город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2019 г. |
дело N А32-39027/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Клинический санаторий "Металлург" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2018 по делу N А32-39027/2018,принятое судьей Бондаренко И.Н. по заявлению Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю к акционерному обществу "Клинический санаторий "Металлург" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к акционерному обществу "Клинический санаторий "Металлург" (далее - общество, санаторий) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Санаторий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
Акционерное общество "Клинический санаторий "Металлург" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что санаторий не осуществляет предпринимательскую деятельность; доказательств того, что санаторий оказывает медицинские услуги за определенную плату отсутствуют. Санаторий не оказывает в дневном стационаре медицинскую помощь по кардиологии и неврологии. Полагает, что отсутствуют доказательства грубого нарушения осуществления обществом санаторно-курортной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Полагает, что материалами дела подтверждается состав и вина общества в допущенном правонарушении.
Также от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, санаторий осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 02.07.2018 N ЛО-23-01-012485, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края (т.1 л.д. 44-48, 101-106).
На основании приказов руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 17.08.2018 N П-342\01\1-01\18, от 04.09.2018 N П-372/01/1-01/18, административным органом в период с 24.08.2018 по 14.09.2018 в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю на 2018 год, размещённого на официальном сайте (http://23.reg.roszdravnadzor.ru), а также осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, соблюдения лицензионных требований, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в санатории:
- отсутствует аппарат для общих ультрафиолетовых облучений, универсальный набор для восстановления мелкой моторики, гребной тренажер, тредмил (бегущая дорожка);
- в манипуляционном кабинете врача-косметолога санатория отсутствует аппарат для распаривания лица;
- в кабинете, где осуществляет прием врач-кардиолог санатория, отсутствует оснащение: аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный, экспресс анализатор кардиомаркеров портативный.
- в кабинете врача-пульмонолога отсутствует портативный спирометр с регистрацией кривой поток-объем, прибор для измерения уровня окиси углерода в выдыхаемом воздухе, прибор для измерения уровня окиси азота в выдыхаемом воздухе, спейсер;
- в санатории отсутствует оснащение, предусмотренное для кардиологического дневного стационара: аппарат для суточного мониторирования артериального давления, аппарат для холтеровского мониторирования сердечного ритма, аппарат для диагностики функции внешнего дыхания;
- в штате дневного стационара санатория не предусмотрена должность врача-кардиолога и врача-невролога.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 14.09.2018 N 292/18 (т.1 л.д. 17-23).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении лицензионных требований, установленных подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положения N 291), административным органом в отношении учреждения составлен протокол по делу об административном правонарушении от 14.09.2018 N 333/18 (т.1 л.д. 10-15).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Диспозиция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании N 291, в силу пунктов 4 и 5 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Согласно пункту 6 Положения N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Таким образом, исходя из приведенной нормы утвержденный порядок порядок оказания медицинской помощи в обязательном порядке содержит требования и к оснащению медицинской организации.
При этом в силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения указанного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
В частности, приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.05.2016 N 279н утвержден Порядок организации санаторнокурортного лечения (далее - Порядок N 279н).
Приложением N 3 к Порядку N 279н утвержден стандарт оснащения санатория, которым предусмотрено наличие в санатории универсального набора для восстановления мелкой моторики (графа 22), гребного тренажера (графа 37), тредмила (бегущая дорожка) (графа 38), аппарата для общих ультрафиолетовых облучений (графа 54).
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология", приложением N 2 к которому установлено стандартное оснащение косметологического кабинета, в том числе, манипуляционного, предусматривающего обязательное наличие аппарата для распаривания лица.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, Приложением N 3 установлен стандарт оснащения кардиологического кабинета, в список обязательного оборудования которого включены, в том числе, аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный и экспресс анализатор кардиомаркеров портативный (графы 24 и 25).
Приложением N 6 к Порядку N 918н установлен перечень оснащения кардиологического дневного стационара, в том числе, аппаратами для суточного мониторирования артериального давления, аппаратами для холтеровского мониторирования сердечного ритма и диагностики функции внешнего дыхания.
Приложения N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "пульмонология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 916н, предусмотрено оснащение кабинета врача-пульмонолога, включая следующее оборудование: портативный спирометр с регистрацией кривой поток-объем, прибор для измерения уровня окиси углерода в выдыхаемом воздухе, прибор для измерения уровня окиси азота в выдыхаемом воздухе, 10 спейсеров (графы 13,16,17,25).
В нарушение требований пунктов 13, 20, а также приложения N 4 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "кардиология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 918н, и пунктов 6, 10 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 926н,в штате дневного стационара санатория не предусмотрена должность врача-кардиолога и врача-невролога.
Данные обстоятельства по существу санаторием не оспариваются.
Довод о том, что санаторий не осуществляет виды деятельности по указанным направления, подлежит отклонению, поскольку согласно действующей лицензии в санатории предусмотрены первичная врачебная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара по терапии; первичная специализированная медико-санитарная помощь по кардиологии, неврологии, а также при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по кардиологии, неврологии и терапии.
Юридическим лицом в ходе проведения проверки представлен приказ АО "Клинический санаторий "Металлург" от 31.01.2018 N 41 "О деятельности дневного стационара", согласно пункту 5 которого штат дневного стационара сформирован из штатных единиц: врач-терапевт - 0,25 ст., медицинская сестра - 2,0 ст.
При таких обстоятельствах дела, подтвержденными надлежащими доказательствами, административный орган правомерно пришел к выводу о нарушении обществом обязательных требований, предусмотренных лицензией.
В то же время, соблюдение приведенных выше норм порядков является одним из лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 Положения N 291, несоблюдение которых в силу пункта 6 Положения N 291 является грубым нарушением лицензиатом требований лицензии.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество допустило грубые нарушения лицензионных требований, что образует объективную сторону вмененного учреждению правонарушения.
Санаторий, имея лицензию на осуществление медицинской деятельности и допустив грубые нарушения лицензируемого вида деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности.
Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, учреждение не приняло необходимых мер к их соблюдению.
Довод о том, что оказание медицинских услуг не осуществляется в рамках договоров подлежит отклонению, поскольку оказание медицинской деятельности санаторием обусловлено его определенным статусом и уставной деятельности, предполагающую иной порядок получения платы за оказанные услуги (санаторно-курортная).
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя учреждения.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного административного наказания на предупреждение и признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых правоотношений - жизнь и здоровье людей.
Назначенное судом наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания, соразмерно совершенному деянию.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2018 по делу N А32-39027/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.