г. Челябинск |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А76-15263/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обвинцевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2018 по делу N А76-15263/2018 (судья Кунышева Н.А.),
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Аверьянова Екатерина Юрьевна (удостоверение УР N 907177, доверенность от 12.03.2018), Зарубина Анна Витальевна (удостоверение УР N 908758, доверенность от 25.12.2018).
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Зарубина Анна Витальевна (удостоверение УР N 908758, доверенность от 09.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "КОНУС" (далее - заявитель, ООО "КОНУС", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска) о признании незаконным действий инспекции, выразившихся в отказе принять налоговые декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, налогу на прибыль за 12 месяцев 2017 года, расчет страховых взносов, поданные 09.01.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 30.10.2018) заявленные требования удовлетворены, действия ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, выразившиеся в отказе в принятии представленных ООО "КОНУС" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017, налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2017, расчета по страховым взносам за 2017 год, признаны незаконными, как не соответствующие нормам Налогового Кодекса РФ.
Налоговый орган не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы ссылается на правомерность отказа инспекции в принятии декларации за 4 квартал 2017 года. Полагает, что установленные налоговым органом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии полномочий у лица, подписавшего налоговую отчетность ООО "КОНУС".
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "КОНУС" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, а также отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании лица, представитель заинтересованного лица настаивает на доводах апелляционной жалобы, представитель третьего лица поддерживает позицию заинтересованного лица относительно доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "КОНУС".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "КОНУС" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.02.2016 по юридическому адресу г. Челябинск, ул. Автодорожная, д. 3, литер А4, офис 21, поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска.
В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также учредителя при регистрации общества указана Русакова Тамара Альбертовна (л.д. 31-38).
Обществом 09.01.2018 и 15.01.2018 в электронном виде в налоговый орган представлены декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, налогу на прибыль за 12 месяцев 2017 года, расчет страховых взносов, заверенная электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).
В ходе установления обстоятельств деятельности ООО "КОНУС" инспекцией установлено, что общество по месту регистрации не находится, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости от 04.10.2017 N 193-р.
Согласно протоколу допроса свидетеля - учредителя и директора общества Русаковой Тамары Альбертовны указанное лицо осуществило регистрацию общества за денежное вознаграждение, фактическое руководство деятельностью общества ею не осуществлялось.
В этой связи 21.09.2017 Межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении ООО "КОНУС".
При указанных обстоятельствах инспекций сделан вывод, что налоговые декларации и расчет подписаны неустановленным лицом, электронная подпись не принадлежит подписанту.
09.01.2018 и 15.01.2018 налоговым органом сформированы уведомление об отказе в приеме налоговых декларации по основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент).
Обществом в Управление подана жалоба на бездействие инспекции, выраженное в непринятии налоговой декларации (л.д.10-11).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/001071 от 27.02.2018 в удовлетворении жалобы общества отказано (л.д.29-30).
Заявитель, считая действия налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации незаконными, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом.
Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ)
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 09.01.2018 в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в электронном виде представлена декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 2 за 4 квартал 2017 года, налогу на прибыль за 12 месяцев 2017 года, расчет страховых взносов, которая не была принята налоговым органом.
ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в ходе выяснения обстоятельств деятельности ООО "КОНУС" установила, что общество по месту регистрации не находится, учредитель и директор общества Русаковой Тамары Альбертовны осуществила регистрацию общества за денежное вознаграждение, фактическое руководство деятельностью общества ею не осуществлялось.
21.09.2017 Межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении ООО "КОНУС".
На основании вышесказанного, инспекций сделан вывод, что налоговые декларации и расчет подписаны неустановленным лицом, электронная подпись не принадлежит подписанту.
Обществу по телекоммуникационным каналам связи направлены информационные сообщения от 09.01.2018 и 15.01.2018 с объяснениями причин отказа в приеме налоговой декларации.
В пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
К таким основаниям относятся:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Основание, которое предполагает, что декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, не является причиной для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации, поскольку отсутствует в пункте 28 Административного регламента.
Законным представителем общества с ограниченной ответственностью в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" является единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие).
Суд апелляционной инстанции, с учетом положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ, пришел к верному выводу, что ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом для целей принятия налоговым органом налоговой отчетности не установлены такие полномочия как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.
Приведенные налоговым органом обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации.
Судебная коллегия отмечает, что недостоверность и неполнота сведений об обществе, содержащихся в налоговой декларации, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами; вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать налогоплательщикам (налоговым агентам) в принятии налоговой отчетности.
С учетом изложенных обстоятельств, правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для её удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2018 по делу N А76-15263/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15263/2018
Истец: ООО "КОНУС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КУРЧАТОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области