г.Самара |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А65-22751/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2018 года по делу N А65-22751/2018 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое в виде резолютивной части в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя Шайдуллиной Диляры Равильевны, Республика Татарстан, г. Казань,
к государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 26.04.2018 N 013S19180010166,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шайдуллина Диляра Равильевна (далее - ИП Шайдуллина Д.Р., заявитель, предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 26.04.2018 N 013S19180010166 о привлечении страхователя к ответственности за совершения правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, решение Управления ПФР от 26.04.2018 N 013S19180010166 признано недействительным. На Управление ПФР возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ИП Шайдуллиной Д.Р. С Управления ПФР в пользу ИП Шайдуллиной Д.Р. взыскано 300 рублей в возмещение государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 06.09.2018 N 573.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о взыскании с ИП Шайдуллиной Д.Р. штрафа в размере 3000 рублей в полном объеме, ссылаясь на то, что Управление ПФР, осуществляя публичные полномочия, действовало в точном соответствии с действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете. Факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-М материалами дела подтвержден. Управлением ПФР при рассмотрении акта и материалов проверки обстоятельств, препятствующих своевременному предоставлению отчетности, не выявлено.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР в отношении заявителя была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
Исходя из абзаца 2 статьи 1 Закона N 27-ФЗ, заявитель является страхователем.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 2-2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ. Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.
Проведенной Управлением ПФР проверкой выявлено нарушение предпринимателем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении шести застрахованных лиц.
В частности, 14 мая 2017 года ИП Шайдуллина Д.Р. направила в Управление ПФР сведения о застрахованных лицах за апрель 2017 года, данные сведения были приняты ПФР, что подтверждается положительным протоколом входного контроля.
ИП Шайдуллина Д.Р. 26 февраля 2018 года получила от Управления ПФР информацию о необходимости устранения ошибок, выявленных в сведениях персонифицированного учета, представленных страхователем в ПФР.
По утверждению ИП Шайдуллиной Д.Р., после получения вышеуказанной информации она обнаружила, что в связи с техническим сбоем в бухгалтерской системе 1С сведения о застрахованных лицах, направленные ею в Управление ПФР 14 мая 2017 года, являлись недостоверными (неполными).
В целях устранения выявленного Управлением ПФР нарушения 09 марта 2018 года ИП Шайдуллина Д.Р. направила заинтересованному лицу дополняющую форму отчетности СЗВ-М для дополнения ранее принятых заинтересованным лицом сведений о застрахованных лицах за апрель 2017 года. Отчетность была получена и принята Управлением ПФР 09 марта 2018 года, что подтверждается квитанцией о получении сведений ПФР и положительным протоколом входного контроля.
Управлением ПФР в ходе проверки правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, было установлено, что заявителем 09.03.2018 были предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за апрель 2017 года по форме СЗВ-М в "доп." форме, в связи с чем был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15 марта 2018 года N013S18180008253.
В указанном акте страхователю также было предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
По результатам рассмотрения акта, материалов проверки Управлением ПФР принято оспариваемое решение от 26 апреля 2018 года N 013S19180010166 о применении финансовых санкций в размере 3000 рублей за совершение нарушения законодательства РФ, выразившегося в неполном и недостоверном представлении ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (6 застрахованных лиц х 500 руб. = 3000,00 руб.).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 17 закона N 27-ФЗ (ч. 3 ст. 17 - в редакции после 01.01.2017) предусмотрено за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, применение финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как видно из материалов дела, ИП Шайдуллина Д.Р. 26 февраля 2018 года получила от Управления ПФР информацию о необходимости устранения ошибок, выявленных в сведениях персонифицированного учета, представленных страхователем в ПФР. Следовательно, недостоверность ранее представленных Управлению ПФР сведений не была выявлена заявителем самостоятельно.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, финансовые санкции не применяются.
Между тем страхователем сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за апрель 2017 года по "дополняющей" форме были представлены в Управление ПФР за пределами 5-дневного срока со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона N27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Учитывая, что в данном случае страхователем не были представлены в Управление ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, ИП Шайдуллина Д.Р. подлежит привлечению к ответственности. При этом доказательств невозможности своевременного представления заинтересованному лицу уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах в материалы дела заявитель не представил.
Обжалуя решение Управления ПФР, заявитель указал на несоответствие решения Управления ПФР требованиям законодательства Российской Федерации в связи с непринятием заинтересованным лицом во внимание формального характера состава правонарушения, смягчающих обстоятельств, принципа соразмерности наказания допущенному нарушению при вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности.
Данные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку в данном случае назначенный Управлением ПФР штраф в размере 3 000 рублей соразмерен совершенному правонарушению, соответствует характеру совершенного предпринимателем нарушения. Размер штрафных санкций Управлением ПФР определен в строгом соответствием с нормой правой, устанавливающей данную ответственность.
При этом Управление ПФР полагает, что негативные последствия наступают, как для органов ПФР (вследствие невозможности удержания с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий в силу пункта 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), так и для застрахованных лиц (вследствие нарушения их права на своевременную индексацию размера назначенных пенсий).
Управление ПФР действует в рамках пенсионного законодательства, так как введение отчетности по форме СЗВ-М связано с отменой индексации пенсий работающих пенсионеров (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Закон N 400-ФЗ). Иными словами, работающие пенсионеры получают пенсию без учета плановой индексации. После увольнения пенсионер начинает получать уже повышенную пенсию с учетом индексации, прошедшей в период, когда он был трудоустроен (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Целью представления отчетности по форме СЗВ-М является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 16, 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также ст. 147 и ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат. Расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ.
Из положений ст.6, ст. 15, п.3 ст. 1064 ГК РФ следует, что убытки (расходы), понесенные лицом для восстановления нарушенного права в результате правомерных действий, подлежат возмещению в случаях, предусмотренных законом. Между тем, действующим законодательством (Закон N 27-ФЗ, Закон N 400-ФЗ) не предусмотрено удержание с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий.
Таким образом, несвоевременным представлением отчета заявитель мог создать условия для возникновения переплаты (недоплаты) денежных сумм, то есть реальную угрозу причинения вреда в виде материального ущерба в отношении выплат работающим пенсионерам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления ПФР соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований не имеется.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 декабря 2018 года, принятое в виде резолютивной части, следует отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ИП Шайдуллиной Д.Р. отказать.
Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в арбитражный суд в размере 300 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2018 года по делу N А65-22751/2018 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Шайдуллиной Диляры Равильевны отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22751/2018
Истец: ИП Шайдуллина Диляря Равильевна г. Казань
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20902/18