город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2019 г. |
дело N А53-24686/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ГУП РО "УРСВ": Бондарева А.А., по доверенности от 07.09.2018 N 336/18,
от ГЖИ РО: Василькив Е.Е., по доверенности от 07.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2018 по делу N А53-24686/2018, принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - ГЖИ РО) о признании недействительным предписания от 19.07.2018 N 1803.
Решением от 03.12.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что нарушение сохранности контрольных пломб признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Представитель ГУП РО "УРСВ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования предприятия.
Представитель Госжилинспекции Ростовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в адрес Государственной жилищной инспекции Ростовской области поступило обращение в связи с действиями Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" от жильца, проживающего в многоквартирном доме по адресу Ростовская область, г. Шахты, ул. Красной Армии, д. 144 кв. N 7.
На основании распоряжение N 4756 от 05.07.2018, должностным лицом инспекции проведена проверка в отношении Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в период с 06.07.2018 по 25.07.2018 в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, с целью выявления и устранения нарушений жилищного законодательства в части качества предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
В ходе проверки выявлены нарушения предприятием пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2011 N 354 в части применения повышающего коэффициента в период с 05.05.2017 по 23.08.2018 согласно пункту 81 названных Правил при начислении платы за водоотведение.
Повышающий коэффициент при начислении размера платы за коммунальные услуги по водоотведению не применяется в соответствии с пунктом 42 Правил от 05.06.2011 N 354.
Выявленное нарушение зафиксировано инспекцией в акте проверки N 4756 от 19.07.2018.
По результатам проверки государственным жилищным инспектором выдано предписание N 1803 от 19.07.2018, которым Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" предписано устранить нарушения и привести расчет за коммунальную услугу по водоотведению за период с 05.05.2017 по 23.08.2017, предоставленную потребителю квартиры N7 дома N 144 по ул. Красной Армии, г. Шахты в соответствие с пунктом 42 Правил от 05.06.2011 N354, без применения повышающего коэффициента. Срок исполнения предписания установлен до 10.08.2018.
Считая незаконным предписание жилищной инспекции, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 (далее - Положение), Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным, в том числе на осуществление государственного жилищного надзора (контроля).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения, инспекция планирует, организует и проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными лицами и гражданами обязательных требований, в муниципальных образованиях Ростовской области - через государственных жилищных инспекторов, размещенных в городах: Ростов-на-Дону, Батайск, Белая Калитва, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Цимлянск, Шахты.
Пунктом 2.1.4 Положения, установлено, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 17 названного Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, а спорное предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за холодное водоснабжение и водоотведение (части 2 - 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354.
Пунктом 42 названных Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу (в частности по холодному водоснабжению и водоотведению), предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Так, согласно формуле 4 размер платы за коммунальную услугу по холодному, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по следующей формуле Pi = ni x Nj x Ткр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги, T^ - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, из указанной формулы следует, что при расчете стоимости водоотведения повышающий коэффициент не предусмотрен.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 05.08.2017 при проведении сотрудниками Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" обследования технического состояния узла учета холодной воды по адресу Ростовская область, г. Шахты, ул. Красной Армии, д. 144, кв. 7 установлено, что прибор учета холодной воды был снят с эксплуатации в связи с нарушением опломбировки (срыв пломбы), о чем составлен акт контрольного обследования N 97838 от 05.08.2017.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как разъяснено в пункте 81(11) Правил N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение сохранности пломб признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Установив 05.08.2017 нарушение опломбировки прибора учета холодной воды ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" доначислило плату за услуги холодного водоснабжения и транспортировки сточных вод в общей сумме 113 155,22 руб. Расчет выполнен с учетом повышающего коэффициента (10).
Основанием для начисления потребителю платы за водоснабжение и водоотведение исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 из расчета 3 фактических проживающих лиц, послужил акт контрольного обследования ГУП РО "УРСВ" от 05.08.2017, согласно которому на момент проведения контрольного обследования водомера N 13751051, установленного по указанному адресу, выявлено нарушение пломбы - "сорвана" (л.д. 20).
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что прибор учета был неисправен, либо того, что в работу прибора учета имело место вмешательство.
Суд признает обоснованной позицию жилищной инспекции о том, что поскольку у потребителя, проживающего в квартире N 7 многоквартирного дома N 144 по ул. Красная Армия в г. Шахты Ростовской области, прибор учета холодного водоснабжения был установлен, следовательно, техническая возможность его установки имеется, в связи с чем в данном случае отсутствуют безусловные основания для применения формулы 4 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Таким образом, формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354 не предусматривает ее (формулы) применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по водоотведению.
Согласно абзацу 6 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива водоотведения.
Таким образом, Правилами N 354, регламентирующими порядок расчета платы за коммунальные услуги, не предусмотрено применение повышающего коэффициента 10 при определении размера платы за коммунальную услугу по водоотведению в случае неоснащения жилого помещения прибором учета либо выхода прибора учета из строя.
При таких обстоятельствах, жилищной инспекцией обоснованно возложена на предприятие обязанность по устранению выявленного нарушения путем приведении расчета за коммунальную услугу по водоотведению за период с 05.05.2017 по 23.08.2017, предоставленную потребителю квартиры N 7 дома N 144 по ул. Красной Армии, г. Шахты, в соответствие с пунктом 42 Правил от 05.06.2011 N354, то есть без применения повышающего коэффициента.
Предписание направлено на устранение выявленных нарушений, допущенных заявителем. В предписании содержатся указание на выявленное нарушение и способ его устранения, а также срок устранения, в связи с чем основания для удовлетворения заявления ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 03.12.2018 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей, отсрочка уплаты которой была предоставлена заявителю при принятии жалобы к производству, подлежит взысканию с ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 декабря 2018 года по делу N А53-24686/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24686/2018
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22034/18
24.01.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24686/18
28.12.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22034/18
03.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24686/18
09.08.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24686/18