г. Москва |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А41-66103/23 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Боровиковой С.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Частного учреждения дополнительного образования "Школа иностранных языков "Биг Тайм" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2023 года по делу N А41-66103/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Частного учреждения дополнительного образования "Школа иностранных языков "Биг Тайм" к Индивидуальному предпринимателю Ряшенцевой Наталье Алексеевне о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак,
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение дополнительного образования "Школа иностранных языков "Биг Тайм" обратилось с иском к Индивидуальному предпринимателю Ряшенцевой Наталье Алексеевне о взыскании компенсации в размере 300 000 рублей за нарушение исключительных прав на товарный знак N 803279 "БИГ ТАЙМ Школа иностранных языков".
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2023 года (резолютивная часть решения подписана судьей 03.10.2023) в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Частное учреждение дополнительного образования "Школа иностранных языков "Биг Тайм" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец является правообладателем товарного знака N 803279 "БИГ ТАЙМ Школа иностранных языков", Класс МКТУ: 41.
В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет истцу стало известно о том, что ответчик использует товарный знак в виде словесного обозначения "BIG TIME" на сайте: https://engstud.ru/.
Претензией от 03.05.2023 истец уведомил ответчика о факте использования словесного обозначения и потребовал прекратить использование товарного знака "БИГ ТАЙМ" и выплатить сумму компенсации в размере 300 000 рублей.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; товарные знаки и знаки обслуживания.
Пунктом 1 ст. 1229 ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении (п. 1 ст. 1251 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 1252 ГК РФ предусмотрено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения.
При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
Согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения.
Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Согласно п. 1 и 2 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В силу п. 3 ст. 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
При обращении с требованием о защите исключительных прав истец в силу положений ст. 65 АПК РФ должен доказать принадлежность ему исключительных прав, в защиту которых предъявляется соответствующее требование, а также факт нарушения этих прав ответчиком.
Защита исключительного права на товарный знак реализуется на основании пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ, в том числе, путем предъявления в суд искового требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, обращенного к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
Согласно п. 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.
Вопрос о сходстве до степени смешения двух обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
В соответствии с постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 2979/06 и N 3691/06 угроза смешения имеет место, если один товарный знак воспринимается за другой или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба товарных знака принадлежат одному и тому же предприятию.
Такая угроза зависит от нескольких обстоятельств: от оценки однородности обозначенных знаком товаров и услуг, от различительной способности знака с более ранним приоритетом; от сходства противопоставляемых знаков.
Согласно пункту 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила), обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Данные признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Вместе с тем согласно пункту 41 Правил N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Суд указывает, что при определении степени сходства сравниваемых обозначений устанавливается не сходство и полное отсутствие такового, а наличие определенной степени сходства или отсутствие таковой.
Степень сходства учитывается впоследствии при формулировании вывода о наличии или отсутствии вероятности смешения.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется также исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров/услуг.
В обоснование иска истцом представлены скриншоты сайта https://engstud.ru/.; распечатка сведений о товарном знаке N 803279, содержащихся в государственном реестре товарных знаков; распечатка сведений о товарном знаке N 803279, содержащихся в государственном реестре товарных знаков.
Как указывает истец, использование спорного товарного знака и обозначения, содержащих словесный элемент "BIG TIME" и обладающих фонетическими и смысловыми элементами для однородных услуг, создает реальную угрозу их смешения.
Согласно описанию обозначения товарного знака N 803279, изложенному в заявке на регистрацию товарного знака, первая часть товарного знака "БИГ ТАЙМ" представляет собой вымышленное слово, образованное буквами русского алфавита.
Вместе с тем, логотип, ответчика представляет собой написание устойчивого выражения на английском языке, представляющего собой фразеологизм - "время больших совершений здесь и сейчас" или "звездный час здесь и сейчас".
Вышеуказанное свидетельствует, что товарный знак истца "БИГ ТАЙМ школа иностранных языков" и логотип, который ранее использовал ответчик "BIG TIME here and now", не являются схожими до степени смешения по смысловым элементам.
Кроме того, цвет написание товарного знака: красный, слово "БИГ ТАЙМ" написано русскими буквами заглавными буквами, под ними фраза на русском языке также красными буквами "Школа иностранных языков".
Как видно из логотипа, ранее используемого ответчиком, цвет написания логотипа: синий.
Слово "BIG" написано заглавными буквами, слово "Time" размещено поверх слова BIG, более мелким шрифтом, под ними расположены слова "Here & now".
Шрифт и алфавит написаний обозначений также являютя разными.
Указанные обозначения истца и ответчика являются различными по визуальному восприятию, так как имеют различный шрифт, алфавит, цвет, размер, слова и порядок написания таких слов.
С точки зрения фонетического восприятия указанные обозначения являются различными, так как "БИГ ТАЙМ школа иностранных языков" и "BIG TIME here and now" являются различными наименованию относительно их общего содержания словесной конструкции.
Кроме того, наличие у обозначения смыслового значения (или, наоборот, отсутствие такового) может способствовать признанию сравниваемых обозначений несходными, несмотря на их звуковое сходство.
Проведя сравнительный анализ товарного знака истца и обозначения, используемого ответчиком, арбитражным апелляционным судом установлено, что схожесть до степени смешения у противопоставляемых объектов отсутствует и не может восприниматься потребителями спорное обозначение в качестве товарного знака истца.
Критерий наличия сходства сравниваемых обозначений до степени смешения является императивным элементом состава нарушения права владельца товарного знака при его использовании.
Суд принял во внимание, что сравниваемые обозначения истца и ответчика характеризуются наличием словесного элемента "Биг Тайм".
Вместе с тем обозначение ответчика не способствует возникновению смысловой ассоциации с характеристиками товаров и услуг истца, для индивидуализации которых зарегистрированы истцом товарный знак.
Суд считает, что истцом не представлены доказательства смешения спорных обозначений, в связи с чем суд пришёл к выводу о том, что обозначение ответчика не является сходным до степени смешения с товарным знаком истца, так как оно не ассоциируется с ними в целом.
Материалами дела также подтверждается, что деятельность ответчика на сайте https://engstud.ru/ ведется с 2018 года, в том время как товарный знак N 803279 зарегистрирован 10.03.2020.
На настоящее время словесное обозначение ответчика с интернет-сайта удалено, доказательств использования словесного обозначения истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком исключительного права истца на товарный знак N 803279 "БИГ ТАЙМ Школа иностранных языков", и как следствие, отсутствием оснований для взыскания с ответчика компенсации.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Частного учреждения дополнительного образования "Школа иностранных языков "Биг Тайм" проверены апелляционным судом и не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2023 года по делу N А41-66103/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66103/2023
Истец: ООО ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ БИГ ТАЙМ
Ответчик: Ряшенцева Наталья Алексеевна
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-672/2024
27.04.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-672/2024
28.03.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-672/2024
15.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24488/2023
23.10.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-66103/2023