г. Пермь |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А60-49984/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Рюмочная N 1"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 ноября 2018 года по делу N А60-49984/2018,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рюмочная N 1" (ИНН 6678039824, ОГРН 1146678002921)
к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании недействительным решения об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рюмочная N 1" (далее заявитель, ООО "Рюмочная N 1") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 24.07.18 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Рюмочная N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает на то, что заявителем соблюдены лицензионные требования и требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания.
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Рюмочная N 1" обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области с заявлением от 20.06.2018 о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении - объекте общественного питания "Буфет "Рюмочная N 1"", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ватутина, д.1 эт.1. Совместно с заявлением в лицензирующий орган представлены: уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе; договор аренды N 1 нежилого помещения от 24.07.2017 (регистрационный номер 66:41:0204056:894-66/0012017-7 от 15.08.2017); план с экспликацией на помещения, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ватутина, 1, выполненный ООО "Бюро технических и кадастровых работ"; заявление о внесении изменений в уведомление о начале предпринимательской деятельности; платежное поручение N 7 от 17.01.2018.
При рассмотрении и проверке данного заявления ООО "Рюмочная N 1" Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области следующее.
Между ООО "Торг-прайм" (арендодатель) и ООО "Рюмочная N 1" (арендатор) заключен договор аренды N 1 нежилого помещения от 24.07.2017, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование нежилое помещение общей площадью 120,6 кв.м., номера на поэтажном плане: 1-7, этаж 1, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ватутина, 1, кадастровый номер 66:41:0204056:894. В пункте 1.2. договора определено целевое назначение помещений: предоставление услуг общественного питания; розничная торговля. Срок действия договора по 31.12.2023.
Согласно плану с экспликацией на помещение с кадастровым номером 66:41:0204056:894, составленному по состоянию на 09.11.2017, объект недвижимости состоит из помещений: N 1 - тамбур, N 2а- торговый зал, NN 3, 4 и 5 - склады, N 6 - санузел, N 7 - кабинет, N 2 - зал обслуживания посетителей, N 1а - санузел, общей площадью 120,6 кв.м.; при этом помещения NN 1 а и 2а в число арендованных согласно договору не входят.
В заявлении о переоформлении лицензии обществом для целей лицензирования заявлены помещения: N 1- тамбур, N 1а - санузел, N 2 - зал обслуживания посетителей, NN 3 и 4 - склады, N 6 - санузел, при этом помещение N 1а - в число арендованных не входит.
В связи с наличием противоречий в представленных документах на основании приказа от 11.07.18 N 06-16-02/427 в отношении лицензиата проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения документарной проверки, ООО "Рюмочная N 1" в лицензирующий орган, представлена справка ООО "Бюро технических и кадастровых работ", согласно которой нумерация арендуемых ООО "Рюмочная N 1" помещений изменилась с 1-7 на 1, 1а, 2, 2а, 3-7 в результате проведения ремонтных и отделочных работ, общая площадь арендуемых помещений не изменилась. Таким образом, объектом аренды являются помещения: N 1- тамбур, N 1а - санузел, N 2 - зал обслуживания посетителей, NN 3 и 4 -склады, N 6 - санузел, составляющие объект общественного питания типа буфет, заявленный ООО "Рюмочная N 1" для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
По результатам внеплановой документарной проверки составлен акт от 24.06.2018 N 06-16-14/427.
На основании приказа от 10.07.2018 N 06-16-02/421 с целью установления соответствия лицензионным требованиям объекта общественного питания лицензирующим органом проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе внеплановой выездной проверки, 16.07.2018 осуществлен выезд по местоположению объекта общественного питания, заявленного для целей лицензирования ООО "Рюмочная N 1", по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Ватутина, д. 1.
При осмотре обособленного подразделения ООО "Рюмочная N 1" установлено, что заявленные для целей лицензирования помещения, составляющие объект общественного питания, расположены на первом этаже жилого пятиэтажного дома.
Заявленный объект имеет отдельный от жилых помещений вход. Вход для гостей является единым как для заявленного объекта общественного питания, так и для магазина "Балтым агроферма". За входной группой расположено помещение N 1 (согласно плану), фактически являющееся тамбуром, в котором расположены входы в помещение N 1а (согласно плану) и помещение N 2 (согласно плану).
Помещение N 1а имеет вывеску: "туалет для посетителей", фактическое назначение санузел. В санузле имеется: умывальник, напольный унитаз - чаша Генуя, картонная коробка с мешком для мусора, рулон туалетной бумаги, рулон бумажных полотенец, жидкое мыло. Зеркало, крючки для одежды, корзина для мусора, электророзетка отсутствуют.
