозяйства Брянской области в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Как усматривается из материалов дела, в ходе означенной проверки выявлен факт нарушения условий предоставления и использования субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", предоставленной в 2016 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации бюджету Брянской области в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 624 (далее также - Правила N 624), и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 10.02.2016 N 422/17-с (далее также - Соглашение).
В соответствии с указанным Соглашением на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, предусмотрены средства в размере 132 779 911, 85 руб., в том числе: 125 526 000 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 7 253 911, 85 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета Брянской области.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 фактические расходы средств по данному направлению составили в общей сумме 104 966 118, 92 руб., в том числе: 99 556 541, 62 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 5 409 577, 30 руб. - за счет средств бюджета Брянской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 104 966 118, 92 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 99 231 705, 01 руб. (104 966 118, 92 х 125 526 000/132 779 911, 85).
Таким образом, перерасход средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Брянской области в 2016 году на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования составил 324 836, 61 руб. (99 556 541, 62 - 99 231 705, 01).
При таких обстоятельствах в нарушение п.3 ст.122 БК РФ, п.12 Правил N 624, п.2.1 и п.4.3.10 Соглашения, п.28 Приложения N 1 к Соглашению "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" Департаментом не было соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета бюджету Брянской области на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии), а именно - не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Брянской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 324 836, 61 руб.
На основании уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 25.05.2018 N 07-04-04/09-1037 Минфином России издан оспариваемый приказ, в соответствии с которым из бюджета субъекта бесспорно взыскана сумма средств в размере 324 836, 61 руб. в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое предоставляло субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
Приказ от 26.06.2018 N 1520 издан ответчиком в надлежащей форме в пределах полномочий, предусмотренных п.6 ст.166 и п.1 ст.306.3 БК РФ, согласно которым Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также в соответствии с п.10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.
Проверяя правомерность использования субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджету субъекта на условиях софинансирования, суд первой инстанции обоснованно отметил, что выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств. Направление таких отчетов предусмотрено условиями Соглашения.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н "Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета", и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Согласно п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
С учетом названных норм БК РФ, указание в законе субъекта Российской Федерации о региональном бюджете соответствующих ассигнований на исполнение расходных (бюджетных) обязательств является не только основанием для предоставления средств субсидии из федерального бюджет, но и свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации принял на себя соответствующие расходные (бюджетные) обязательства.
Кроме того, Соглашение является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов.
Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований.
Брянская область, сократив свои расходные обязательства, нарушила условия софинансирования расходных обязательств, допустив при этом избыточный расход средств федерального бюджета.
Таким образом, нарушение заявителем условий софинансирования является следствием нарушения субъектом своих расходных обязательств, что влечет бесспорное взыскание средств ранее предоставленного межбюджетного трансферта.
Бюджетным нарушением согласно п.1 ст.306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
К бюджетным мерам принуждения, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (п.2 ст.306.2 БК РФ).
В силу ст.306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Бюджетная мера принуждения является способом принудительного возврата (восстановления) бюджетных средств в тот бюджет, из которого они были предоставлены другому бюджету, в связи с совершением бюджетного нарушения властями публично-правового образования - субъекта Российской Федерации, бюджету которого были предоставлены средства субсидии из федерального бюджета.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь положениями бюджетного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ издан Минфином России при наличии к тому предусмотренных действующим законодательством оснований, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа Минфина России от 26.06.2018 N 1520 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" правомерен.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы, аналогичные доводам заявления, не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда. Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права, также не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2018 по делу N А40-175157/18 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175157/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО