г. Вологда |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А05-8347/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2018 года по делу N А05-8347/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Профсервис" (ОГРН 1122901018404, ИНН 2901229086; адрес: 163039, Архангельская область, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43, офис 3; далее - ООО "Профсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным приказа от 28.06.2018 N 01-50/517/1 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Рейдовая 7" (ОГРН 1182901013822, ИНН 2901291856; адрес: 163035, Архангельская область, город Архангельск, улица Рейдовая, дом 7, квартира 57; далее - товарищество) и муниципальное образование "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на ненадлежащую оценку доводов заявителя о том, что изменить способ управления возможно только после истечения календарного года. Указывает на то, что в период времени с момента проведения конкурса до подписания договора управления, заявитель не знал о том, что собственниками спорного дома выбран иной способ управления, узнал лишь с момента получения спорного приказа инспекции. Также ссылается на нарушение инспекцией сроков уведомления.
От ответчика и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Профсервис" действует на основании лицензии от 20.04.2015 N 029000072 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Администрацией на основании части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) 27.04.2018 проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для ряда многоквартирных домов в городе Архангельске, объединенных в лот N 1, а именно: для домов N 7 корпус 1 и N 8 корпус 2 по улице Дежневцев, дома N 31 по улице Зеньковича, дома N 11 по улице Клепача, домов N 5 и 7 по улице Рейдовой, дома N 6 по улице Штурманской.
На момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО "Профсервис".
Конкурсной комиссией принято решение, оформленное протоколом N 2 по лоту N 1 рассмотрения заявок на участие в конкурсе, о заключении договора управления вышеназванными многоквартирными домами с ООО "Профсервис".
Общество 15.06.2018 представило в инспекцию заявление о внесении изменений об указанных выше многоквартирных домах в реестр лицензий Архангельской области.
По итогам проверки заявления и документов, представленных обществом, ответчиком составлено заключение от 28.06.2018 N 06-29/517, на основании которого инспекция издала приказ от 28.06.2018 N 01-50/517 о внесении изменении в реестр лицензий Архангельской области, в соответствии с которым в реестр лицензий Архангельской области 01.07.2018 подлежали включению сведения о многоквартирных домах, расположенных в городе Архангельске по адресам: улица Дежневцев, дом 7, корпус 1, улица Дежневцев, дом 8, корпус 2, улица Зеньковича, дом 31, улица Клепача, дом 11, улица Рейдовая, дом 5, улица Штурманская, дом 6.
Также инспекцией издан приказ от 28.06.2018 N 01-50/517/1 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области в части включения в реестр сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Архангельск, улица Рейдовая, дом 7. Отказ мотивирован ссылкой на часть 3 статьи 161 ЖК РФ и на то обстоятельство, что собственниками помещений названного многоквартирного дома выбран новый способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ).
При этом судом установлено, что в дате указанного приказа допущена очевидная техническая ошибка: вместо правильной даты 28.06.2018 указана дата 28.06.2016. Данная техническая ошибка в дате приказа исправлена инспекцией, что подтверждается материалами дела.
Не согласившись с приказом инспекции от 28.06.2018 N 01-50/517/1, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что данный приказ соответствует законодательству, поскольку в ходе проверки, проведенной инспекцией, установлено, что собственниками указанного многоквартирного дома 28.04.2018 выбран способ управления многоквартирным домом - ТСЖ "Рейдовая 7".
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего спора исходит из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьей 192 ЖК РФ.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана (статья 192 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Законом N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
С 1 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр далее - Порядок).
Данный Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего в числе прочего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, указанные в пункте 3 Порядка.
Согласно пункту 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 этого Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Как установлено пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 данного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В свою очередь, в силу пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
На основании части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Согласно статье 21 Закона N 99-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в реестр является решение, принятое лицензирующим органом в установленном законом порядке.
Статьей 14 Закона N 99-ФЗ установлено, что решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
В данном случае, как указано судом, оспариваемый приказ инспекции, которым заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий, а именно во включении дома N 7 по улице Рейдовой в городе Архангельске, соответствует законодательству, поскольку в ходе проверки ответчиком установлено, что собственниками указанного многоквартирного дома 28.04.2018 выбран способ управления многоквартирным домом - ТСЖ "Рейдовая 7" (том 1, листы 68-71).
Действительно, материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Рейдовая 7" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.05.2018 за основным государственным регистрационным номером 1182901013822 (том 2, лист 22).
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что сведения, представленные заявителем в инспекцию, противоречили имеющимся у инспекции сведениям о выбранном способе управления названным многоквартирным домом.
При этом суд отклонил доводы заявителя о том, что такое решение об изменении способа управления домом можно было принять только после истечения календарного года со дня заключения договора управления от 01.07.2018, то есть после 01.10.2019, а также ссылку общества на часть 8.1 статьи 162 ЖК РФ, указав на то, что в рассматриваемом случае данная норма не подлежит применению, поскольку решение от 28.04.2018 о выборе способа управления многоквартирным домом принято до заключения с обществом договора по итогам открытого конкурса.
Между тем судом не учтено следующее.
В материалах дела усматривается, что конкурс по отбору управляющей организации в отношении в том числе спорного дома проведен администрацией 27.04.2018, что подтверждается протоколами вскрытия конвертов и рассмотрения заявок участников конкурса.
Однако выбор собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 7 по улице Рейдовой города Архангельска способа управления домом состоялся 28.04.2018, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования (том 1, листы 118 - 122).
При этом, как следует из пункта 4 повестки собрания в этот же день рассматривался вопрос о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Левобережье" (далее - ООО УК "Левобережье").
Более того, только приказом от 28.06.2018 N 01-50/514 в реестр лицензий Архангельской области инспекцией внесены изменения об исключении ООО УК "Левобережье" из этого реестра сведений о спорном доме, которым управляло названное общество (том 1, лист 72).
Как следует из отзыва администрации на заявление общества, основанием для проведения конкурса было обращение муниципального учреждения МО "Город Архангеьск" от 07.06.2017 N 5120 о поступлении со стороны ООО УК "Левобережье" уведомления о расторжении договора управления многоквартирными домами, в том числе спорным домом. (том 1 лист 107)
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на дату проведения администрацией конкурса, по результатам которого общество определено в качестве управляющей организации спорного дома, у данного дома уже имелась иная управляющая организация, договор с которой был расторгнут собственниками помещений только 28.04.2018, то есть после окончания конкурса.
Следовательно, жильцами дома на момент проведения конкурса был избран способ управления домом в виде управляющей организации, а изменен этот способ на ТСЖ только 28.04.2018.
Вместе с тем, как указано в пункте 4 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей на дату проведения конкурса, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, у администрации не имелось правовых оснований ля проведения конкурса в отношении рассматриваемого многоквартирного дома.
Следовательно, оспариваемый приказ инспекции в любом случае не нарушает прав заявителя, поскольку оснований для участия в этом конкурсе у общества не возникло ввиду отсутствия оснований ля проведения такого конкурса.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие общества с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с непоступлением к началу заседания запрошенного судом подлинника платежного поручения на уплату государственной пошлины данная пошлина взыскивается с подателя жалобы в силу статьи 110 АПК РФ.
Вместе с тем подлинник платежного поручения общество вправе предъявить при исполнении судебного акта.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2018 года по делу N А05-8347/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" (ОГРН 1122901018404, ИНН 2901229086; адрес: 163039, Архангельская область, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43, офис 3) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8347/2018
Истец: ООО "Профсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: администрация муниципального образования "Город Архангельск", в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск", ТСЖ "Рейдовая 7"