Справа от входа в помещение N 1а расположен вход в помещение N 2 (согласно плану), через которое имеется проход в помещение N 2а (согласно плану). Помещения NN 2 и 2а фактически составляют единое помещение, физическая граница между которыми отсутствует. Указанное совмещенное помещение по периметру оснащено оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при розничной продаже товаров, а именно: прилавки, витрины, холодильники, стеллажи. Вдоль правой боковой стены (в передней части) помещения N 2 расположена буфетная стойка, иные признаки объекта общественного питания отсутствуют: потребление на месте продукции общественного питания не организовано, столы, стулья, столовая посуда, приборы, столовое белье отсутствуют; пластиковая потребительская тара реализуется в ходе розничной продажи, за отдельную цену.
Доступ в помещения N N 3,4 (согласно плану) с фактическим назначением складское, осуществляется через помещение N 5, не входящее в состав помещений объекта общественного питания, заявленного для целей лицензирования. Из помещения N 5 также имеется доступ в помещение N 6 (согласно плану) с фактическим назначением санузел для персонала.
Вход в помещение N 5 осуществляется через совмещенное помещение N 2 и расположен перед условной границей с помещением N 2а.
В ходе осмотра предоставлена копия регистрации контрольно-кассовой техники ООО "Рюмочная N 1" на буфет и один кассовый чек.
Лицензирующим органом в отношении объекта общественного питания, заявленного ООО "Рюмочная N 1" как буфет, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул. Ватутина, д. 1, необходимая совокупность признаков объекта общественного питания, установленная для буфета, в помещениях NN 1, 1а, 2, 3, 4, 6 общей площадью 61,9 кв.м., арендуемых ООО "Рюмочная N. 1", не выявлена. В зале обслуживания посетителей фактически отсутствуют условия для потребления продукции общественного питания, а именно, отсутствуют посадочные места для потребителей, столы, стулья. Зал оснащен торговым оборудованием для магазина: стеллажи, холодильники, прилавок, а также буфетной стойкой. Торговый зал магазина и зал обслуживания посетителей буфета фактически являются одним помещением; фактически в помещениях, заявленных как объект общественного питания, расположен объект розничной торговли, что противоречит требованиям п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области сделан вывод, что у помещений, заявленных ООО "Рюмочная N 1" как объект общественного питания буфет, отсутствует совокупность признаков, характеризующих помещения, как целостный объект общественного питания, в котором может осуществляться лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также вывод о том, что в представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки от 23.07.18.
24.07.2018 Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области принято решение об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на основании подп. 1 и 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
ООО "Рюмочная N 1", полагая, что отказ в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания является незаконным, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, пришел к выводам об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого ненормативного акта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 и 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию; лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
В ст. 19 указанного Федерального закона предусмотрен порядок выдачи (переоформления) лицензий, в том числе на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности. Организации, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.
В силу ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 191-ст с 01 января 2015 года введен в действие "Межгосударственный стандарт ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1676-ст с 01 января 2016 года введен в действие "Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013).
Согласно п. 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
В силу п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 объектом общественного питания является имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В соответствии п. 2 ГОСТ 31985-2013 зал для обслуживания посетителей - специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В п. 2 ГОСТ 31985-2013 буфет определен как предприятие общественного питания, находящееся в общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в т.ч. холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что лицензирующим органом установлено несоответствие объекта - "Буфет "Рюмочная N 1", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ватутина, д.1 эт.1, лицензионным требованиям. Так, в зале обслуживания посетителей фактически отсутствуют условия для потребления продукции общественного питания, а именно, отсутствуют посадочные места для потребителей, столы, стулья. Зал оснащен торговым оборудованием для магазина: стеллажи, холодильники, прилавок, а также буфетной стойкой. Торговый зал магазина и зал обслуживания посетителей буфета фактически являются одним помещением; в помещениях, заявленных как объект общественного питания, расположен объект розничной торговли, что противоречит требованиям п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Доводы заявителя "Рюмочная N 1"относительно разделения помещений буфета и магазина, основанные на данных плана с экспликацией, обоснованно отклонены судом, поскольку опровергаются представленными в материалы дела фотоматериалами к акту осмотра от 16.07.2018.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа ООО "Рюмочная N 1" в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с чем отсутствуют основания для признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта лицензирующего органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права; данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
ООО "Рюмочная N 1" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение от 03.12.2018 N 173, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 ноября 2018 года по делу N А60-49984/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рюмочная N 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рюмочная N 1" (ИНН 6678039824, ОГРН 1146678002921) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.12.2018 N 173 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49984/2018
Истец: ООО "РЮМОЧНАЯ N 1"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